Маркетинг: теорія і практика.
Збірник наукових праць східноукраїнського національного університету, 2002.
c.101-107


МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ

ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Освещена структура инновационного процесса: основные циклы, фазы. Раскрывается сходство инноваций с системным и мотивированным перетоком финансов. Анализируется инновационная политика АО «Норд» как составная часть комплекса маркетинга.

Обновляемость экономики как специфического организма являемся объективным законом развития. Она диктуется диалектикой и историзмом пройденного пути и необходимостью расширенного воспроизводства и технического совершенствования всех элементов производства.

Ситуация экономического комплекса в Украине не нова для мира, она обсуждается в концепциях «модернизации», для которых основная проблема - сложность восприятия инновационной системы организации хозяйствования. Сложности для отечественной системы являются значительными в силу ее «невключенности» в международный рынок практически по всем параметрам. И в данном случае мы можем говорить о некотором непараллельном движении.

Инновации - объективная необходимость развивающейся системы. Само развитие, в определенной степени, - инновация, а попытка сохранить достигнутый уровень стагнация и застой.

Под воздействием прогресса меняется вся система международных отношений. Изменяются и подходы в анализе соотношения сил в мире. В системе соотношения сил важным фактором стал научно-технический потенциал и его эффективность, а также направленная на его использование инновационная политика. В этой связи можно отменить, что если под технологией понимать не только разработку продукта и технологию производства, но и все те факторы, которые определяют уровень технического развития, то имеющийся между теми или иными странами технологический разрыв характеризует различия между национальными научно-техническими потенциалами, их эффективностью. Уровни технологического развития разных стран значительно различаются. По нашему мнению, категориальное соотношение понятий, относящихся к инновациям, можно определить следующим образом. Для устойчивого развития инноваций необходимо разработать и руководствоваться соответствующей программой, определяющей инновационную политику. И эта политика, как нам представляется, должна формироваться на основе стратегических целей и решений тактических задач. Инновация это «организм» с присущими ему особенностями, и ее зультаты должны, с одной стороны, обеспечивать непрерывность общественного развития, а с другой - постоянно обращаться во внутрь для стимулирования импульсов саморазвития.

В настоящее время структура инновационного процесса в литературе освещена, достаточно полно. Он представляется как совокупность последовательных фаз, включающих различные циклы. Так, например, научно-технический цикл представлен в понятиях двух циклов, трех подциклов и двенадцати фаз. Особо выделяются научный и технический циклы. Научный цикл сопряжен с подциклом разработки техники и включает такие фазы: фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, устаревание научно-исследовательских идей и переход к новым. Технический цикл представлен двумя подциклами: подцикл изготовление техники и применение техники. Первый состоит из фаз: первичное освоение производства новой техники, расширение производства новой техники, стабильное производство, устаревание и снятие с производства. Второй подцикл включает первичное освоение новой техники потребителем, ее распространение, массовое применение техники данного поколения, устаревание и замена техники в сфере применения. Иногда различают пять фаз инновационного процесса: наука; исследование, разработка, производство, потребление. Такая классификация научно-технического цикла имеет важное значение для целей управления научно-техническим процессом при формировании институционных форм, обслуживающих ту или иную фазу, и, соответственно, распределения выделяемых средств на нужды НТП. В наших конкретных экономических условиях недостатком такого подхода является возможность и опасность превращения этой деятельности в самоцель. Данная классификация исключает возможность «проявления» конкретного объекта. И это не теоретические сомнения, а вполне подтвержденные почти десятилетним опытом работы в условиях так называемого «переходного периода» результаты.

Исходя из основной посылки - инновация не цель, а способ устойчивого развития, можно оценить имеющий место «государственный» подход в Украине к данной проблеме, как порочный, и он потерпел крах. «Привычка» государства отсутствие средств на любую «нужду», в том числе на инновацию экономики, компенсировать путем налогообложения «всех и вся», а также использование этих средств не как государственных, а личных, в результате привело к отрицательным экономическим и психологическим последствиям. Инновационная политика, как было отмечено выше это задача государственная, а ее реализации поиск средств для нее задача хозяйствующих субъектов. В Украине же на протяжении несколько лет у предприятий отбирались денежные средства, аккумулировались соответствующим фондом якобы для решения благородных задач инновации, а фактически оказалось, что эти средства не только использовались неэффективно, но значительная их часть была разворована.

Конечно же, инновация в условиях многосторонне зависимых и взаймовлияющих элементов социоэкопроизводственного комплекса – категория объективная.

