www.mi.ru/~dupliksv/pauk/glava1.html
Общее понятие об электронных изданиях

и их классификация

Под электронным изданием понимается совокупность текстовой, графической, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, исполненной на любом электронном носителе - магнитном, оптическом, опубликованной в электронной компьютерной сети, а также печатная документация пользователя [9].

Электронные издания включают в себя:

В данной работе рассматривается разработка среды для создания электронных учебников. Поэтому дадим определение электронного учебника.

Электронный учебник является программно-информационной системой, состоящей из программ для ЭВМ, реализующих сценарии учебной деятельности, и определенным образом подготовленных знаний (структурированной информации и системы упражнений для ее осмысления и закрепления).

Отдельные попытки классифицировать обучающие системы по различным признакам уже были [6], однако единой классификации электронных обучающих систем сейчас нет. Эта проблема широко обсуждалась на электронном форуме [14]. Поэтому автором работы предлагается ввести следующую классификацию.

Электронный учебник - как и традиционный учебник, содержит теоретический материал по определенному предмету и примеры (например, примеры решения задач).

Контролирующая система - предназначена для контроля знаний с помощью тестов. Кроме механизмов проведения тестирования может включать в себя средства статистической обработки результатов.

Обучающая система - это человеко-машинный комплекс, работающий в диалоговом режиме и предназначенный для управления познавательной деятельностью. Как видно из названия, она должна обучать, а только изучение теоретического материала еще не является обучением. Следовательно, обучающая система - более широкое понятие, чем электронный учебник. Она должна включать в себя теоретический материал с примерами (т.е. электронный учебник), а также средства для выработки практических навыков у обучаемых и средства контроля приобретенных знаний, умений и навыков (контролирующую систему и тренирующую программу).

Основное назначение обучения (а, следовательно, и обучающей системы) - овладение умениями, а не знаниями. Механизмом осуществления деятельности является решение задач [14]. Следовательно, основная часть обучающей системы - тренирующая.

Интеллектуальная (адаптивная) обучающая система - обучающая система с элементами искусственного интеллекта. Такая обучающая система позволяет не просто тренировать обучаемого и контролировать его знания, но и по результатам деятельности обучаемого может определить, какие знания недостаточны или ошибочны и вернуть обучаемого на соответствующий раздел теории или практики, либо дать дополнительные разъяснения. Т.е. она позволяет адаптировать процесс обучения под особенности каждого конкретного обучаемого, работающего с системой.

Обзор имеющихся адаптивных средств представлен в [4].

Дистанционная обучающая система - обучающая система, которая поддерживает удаленную работу через сеть. Таким образом, преподаватель и обучаемый разделены в пространстве и во времени: обучаемый занимается на своем компьютере, а преподаватель контролирует его деятельность на своем. Учебный материал, тесты, задачи и результаты обучения хранятся на сервере сети.

Однако, при внедрении дистанционной обучающей системы возникают следующие проблемы [14,15]:

Гипермедийная обучающая система - обучающая система, основывающаяся на использовании гипертекста для представления теоретического материала. Применение гипертекста позволяет объединять различные способы представления информации (текст, изображения, звук, видео и т.д.), легко связывать различные материалы между собой. Однако, обучаемый, переходя по ссылкам от одного документа к другому, может легко “потеряться” и забыть, откуда он пришел и с чего начинал обучение. Это явление называется эффектом “потери в гиперпространстве” [15]. Чтобы избежать этого эффекта, применяются способы возврата обучаемого к исходному пункту обучения.

Учебный курс - еще более широкое понятие, чем обучающая система. Если обучающая система проектируется для конкретной предметной области, то учебный курс может включать в себя несколько обучающих систем по различным предметам (которые, в частности, могут быть связаны между собой), а обучаемый может изучать любой из предложенных предметов (какие конкретно предметы изучать выбирает он сам или это делает преподаватель).

Учебные курсы могут быть и адаптивными, и дистанционными, и гипермедийными.

<< Назад

Оглавление

Дальше >>