Барановская Н. В., Рубан Т. Е.

Донецкий Национальный Технический Университет

 

Проблема управления эффективностью бизнеса

 

Проблема управления эффективностью бизнеса становится все более популярной. Необходимость повышения эффективности бизнеса для национальной экономики обуславливается многими очевидными факторами. Здесь и объективно протекающие процессы концентрации и централизации производства и капитала, и необходимость разделения труда и закрепления трудовых обязанностей за определенными работниками с последующей координацией их деятельности, и требования технологии, которые исходят из единства подхода на каждой стадии производства, и многие другие. Поэтому важно понимать, что управление эффективностью — многогранная проблема, допускающая использование различных подходов и концепций. Задача руководителя, озабоченного эффективностью деятельности компании, как раз состоит в том, чтобы выбрать подход, в наибольшей степени соответствующий условиям его предприятия, и органично вписать его в общую систему управления организацией.

Систему управления эффективностью бизнеса разумно анализировать как составляющую из трех взаимоувязанных элементов:

¨     управление этикой результативности — организационного контекста, культуры и менталитета сотрудников, в рамках которых компания стремится достичь тех или иных результатов.

¨     контроль и оценка результатов бизнеса — систематических процессов, процедур и методологических подходов, которые используются для оценки результатов деятельности компании и обратного воздействия с целью их улучшения.

¨     управление персоналом — процессов и стимулов, используемых компанией для достижения максимального уровня отдачи от сотрудников.[1]

Каждый из этих трех элементов включает в себя целый ряд направлений, которые должны быть тесно увязаны между собой. Так, управление эффективностью персонала включает параметры и критерии оценки работы сотрудников, процесс рассмотрения результатов их работы, обратную связь и организационные выводы. При этом можно до бесконечности измерять эффективность работы сотрудников, но если результаты этих измерений не связать напрямую с заработной платой и карьерным ростом, то есть с системой мотивации, то эта работа будет совершенно бесполезной [3]. Этика высокой результативности также формируется под воздействием эффективной системы мотивации и контроля, при четком определении целей и приоритетов компании, ясном и однозначном разделении полномочий и ответственности.

На наш взгляд, для украинских компаний наиболее важным из перечисленных элементов системы управления эффективностью является управление результатами бизнеса. Именно механизмы измерения и оценки результатов деятельности компании — краеугольный камень общей системы управления эффективностью, и именно здесь многие компании встречают большинство затруднений. На первый взгляд, здесь нет ничего сложного, ведь существует финансовая и управленческая отчетность, на основе которых можно формулировать задачи и контролировать их исполнение. Однако зачастую из данных бухгалтерского и управленческого учета невозможно получить необходимую информацию [6]. Можно сказать, что информационный вакуум снижает эффективность всей системы управления деятельностью компании.

Столкнувшись с данной проблемой, многие компании приступили к созданию адекватной информационной базы, на основе которой можно уже выстраивать процессы управления результатами бизнеса. Данная система управления результатами бизнеса состоит из трех элементов:

¨                 ключевых показателей эффективности и обеспечивающих их измерение и отслеживание процессов и информации;

¨                 механизма определения целевых значений ключевых показателей эффективности;

¨                 процесса постановки задач, планирования и оценки результатов.

Ключевыми показателями эффективности принято называть ограниченный набор основных параметров, которые используются руководством для отслеживания и диагностики результатов деятельности компании и последующего принятия на их основе управленческих решений. Они должны отражать всю наиболее важную информацию для управления бизнесом.[4] В численном выражении показывают, насколько результативна компания в самых важных для ее бизнеса направлениях. Естественно, для разных компаний и подразделений в разное время и в разных условиях эти показатели будут отличаться. Тем не менее, существуют некоторые принципы создания системы этих показателей.

В целом, система ключевых показателей эффективности должна состоять из набора индикаторов разных типов, позволяющих отслеживать финансовые и операционные параметры деятельности компании в различные временные горизонты. Кроме этого, она должна включать в себя ряд краткосрочных и среднесрочных прогнозных индикаторов, отслеживающих потенциал развития бизнеса [7].

Одним из наиболее сложных вопросов является определение целевого уровня ключевых показателей эффективности. Практика свидетельствует, что успешные компании устанавливают два уровня показателей — базовый (минимальный) и опережающий (опережающий). Такой способ установления ключевых показателей эффективности стимулирует сотрудников и компанию в целом на достижение максимального результата.

Как уже было сказано выше, третьим элементом системы управления эффективностью является процесс, который позволяет формировать задачи для подразделений компании и ее сотрудников, планировать работу по их решению, оценивать результаты этой работы и вносить соответствующие коррективы.[2]

Внедрение системы управления результатами бизнеса комплексного подхода в, в частности, увязки с основными стимулами и инструментами мотивации в рамках системы управления персоналом.

 

Литература:

 

1.     Йоханнес Рюэгг-Штюрм. «Новая системная теория и внутрифирменные изменения» // Проблемы теории и практики управления. – 1998. - №5. – С. 72-78.

2.     Дятлов А.Н. «Роль менеджера в управлении стратегическими изменениями»// Бизнес-образование, N 2(9)2000. С. 49-64 (Декабрь 2002).

3.     Волков Ю.Е.  «Предприятия работают так, как ими управляют» // Экономика и организация промышленного производства, №10, стр. 69-74.

4.     Писчасов Ф., Попов Е. «Инструментарий контроллинга предприятия» // Проблемы теории и практики управления, №5, 2003 (сентябрь – октябрь).

5.     Мосейко В. «Управление в структурах среднего и малого бизнеса: системно-конструктивистский подход» // Проблемы теории и практики управления, №2, 2003.

6.     Бураканова Галия «Стиль руководителя и эффективность управления» // // Проблемы теории и практики управления, №4, 2003.

7.     Велесько Е., Логинов П. «Технология рационального управления» // Проблемы теории и практики управления, №5, 2002.

 

 

 

 

 

Барановская Н.В., Рубан Т.В. «Проблема управления эффективностью бизнеса»// материалы международной научно-теоретической конференции молодых ученых и студентов, г. Донецк, 22-23 апреля 2004г.