С одной стороны, государство за счет бюджетных средств обязало выполнять свои функции разрабатывать, финансировать и контролировать реализацию инновационной политики по стратегическим направлениям, с другой реальные экономические отношения и положение на рынке, а также стремление к конкурентоспособности ставят собственников негосударственных предприятий в условия невозможности существования без постоянных инноваций. Более того, они будут происходить в опережающем темпе.

Мы, естественно, представляем, что невозможно достичь (а этого и не требуется) абсолютно одинакового уровня развития экономики и инноваций в конкретный временной момент. В этом-то и состоит некое сходство инноваций с абсолютно системным и мотивированным перетоком финансов. Как капитал перетекает из менее эффективных ячеек экономики в более эффективные, так и инновации синтезируются активнее в зонах, концентрирующих «критические массы» индивидов, продуцирующих эти инновации.

Почти всегда ограниченные, связанные ресурсы и навязываемая новой стратегией система условий создают сложную и парадоксальную ситуацию. Образуется конфликт между краткосрочными и долгосрочными концепциями развития, а соответственно, и между обосновывающими их аргументами, противоречие между динамическим развитием и инерцией. Как следствие этого, предприятие склонно отвергать новые идеи, особенно в тех случаях, когда речь идет об идеях, выходящих за рамки сформировавшихся привычных направлений деятельности, ее стратегии; включается механизм торможения.

У предприятия нет уверенности в том, что оно долго сможет пользоваться достигнутым инновационным успехом. Оно должно считаться с возможностью того, что его конкуренты, имеющие такой же или более высокий технологический уровень, захотят добиться превосходства. Любое инновационное экономическое преимущество является временным. Очень много инноваций проваливается лишь потому, что в их управлении и планировании не учитывались требования маркетинга, неверно оценивались рыночная ситуация и ее изменения. «Настоящее изобретение или произведенный на его основе продукт это те, которым аплодирует рынок» это аргумент справочника по инновацй компании но инновациям «Фраунхофер» (Германия). Но этого еще не достаточно для полного благополучия. Кроме тщательного планирования маркетинговой и рыночной деятельности, предприятию, стремящимуся к динамичному развитию, необходимо исходить из того, что жизненный цикл продукта не бесконечен, что для него самое важное обеспечить непрерывный поток новых изделий и технологий, замену новых изделий еще более новыми, то есть создание непрерывности реализации инновационной политики.

Для многих руководителей предприятий Украины переход к новым нормам хозяйствования вызвал значительные трудности. Причиной этого явилась их незаинтересованность в маркетинге и маркетинговых исследованиях.

Следует отметить, что инновационная политика АО «Норд» охватывает все составляющие комплекса маркетинга (товар, кадры, коммуникации, сбыт, цена), использование которых и деятельности предприятия обеспечивает успех на рынке. Поэтому инновационной политике как составной части комплекса маркетинга предприятие АО «Норд» уделяет особое внимание.

С целью проведения эффективных инновационных мероприятий в области товарной политики отделом маркетинга проводятся исследования по различным направлениям. В результате этих исследований было выявлено, что основным критерием выбора бытовой холодильной техники потребители считают качественные характеристики. Исходя из этого, для максимального удовлетворения потребностей потребителей в продукции АО «Норд» и, следовательно, формирования их приверженности к этой марке, необходимо выпускать продукцию, соответствующую требованиям современного рынка. Реализацию данной цели предприятие АО «Норд» осуществляет путем постоянного совершенствования технологического процесса.

В 2000 году на предприятии начат выпуск нового поколения холодильных приборов. Это стало возможным благодаря коренной реконструкции предприятия, осуществленной АО «Норд» с привлечением средств по гранту Международного банка реконструкции и развития в размере 9,8 млн. долларов. Остальные средства были получены за счет кредита ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) 6,1 млн. долларов и собственных вложений в размере 3,3 млн, долларов. В течение 2001 2002 года на АО «Норд» были внедрены следующие прогрессивные нововведения в области технологии производства:

1. Самая совершенная по мировым стандартам технология изготовления и заливки шкафов и дверей пенополиуретановой теплоизоляцией с экологически чистым вспенивателем теплоизоляции циклопен-М. Данная технология обеспечивает стопроцентную гарантию качества теплоизоляции.

