www.mi.ru/~dupliksv/pauk/glava2.html
Обзор существующих систем

В настоящее время существует множество обучающих систем по самым различным предметам и множество средств их разработки. При составлении обзора автор ориентировался на средства разработки, представленные на поисковых серверах в сети Интернет (www.download.ru, www.softbest.ru, www.softarea.ru и другие).

В результате анализа возможностей большого количества программ оказалось, что большинство их предназначено только для составления тестов и проведения тестирования. Возможности таких систем колеблются от простейших, позволяющих только проводить тестирование и сохранять его результаты, а затем предоставлять их преподавателю, до достаточно сложных, снабженных различными средствами анализа результатов обучения (статистическая обработка результатов), оформления отчетов по различным критериям, установки параметров вопросов (например, коэффициент сложности), параметров тестов (например, ограничение времени тестирования), разграничение прав доступа и т.д. Некоторые системы могут использоваться при работе в сети. Различаются системы и по типам вопросов: чаще всего имеется возможность создавать только одновариантные вопросы (дается несколько вариантов ответов, из которых только один является правильным). Более сложные системы позволяют использовать несколько типов вопросов: многовариантные (несколько вариантов ответов, из которых правильных может быть несколько или все), открытые (обучаемый должен ввести ответ сам), на нахождение соответствия (дается два списка, требуется для каждого элемента первого списка установить подходящий к нему элемент второго списка).

Примерами таких программ являются система КИОС, МастерТест, TestMaker, сетевая Система Электронного Тестирования, SunRav TestOfficePro, Test Commander, Ассистент, Экзаменатор, AnyTest, Teaching Templates (система для веб-тестирования) и многие другие.

Следующим классом программ являются средства разработки собственно обучающих систем, которые позволяют кроме тестирования подключать теоретический материал. Некоторые из них позволяют осуществлять связь тестовых вопросов с теоретическими темами: например, при неправильном ответе на вопрос обучаемый может получить объяснение, в чем состоит его ошибка или вернуться к изучению связанного теоретического материала.

Примерами таких программ являются Адонис, КАДИС, Наставник.

Отдельно стоят системы, предназначенные для создания мультимедийных справочников, энциклопедий, словарей. Основное назначение таких систем - удобство представления информации, быстрота поиска, возможность быстро создавать сложные информационные системы, быстро объединять множество файлов в единую систему. О контроле и тренировке здесь речь практически не идет.

Примером такой программы является пакет HyperMethod.

И, наконец, самой малочисленной группой оказались средства, позволяющие создавать обучающие системы с решением задач (т.е. с тренирующей частью). Все эти программы позволяли решать задачи по одной, определенной теме или по нескольким близким темам. Надо также отметить, что все рассмотренные программы имели достаточно большой объем.

Примерами таких программ являются ComputerMentor, ComputerMaster, Универсальный Математический Решатель.

Можно также рассмотреть средства разработки, имеющие очень широкие возможности, встроенные языки скриптов, позволяющие программировать отдельные фрагменты создаваемых систем, поддерживающие большое количество графических, аудио-, видеоформатов, позволяющие создавать платформеннонезависимые обучающие системы и использовать их отдельно от средств разработки. Однако, они очень дороги и недоступны широкому кругу пользователей.

Примерами таких средств разработки являются Toolbook, AuthorWare, Director, Media Objects, LearningSpace.



В данной работе сделана попытка создать средство разработки обучающих систем, объединяющее в себе все три основные части обучающих систем (теория, контроль и тренаж), имеющее средства обработки результатов тестирования и встроенный решатель задач, имеющий небольшой объем и позволяющий решать задачи из различных областей.

<< Назад

Оглавление

Дальше >>