Назад   

УДК 621.311

Горбенко А.А., ст. 5-го курса; Сивокобыленко В.Ф., доктор техн. наук, проф.

Донецкий национальный технический университет

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОДНОГО ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ В РЕЖИМАХ ПУСКА И РЕСИНХРОНИЗАЦИИ

Синхронные машины (СМ) благодаря известным преимуществам широко применяются в промышленности, однако могут выпадать из синхронизма при кратковременных нарушениях питания. Сильно загруженные машины не всегда успешно ресинхронизируются или повторно запускаются, требуется предварительная разгрузка агрегата. Поэтому актуально применение способов, позволяющих улучшить асинхронные характеристики СМ и, в частности, - специальных законов управления по цепям возбуждения. Большинство способов предусматривает циклическое управление возбуждением в функции от угла положения ротора. Однако на практике они не применяются из-за отсутствия простых и точных датчиков угла положения ротора.
Предлагается способ циклического управления по цепи возбуждения, не требующий наличия датчиков угла положения ротора. Управление заключается в том, что в зависимости от знака первой производной от электромагнитного вращающего момента при каждом провороте ротора относительно поля статора производится переключение обмотки возбуждения то на активное добавочное сопротивление, то на возбудитель с форсированным напряжением определенной полярности. При отрицательной производной от электромагнитного вращающего момента к обмотке возбуждения подключается активное добавочное сопротивление и от возбудителя с двухсторонней проводимостью подается обратное форсированное напряжение возбуждения. При положительной полярности производной от электромагнитного вращающего момента активное добавочное сопротивление отключается и от возбудителя подается прямое форсированное напряжение возбуждения
Исследование предлагаемого закона управления возбуждением проводится на математической модели СМ, представленной полными уравнениями Парка-Горева.
Предлагаемый способ управления позволяет увеличить вращающий момент СМ в диапазоне скольжений менее 0,2. При этом чем выше скорость вращения ротора, тем больше относительное приращение среднего вращающего момента.