Проектирование  колесно-реечного зубчатого

зацепления   с  оптимальными  параметрами 

 

И.А.Горобец, Бен Айша Зиед

 

г.Донецк,  Украина

 

Движитель колесно-реечного типа является исполнительным механизмом системы перемещения современных горных комбайнов, удовлетворяющих требованиям безопасности труда и высокой производительности.

Тяжелые условия работы горного комбайна, приводящие к уменьшениям межцентрового расстояния между приводным колесом и рейкойдо 10% от номинального, неизбежные погрешности изготовления реек экономически целесообразными методами - литьем, штамповкой, сваркой, приводящие к изменениям формы и шага зубьев рейки (до 3,3% номинальной его величины) и принятая в настоящее время форма профиля зубьев движителя обусловливают:

1.Неравномерность тягового усилия, определяемая коэффициентом неравномерности  (отношение максимальной величины к средней) достигает 1,54.  Это обстоятелство приводит к увеличению динамической нагруженности узлов комбайна;

2.Неравномерность скорости перемещения (коэффициент неравномерности 1,10), которая приводит к снижению производительности комбайна;

3.Появление значительных знакопеременных радиальных усилий зацепления, снижающих мгновенное значение КПД передачи ( с 0,90 до 0,30);

4.Значительную скорость скольжения зубьев движителя, которая  увеличивает работу сил трения и снижает долговечность приводных элементов движителя [1].

Учитывая эксплуатационные, технологические  и конструктивные недостатки движителей колесно-реечного типа очистных комбайнов, разработана методика определения оптимального профиля зубьев движителей.

В качестве критериев оптимизации используются :

                                               
                                                              


                                                                   

                                                                                                                     

где  - максимальное , минимальное и среднее тяговое усилие соответственно;   - максимальная, минимальная и средняя скорость перемещения комбайна соответственно ;  - максимальная, минимальная и средняя скорость скольжения зубьев соответственно.

Ограничениями при оптимизации профиля зубьев является отсутствие снижения прочности зубьев    и коэффициента перекрытия  зубчатой передачи  Кп:

          и            ,

 

где    и       -   предельно допустимые значения напряжений  в зубьях движителя и коэффициента  перекрытия  зубчатой передачи .Факторами при проведении процедуры оптимизации являются межцентровое расстояние       и  шаг зубьев рейки  .

 ,

 

где   ,   - номинальное значение межцентрового расстояния движителя и его изменения соответственно;   - приведенный коэффициент жесткости элементов движителя и опорной системы комбайна;  -радиальное усилие в зацеплении    i-го  зуба  приводного колеса и рейки;  m  -  количество одновременно взаимодействующих зубьев .

Хотя исследованиями   [2]  и установлен случайный характер  распределения плотностей вероятностей шага зубьев рейки    ,  но в расчетах следует принимать не только наиболее вероятное значение  шага зубьев рейки, но и крайние его значения      и     ,   имеющие место в реальных условиях.

Математическая модель процесса зацепления реализована в виде взаимодействующих зубьев , образованных произвольными кривыми   Ф(x,y)   и  (x,y), непрерывными на всем участке профиля .

Силовые и кинематические  параметры зацепления определяются выражениями:

 

 

  

где   - ошибка профиля зубьев движителя, обусловленная технологией его изготовления и износом  в процессе эксплуатации;   -  коэффициент  жесткости сопряженной пары зубьев колеса и рейки;   - коэффициент трения в зацеплении ;  ,   - полярные координаты точки контакта на профиле зубьев колеса при его повороте из    до     положения на угол ;   - значения частных производных функций      в точке контакта по переменным      соответственно ;   - угловая скорость приводного колеса движителя.

Решением задачи оптимизации (применительно к движителям комбайнов КА  и   КА-80) установлено существование  оптимального профиля зубьев колеса и рейки, существенно отличающегося от базового и позволяющего по сравнению с ним:

1.Снизить в 1,5 раза неравномерность тягового усилия;

2.Снизить в 2,5 раза радиальное усилие в зацеплении;

3.Снизить в 1,5 раза неравномерность скорости перемещения комбайна;

4.Снизить в 1,3 раза среднюю скорость скольжения зубьев;

5.Повысить в среднем на 15%  КПД движителя.

Проверка полученных результатов оптимизации осуществлялась на специально разработанном полноразмерном стенде  [3], с натурным движителем. Стенд оснащен специальными тензометрическими устройствами для измерения усилий  в зубчатом зацеплении и точек его приложения [4], датчиками для измерения  изменения межцентрового расстояния движителя [5], мгновенной скорости перемещения и другими устройствами. Результаты экспериментальных исследований процесса зацепления движителя с оптимальным профилем зубьев подтвердили теоретические выводы. При этом погрешность мгновенных величин не превосходила 20% , а средних – 10%.

Таким образом, разработанная методика позволяет определить оптимальный профиль зубьев колесно-реечных передач,  обеспечивающий снижение неравномерности тягового усилия и скорости перемещения комбайна, снижение скорости скольжения зубьев в зацеплении  и амплитуд радиального усилия. Это позволит снизить динамическую нагруженность  узлов машины, повысить КПД передачи, ее долговечность и производительность комбайна.

 

                                  Литература:

1.Горобец И.А. Результаты исследований параметров зацепления движителей БСП очистных комбайнов//Разработка месторождений полезных ископаемых:Респ.межвед.научню-техн.сб.-1991,Вып.88-С.31-36.

2.Горобец И.А. Оптимизация профиля зубьев движителей механизма перемещения очистных комбайнов.//Изв.вузов.Горный журнал.-1992-№5-С.77-81.

3.Горобец И.А. Стенд для исследований работы комбайнов с бесцепной системой подачи//Механизация горных работ на шахтах.Тула, 1990-С.47-53.

4.А.С. СССР №1604989, Е21с 29/02. Устройство для измерения усилий зацепления движителей очистных комбайнов.//Бойко Н.Г.,Горобец И.А.,Нечепаев В.Г. и др.-№4022010/03-22 .Заявлено 12.02.86. Опубл. 30.05.88.Бюл.№20-8с.

5.А.С.СССР №1604989, Е21с 29/02.Устройство для исследования параметров бесцепной системы  подачи угольного комбайна./Бойко Н.Г., Горобец И.А. -№4451345/03-27.Заявлено 26.06.88.Опубл. 07.11.90.Бюл.№41- 6с.



Статья опубликована в студенческом научно-техническом журнале Инженер N2/2002.