Н.А. Махутов, О.В. Крышевич, В.П. Петров и др. Особенности применения методов анализа опасностей систем "человек-машина-среда" на базе нечетких множеств. Сборник "Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях". Выпуск №1, Москва 2001
Теория нечётких множеств предназначена для применения в тех ситуациях, когда имеет место недостаток информации и, следовательно, может быть использована для анализа опасностей сложных технических систем (СТС). В теории нечетких множеств может использоваться лингвистическая информация, которая помимо того, что она не является четкой, является еще и субъективной по своей природе.
Субъективная информация присуща СТС и, следовательно, с помощью теории нечетких множеств их можно лучше понять и оценить.
Теория использует нечеткую и ограниченную информацию, поэтому результат, который достигается с её помощью также является в той или иной мере нечетким. Очевидно также, что анализируемые условия должны содержать некоторую информацию, так как если они не содержат никакой информации, то результат анализа с помощью теории нечетких множеств будет настолько нечетким, что не позволит сделать какого-либо заключения. Для разработки методов анализа опасностей на базе теории нечетких множеств в виду сложности технической системы целесообразно использовать направление, при котором операции с нечеткими множествами необязательно должны удовлетворять аксиматическим законам теории вероятности. Язык выработал лингвистические значения, которые применяются для передачи человеком количественных атрибутов естественным способом. При словесном анализе в общем случае необходимо иметь модель используемым слов, систему правил, соединяющую слова в единое выражение и обратную функцию, которая находит соответствующий лингвистический ярлык в сложном выражении и расшифровать его, т.е. осуществляет процесс лингвистической аппроксимации. Вместе с тем, по мере усложнения систем «человек – машина- среда» и возможных отклонений в работе от штатных ситуаций влияние человеческого фактора на процесс обеспечения безопасности существенно возрастает. В связи с этим важно учитывать степень влияния человеческого фактора на различных уровнях перехода от штатных (проектных) к аварийным – проектным аварийным, запроектным
аварийным и гипотетически аварийным ситуациям, где человеческий фактор в ряде случаев может являться определяющим.