ito.bitpro.ru/2000/iii/3/358.html
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Баринова Светлана Николаевна (siu@ssu.samara.ru), Самарский институт управления (СИУ), г,Самара

Обучение — процесс социальный, представляющий собой целенаправленное организованное с помощью специальных методов активное обучающее взаимодействие учителей и учащихся. В среде этого процесса возникают сложнейшие проблемы. Основная проблема — несоответствие между возможностями традиционных методов обучения и тем объемом фактических знаний, которое современное общество требует от выпускников учебных заведений. Поскольку увеличение сроков обучения как средство решения его возросших задач исчерпано, необходимо полагаться на внутренние резервы учебного процесса, т.е. на его интенсификацию и оптимизацию на основе использования передовых достижений науки и техники.

Одним из важнейших показателей качества образования является умение принимать оптимальное решение при выборе методов обучения. Метод обучения — важнейший компонент учебного процесса. Основные группы методов: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Персональные компьютеры с их новыми технологиями, техническими и программными, а также развитыми адаптивными средствами автоматизации управления обучением, явно претендуют на определенное место и роль в повышении эффективности методов обучения, а также в их интеграции.

В Самарском институте управления (СИУ) в образовательном процессе используются лучшие традиции и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на новейших технологиях. СИУ располагает необходимой технической базой и соответствующим программным обеспечением, которые пополняются и совершенствуются. Техническая база сконцентрирована в компьютерном центре, компьютерных классах (где компьютеры объединены локальной сетью, сервер подключен к Internet), видеомонтажной лаборатории, минитипографии. Все это позволяет качественно улучшить процесс обучения как при реализации очной и заочной форм обучения, так и при дистанционной форме обучения.

Одна из задач реализуемых вузом в настоящее время — разработка и внедрение в учебный процесс автоматизированных учебных курсов (АУК) в дополнение к имеющемуся программному и учебно-методическому обеспечению. Создание АУК — процесс творческий и сложный, требующий большой эрудиции, глубоких знаний, психологических и педагогических основ обучения. Электронный курс одновременно информирует учащегося, учит его определенному виду деятельности, управляет правильным овладением этой деятельностью, стимулирует интерес учащегося и осуществляет контроль за обучением.

Опыт создания АУК у нас невелик. Разработаны АУК (web-сайты учебного назначения): "Истории России"; "Экономическая статистика"; фрагмент учебного курса "Российская торговая система".

При разработке АУК были пройдены следующие этапы: анализ технического и программного оснащения СИУ с точки зрения их возможного использования при создании мультимедийных АУК и реализации дистанционной формы обучения; дидактический анализ содержания и определение задач и целей обучения; выбор структуры АУК и разработка сценарий для каждого элемента структуры АУК (определение шагов обучения и точек ветвления, формулировка вопросов, ожидаемых ответов, реплик …); написание программы специальными компьютерными средствами; синтаксическая и логическая проверка программы; апробация, корректировка и эксплуатация АУК.

Задачи института: совершенствование технической базы; дальнейшее расширение и обновление банка учебных программ; пополнение банка компьютерных тестов; работа над созданием автоматизированных учебных курсов; освоение дистанционных методов обучения.

Литература

  1. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977.

  2. Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. Самара: СГАУ, 1995.