Сборник материалов Региональной научно-практической студенческой конференции "Проблемы становления и развития гражданского общества и правового государства Украины" г. Донецк, 2004 г. (в печати).

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УКРАИНЕ


Беломеря А.Н.


ДонНТУ, Факультет экономики и менеджмента


My e-mail:warlord@ukrtop.com


      

Введение


      Характерными чертами рыночной экономики являются динамичность экономической среды, постоянное изменение внешних факторов, определяющих политику предприятия, изменение конкурентных цен на продукцию, колебание курсов валют, инфляционное обесценивание средств хозяйствующего субъекта, появление конкурентов, предоставляющих продукцию идентичную или превосходящую по качеству продукцию. Для поддержания конкурентоспособности предприятия и его доли рынка сбыта, предприятию постоянно необходимо производить реконструкцию производственных мощностей, обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности.

      Интерес к исследованию современных инновационных процессов в экономике определяется значением технологического развития как фактора конкурентоспособности предприятий и страны. Комплекс определенных технических, производственных, организационных, маркетинговых, информационных операций составляет инновационный процесс, который и предполагает их развитие, а конкуренция одновременно является движущей силой инновационной деятельности.

Инвестиции и инновации в Украине


      Нынешнюю ситуацию, сложившуюся в экономике Украины, отличает тот факт, что при наличии в стране значительных фундаментальных и технологических заделов происходит снижение активности инновационной деятельности, связанной прежде всего с нехваткой собственных средств у предприятий и ограниченностью бюджетного финансирования. Если факторы, препятствующие инновационной деятельности, разделить на экономические и производственные, то можно сказать, что факторы, относящиеся к первой группе, создают большие трудности и характеризуются отсутствием собственных денежных средств, высокими кредитными ставками, недостаточной финансовой поддержкой со стороны государства, низким платежеспособным спросом на новые продукты, высоким экономическим риском и длительными сроками окупаемости нововведений. Вторая группа заключает в себе не менее важные факторы, а именно: в основном низкий инновационный потенциал предприятий, слабая информированность о новых технологиях и рынках сбыта, отсутствие возможностей кооперирования с другими предприятиями и научными организациями.

      Очевидно, что выпуск конкурентоспособной продукции предполагает новизну, надежность в эксплуатации, соответствующий технический уровень, использование экологически чистых технологий, что обеспечивается инновационной политикой. В настоящее время система стратегического управления инновационным развитием еще не сформирована. Государственные научно-технические программы расплывчаты, инновационных программ практически нет, таким образом, государство не выполняет свою инновационную функцию, что не допустимо недопустимо в современных условиях при необходимости осуществить "прорыв" на мировой рынок. Как сказал председатель Общества сохранения британской науки Ричард Джойнер: "Если мы не конкурируем в науке, если мы не конкурируем в технологиях, то мы не конкурируем вообще - и точка".

      Исследования зарубежной практики и собственный опыт дают основания утверждать, что одной из основных целей государственной политики должно быть обеспечение и поддержка начинаний всех участников, связанных с развитием научно-технического прогресса. Рекомендации по нововведениям наиболее развитых стран достаточно обширны - от государственной поддержки технологических новшеств и инвестиций в инфраструктуру до снабжения маркетинговой информацией и субсидирования экспорта.

      Инновационная деятельность, в широком смысле, предполагает реализаций мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления.

      Следует отметить, что в Украине исторически сложилось так, что сектор науки имеет академическое, вузовское, отраслевое (теперь уже в меньшей степени) и заводское распределение. При этом заводская наука, с точки зрения влияния на развитие инноваций, имеет свою специфику. Это в полной мере относится и к научному сектору АО "Норд". Именно этот сектор выполняет в основном функции доведения научных результатов до практического внедрения, наиболее тесным образом связан с проблемами производства и в значительной мере заинтересован в его совершенствовании. Для проведения реконструкции старого и покупки нового оборудования предприятию необходимо крупное вложение денег, которое предприятию, чаще всего, недоступно по причине отсутствия свободных денежных средств. Для привлечения необходимых средств предприятие должно проводить агрессивную инвестиционную политику. Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому предприятию. При большом выборе видов инвестиций предприятие постоянно сталкивается с задачей выбора инвестиционного решения. Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестиции, стоимость инвестиционного проекта, множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования, риск, связанный с принятием того или иного решения и др.