2. Технология вакуумирования, заправки хладагентом, контроля герметичности холодильных агрегатов на оборудовании производства фирмы «Galileo», Италия. Технология и оборудование позволяют работать на экологически чистых хладагентах, что обеспечивает стопроцентную гарантию качества холодильных агрегатов.

3. Прогрессивная, отвечающая современному мировому техническому уровню технология термовакуумформования внутренних шкафов и дверей холодильных бытовых приборов на автоматических линиях.

4. Новейшая экологически чистая технология щелочной мойки деталей компрессора.

В результате введения указанных выше усовершенствований, технология производства бытовой холодильной техники АО «Норд» полностью исключает брак.

Положительными аспектами совершенствования технологии производства являются:

1. Возможность применения озононеразрушающих веществ и, следовательно, усиления конкурентоспособности на рынке и повышение престижа предприятия.

2. Возможность выпуска приборов нового класса (класс А).

3. Расширение производственной мощности и, следовательно, повышение производительности труда работников.

4. Повышение качества выпускаемой продукции.

5. Возможность контроля качества на всех этапах производства.

6. Экономное расходование сырья и материалов, а следовательно, снижение себестоимости выпускаемой продукции.

7. Снижение количества отходов.

8. Возможность изготовления холодильников сложной конструкции, удовлетворяющей требования современного рынка.

9. Снижение трудоемкости за счет сокращения обслуживающего | персонала и др.

Технологические преобразования положительно отразились и на экономических показателях хозяйственной деятельности предприятия. Так, головным предприятием АО «Норд» план по выпуску товарной продукции за 2001 год выполнен на 100,3%, темпы роста производства к существующему периоду предыдущего года составили 114%. Следствием технологических нововведений явилось усовершенствование и расширение ассортиментного ряда выпускаемой АО «Норд» продукции. Новинками 2001 года явились экологически чистые и озононеразрушающие холодильники: «Норд»-241 Люкс, «Норд» Премьер, «Норд»-244 Супер.

Новые холодильные приборы стали более надежны. В них принципиально невозможно наличие шума, поскольку произведена модернизация компрессора. В новых моделях холодильников устранено обмерзание испарителей. Используется испаритель с односторонним раздувом канала, что улучшает технические характеристики и повышает эстетические свойства холодильников.

В производстве холодильников нового поколения используй новейшие экологически безопасные материалы и комплектующие ведущих зарубежных и отечественных фирм.

Холодильники нового поколения «Норд» это новые возможности и комфортность в эксплуатации, что повышает конкуреитоспособность продукции «Норд» среди таких мировых производителей бытовой техники, как Siemens, Boch, Indesit, Стинол, Атлант.

С целью обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынке крупной бытовой техники необходимо систематически проводить многостороннюю работу в области совершенствования кадровой политики АО «Норд». В этом направлении предприятие проводит следующие виды мероприятий: постоянное повышение уровня квалификации работников предприятия; разработка и внедрение методов поощрения и стимулирования персонала с целью повышения производительности труда и др.

С развитием рыночных отношений в Украине АО «Норд» начало переориентацию своей деятельности со сбытовой концепции на маркетинговую. С этой целью сотрудники отдела маркетинга проводят лекции по повышению информированности руководящего звена в области использования комплекса маркетинга.

Помимо этого, отдел маркетинга принимает активное участие в подготовке квалифицированных кадров. В связи с этим АО «Норд» заключил договор с донецким индустриально-педагогическим техникумом о сотрудничестве, а также созданы на предприятии филиалы кафедр донецкого государственного университета экономики и торговли им. М. Туган-Барановского.

В области ценовой политики АО «Норд» выбрало цель, направленную на сохранение стабильного положения завода на рынке, координируя изменение цен со своими дилерами и клиентами. Ценовая стратегия базируется в основном на учете собственных затрат или издержек и используется при этом, в основном, политика гибких или договорных цен и затратный метод расчета цен.

С целью увеличения сбыта предприятие выбрало стратегию расширения границ рынка и разработки товаров, оно систематически проводит работу в области освоения новых рынков, выхода на новые сегменты путем использования новых методов распределения и сбыта товаров, в области их моделирования, повышения качества и т.д.

B области коммуникационной политики АО «Норд» использует прогрессивные методы рекламы, такие как изготовление рекламных материалов, с использованием вариографической печати, что позволяет ярко, красиво и с наилучших позиций представить потребителю производимую АО «Норд» продукцию.

Таким образом, эффективное использование всех составляющих инновацвационной политики обеспечивает АО «Норд» конкурентными преимуществами по сравнению с другими предприятиями.