ПРОБЛЕМА АДЕКВАТНОСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР И МЕСТО ИГРЫ “ДУОПОЛИЯ С ВЫБОРОМ ВЫПУСКА ИЛИ ЦЕНЫ” В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Коршунов Владимир Анатольевич (cc@rea.ru), Российская экономическая академия имени Г.В.Плеханова, г.Москва.

В учебной литературе по экономике фирмы наметился разрыв между строгостью микроэкономического (оптимизационного) подхода и направленностью преподавания на прикладных экономических кафедрах, обучающих основам менеджмента. Математики, работающие в области микроэкономики, в частности, специалисты из ЦЭМИ РАН, СПбУЭФ, ВШЭ в учебниках по микроэкономике, например, в [1], [2] четко разграничивают типы товарных рынков.

Преподаватели менеджмента и маркетинга — создатели компьютерных деловых игр (КДИ) — в учебных пособиях либо не оговаривают для каких именно типов рынков пригодны их КДИ [3]—[5], либо даже допускают грубые ошибки при описании сути товарного рынка, являющегося моделируемой средой для созданной ими КДИ [6].

Подход микроэкономистов можно свести к следующим утверждениям. Известно, что “по версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка — продавцы”[1], тогда как “по версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной структуры всегда являются предприниматели” [1]. Различия между этими версиями, оценки устойчивости равновесных состояний по которым могут не совпадать, объясняются тем, что “интерпретация процесса установления рыночного равновесия по Вальрасу соответствует условиям совершенной конкуренции, а по Маршаллу — условиям несовершенной конкуренции в коротком периоде” [1].

Подход микроэкономистов также основан на схеме классификации товарных рынков по типу товара и числу продавцов, упрощенный вариант которой, скомпилированный по информации из [7],[2],[8], описан ниже.

  1. Совершенная конкуренция (однородный товар, много продавцов).Управляемый параметр — выпуск. Цена на рынке не зависит от размера выпуска фирмы, которая называется ценополучателем (price taker)

  2. Монополия (как однородный, так и неоднородный товар, один продавец).Управляемые параметры: выпуск, либо (на практике) цена, но не то и другое одновременно. Цена на рынке зависит от размера выпуска. Фирма-монополист называется ценоустановителем (price setter) или ценообразователем (price maker).

  3. Количественная олигополия (однородный товар, немного продавцов). Управляемый параметр — выпуск. Цена на рынке зависит как от размера выпуска фирмы, так и от размера выпуска конкурирующих фирм, называемых ценоискателями (price searcher)

  4. Ценовая олигополия (неоднородный товар, немного продавцов). Управляемый параметр — цена. Объем выпуска фирмы зависит как от цены на ее товар, так и от цен на товары конкурирующих фирм, называемых ценоискателями (price searcher).

  5. Монополистичес тематической моделью является паутинообразная модель Вальраса [4], [5] и читателю достаточно обнаружить в учебнике [1] приведенные выше цитаты (см. с. 119 и 121), чтобы идентифицировать тип товарного рынка.

    Изучая описание КДИ ОРГПРО, СИПРОМЕК, СТРАПЛАН для выяснения типовой принадлежности их рыночных моделей, читателю необходимо запастись несколько большим терпением, пока на с. 213 (в [3]) он не обнаружит фразу: “Процедуру первоначального определения минимальной цены изделия, обеспечивающего безубыточное производство, для планируемого объема реализации изделий предла-гается осуществлять с помощью метода расчета точки безубыточности”.

    Классификация товарных рынков позволяет также оценить следующее высказывание. “Можно представить следующую картину: в течение определенного периода времени на рынке функционируют несколько фирм <...>, которые производят и реализуют однородную, но различающуюся по качеству продукцию и по существу являются отраслью <...>. Здесь мы имеем дело с особенно интересным с точки зрения исследования конкуренции олигополистическим типом рынка. Каждая фирма имеет существенную долю рынка в результате чего изменение ею цены на свою продукцию или объема предложения продукции будет влиять на положение на рынке других фирм”([6], с. 3).

    Сопоставление этой цитаты, а также списка управляемых параметров КДИ ([6], стр. 10-11) и классификационной схемы приводит к выводу, что авторы [6] рассматривают одновременное изменение объемов предложения и цены как параметров, управляемых (не оптимизируемых, а подбираемых) менеджером каждой фирмы. Такой подход игнорирует выводы микроэкономической теории [1], [2], разделяющей олигополию на количественную и ценовую (см. табл. 1). К сожалению, подобное игнорирование автору тезисов приходилось встречать не единожды при знакомстве с вузовскими КДИ.

    В связи со сказанным, своевременно поставить проблему адекватности КДИ типу моделируемого ею товарного рынка. Если создатели КДИ не согласны с классификацией, предъявленной в табл. 1 по материалам из [2], [7], [8], то с их стороны было бы желательно как то обосновать это, представив в качестве контрпримеров данные по конкретным отраслям, которые бы выходили за рамки условной схемы, созданной экономистами-математиками. Однако, в настоящее время в учебном процессе классификация товарных рынков основана именно на установках, представленных в табл. 1, и если мы хотим подчеркнуть междисциплинарные связи курсов “микроэкономика” и “менеджмент”, а не игнорировать их, то, наверное, поступать надо по-другому.

    Подход автора этих тезисов к моделированию на персональном компьютере действий менеджеров фирм на рынках ценовой либо количественной дуополии основан на попытке базировать и наращивать модели менеджмента на "каркасе" соответствующей микроэкономической модели, инструментом решения которой, в свою очередь, являются теоретико-игровые методы [9], [8].

    КДИ “Дуополия с выбором выпуска или цены” (DUOPOLY) может быть использован при изучении:
    1) микроэкономики (темы: "олигопольные рынки" и "издержки производства") ;
    2) менеджмента (темы: "анализ безубыточности для одного и нескольких товаров", "текущее и перспективное планирование структуры продуктового портфеля фирмы", "выбор методов амортизации активов", "выбор метода погашения займов в рассрочку") ;
    3) исследования операций в экономике (раздел "теория игр", темы: "биматричные игры", "многошаговые игры").

     Литература.

    1.  П.И. Гребенников, А.И. Леусский, Л.С. Тарасевич "Микроэкономика".— СПб: Иэд-во СПбУЭФ, 1996г.

    2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т. / Общая редакция В.М. Гальперина. Спб.: Экономическая школа. 1997. Т. 2.

    3. Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учебное пособие.—М.: ИНФРА-М, 1998.

    4. Павлов С.Н. Компьютерный деловые игры / Учебное пособие.— М.: Издательский дом Русанова, 1995.

    5. Сапунцов В.Д. Компьютер в экономическом образовании — М.: Издательский дом НОВЫЙ ВЕК, 1999.

    6. Буров В.П., Морошкин В.А., Ушаков В.А. Стратегия управления фирмой. Моделирование. Практикум. Деловая игра.- М.: Изд-во ЦИПКК АП., 1997.

    7. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник.—М.: Изд-во “Финпресс”, 1998.

    8. Байе М. Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса.— М.: ЮНИТИ—ДАНА, 1999.

    9. Коршунов В. А. Пакет DUOPOLY для моделирования действий фирм на разнотипных сегментах рынка и поддержка выбора ассортиментной политики предприятия. — IХ Международная конференция-выставка "Информационные технологии в образовании": сборник научных трудов участников конференции. Часть II., c. 315 - 316. — М.: МИФИ, НПП “БИТ про”, 1999.