Инвестиции и инновации на предприятии АО "NORD"


      В АО "Норд", не один год работающем на международных рынках холодильной техники, основной направленностью исследований является создание изделий с уровнем потребительских свойств, позволяющих конкурировать с продукцией иностранных производителей на внешнем и внутреннем рынках. При создании новой продукции огромное значение имеют поисковые и прикладные исследования, которые во многом предопределяют как качественные параметры образцов новой техники, так и последующую рентабельность осуществленных затрат. Именно на этой стадии обеспечивается необходимый прирост технико-экономического уровня новых образцов изделий.

      Акционерное общество "Норд" является крупнейшим производителем холодильного оборудования, широко известного не только на Украине, а и далеко за её пределами. Однако, АО "Норд", как и все другие отечественные предприятия, испытывает на себе последствия экономического кризиса.

      В АО "Норд" значительная доля инноваций приходится на внедрение ресурсосберегающих и природоохранных новшеств. Был выполнен цикл научных и прикладных работ по созданию бытовых холодильных приборов с озонобезопасными хладагентами и сейчас осуществляется переход на производство холодильников на основе озононеразрушающего хладагента. Как реакция на требования потребителей внедряются технологические процессы, в основном на базе импортного оборудования, позволяющие уменьшать массу деталей, объем хладагента, расход электроэнергии.

      На протяжении нескольких лет АО "Норд" принимает участие в исследованиях и разработках, которые позволяют производить холодильники с озононеразрушающими хладагентами и экологически безопасными вспенивателями теплоизоляции, что выполняется в рамках проекта Глобального экологического фонда.

Предложения по реализации инновационной и инвестиционной политики


      Рассматривая инновационную и инвестиционную политики можно сформулировать следующие предложения, которые обеспечат реализацию инновационной и инвестиционной политики:

  • совершенствование принципов и методов государственного бюджетного финансирования научно-технической и инновационной сферы;
  • совершенствование действующего налогового законодательства как косвенного механизма финансирования отечественной науки и инновационных проектов;
  • реализация комплеса мер по стимулированию взаимодействия банковской системы и страхового бизнеса с реальным сектором экономики, включая научно-техническую сферу;
  • создание системы стимулирования деятельности венчурных фондов и компаний в инновационной сфере;
  • формирование инновационной инфраструктуры;
  • заинтересовать отчественных физических и юридических лиц в инвестировании украинских предприятий.

    Заключение


          Государственная поддержка крупных, системных инноваций должна осуществляться в первую очередь через реализацию целевых инновационных программ, органично увязанных со среднесрочными перспективами развития реального сектора и социально-экономическими прогнозами.

          Требуется очень продуманно проводить политику привлечения иностранных инвестиций.

          Необходимо проведение политики целенаправленного регулирования денежного предложения в пользу научно-производственной сферы с использованием механизма учета и переучета векселей производственных предприятий, инструментов государственных гарантий, мер валютного регулирования. Финансовый капитал должен обеспечивать потребности реального сектора экономики.

          Нужны дополнительные меры по регулированию деятельности коммерческих банков, их переорентации на кредитование и инвестирование производственной сферы.

    Литература


    1. Закон Украины «Об инновационной деятельности» №40-ІV от 4.07.2002 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. - 2002. - №36. - с.882-892.
    2. Закон України «Про інвестеційну діяльність» від 18.09.91// Ведомости Верховного Совета Украины. - 1991. - №47. - ст. 646. - с.1351-1359.
    3. Ландик В.И. Инновационная стратегия предприятия: проблемы и опыт их решения. - К: Наукова думка, 2003.
    4. Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» №334/94- ВС от 28.12.1994 г. // Ведомости Верховного Совета Украины. - 1995. - №4. - ст.80. - с.51-77.

    Abstract


          In Ukraine for acceptance of investment and innovational decisions huge influence plays not only shortage of money resources, and also legal imperfection of legislative base of Ukraine. Additional measures on regulation of activity of commercial banks are necessary, for their reorientation on crediting and investment of industrial sphere.