Брагина Е.П.
магистр Факультета Экономики и Менеджмента
Донецкий Национальный Технический Университет
специальность Международная экономика
e-mail:evgenia_bragina@mail.ru


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

В настоящее время в мире можно наблюдать за оживленным ростом экономик многих постсоциалистических стран, которые совсем недавно обрели независимость и столкнулись с новой для них системой – системой рыночных отношений. Для одних это стало мощным толчком для прыжка вверх, а для других – очень серьезным испытанием. Для того, чтобы начать развиваться всегда необходима какая-то платформа, в нашем случае – стартовый капитал. Взять его можно либо из своего кармана, либо попросить у других. Именно здесь встает вопрос о привлечении иностранных инвестиций. Развивающиеся страны серьезно борются за иностранные капиталы, займы и вложения. Украину тоже не обошла стороной проблема нехватки денежных средств для становления и пропорционального развития рыночной экономики.

Тема привлечения иностранных инвестиций всегда будет актуальной, так как спрос на инвестиции в десятки, сотни и даже тысячи раз превышает их предложение. Возможно, именно из-за этого данный аспект экономических отношений так пристально изучается, рассматривается и анализируется. Исследованием инвестиционных процессов занимается огромное количество экономистов и аналитиков.

Формирование конкурентоспособной экономической структуры обществ требует мобилизации всех национальных ресурсов, абсолютного использования национальных преимуществ. Однако без внимания не могут оставаться инвестиционные источники, которые находятся за пределами страны и которые способные усилить темпы ее экономического роста. Для отдельных национальных экономик именно масштабная диверсификационная, международная инвестиционная деятельность или, иначе говоря, поступление и использование иностранных инвестиций, определяет базовые долгосрочные и, как правило, необратимые механизмы экономического развития.

Весьма актуальной есть эта проблема для стран с переходной экономикой, в частности для Украины. Среди потенциальных источников ресурсов для рыночной трансформации экономики этих стран иностранные инвестиции занимают особое место. Они, как свидетельствует международный опыт, способные обеспечить масштабы и темпы структурной перестройки через развитие рыночных отношений, а затем и более органическую интеграцию национальных рынков в международные.

Потребность Украины в иностранных инвестициях, помимо всего прочего, обусловлена тремя важными причинами:

Ныне уже является очевидным, что проблему привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины надо рассматривать в контексте особенностей трансформационных процессов, которые происходят в стране. Основной аспект этой проблемы связанный с уникальной парадигмой трансформаций и стратегиями предшествующего экономического развития, а также с менталитетом украинской нации.

Проблема экономического роста тесно связанная с наличием ресурсов для развития экономики, усовершенствование ее структуры. Важнейшим источником экономического роста являются инвестиции.

В широком смысле иностранными являются те инвестиции, реализация которых предусматривает взаимодействие участников, которые принадлежат разным государствам (резидентов и нерезидентов по отношению к конкретной стране). В узком значении международная инвестиция – это инвестиция зарубеж или иностранная.

Основные пути получения иностранного капитала:

Деятельность иностранных инвесторов в Украине регулируется приблизительно 70 нормативными актами разного уровня. К действующему законодательству постоянно вносятся изменения и дополнения, которые часто нарушают существующие положения и условия деятельности иностранных инвесторов.

Особенностью правового регулирования деятельности иностранных инвесторов является то, что они наряду с Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования», должны учитывать также положения ряда других законов и подзаконных нормативных актов: Закон Украины «О инвестиционной деятельности», «О защите иностранных инвестиций в Украине», «О внешнеэкономической деятельности», «О собственности», «О предпринимательстве», «О предприятиях в Украине», «О ценных бумагах и фондовой бирже», «О приватизации имущества государственных предприятий», «О приватизации малых государственных предприятий (малая приватизация)», «Об общих положениях создания и функционирования специальных экономический зон» и др.

В настоящее время основными нашими инвесторами являются средние и большие иностранные компании (Эй Ти Енд Ти, Пэпси, Кока-кола Аматил, МакДональдс, Телеком, Дэу и др.) существует мнение, что несколько потерянных миллионов долларов существенно не повлияют на общий ход дел, поэтому ими можно рискнуть, чтоб получить возможную выгоду на развивающемся рынке. Кроме того, есть инвесторы, готовые воспользоваться неразвитостью инфраструктуры украинского инвестиционного рынка и коррумпированностью государственных чиновников. Еще одна разновидность – это те, кто хочет отмыть капиталы криминального происхождения.

Украина имеет значительный потенциал для развития международного инвестирования, который формируется преимущественно под влиянием ресурсно-экономических факторов.

Проанализируем факторы инвестиционной привлекательности страны, необходимые иностранным инвесторам для оценки прибыльности вложения инвестиций. На развитие международной инвестиционной деятельности в целом влияют факторы политического, ресурсного, общего и глобального характера. Они формируют направления и пути международного инвестиционного взаимодействия. В более практическом плане важное значение имеют, прежде всего, потенциальные возможности той или другой страны принимать капитал в определенных масштабах и формах, условия его использования с обеспечением достаточного для инвестора прибыли (дохода) при допустимом уровне риска.

Существуют различные определения инвестиционного климата. Инвестиционный потенциал (объективные, преимущественно количественные, условия инвестирования) и инвестиционный риск (преимущественно качественные политические, экономические и социальные характеристики принимающей страны относительно вероятности потери в ней инвестиции или доход от них) определяют инвестиционный климат страны.

Совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, имеющихся в той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю - индексу риска характеризует относительную инвестиционную привлекательность страны и является своеобразным барометром для иностранных инвесторов.

Инвестиционный потенциал страны характеризуется совокупностью макроэкономических показателей (таких, как: темпы экономического роста, соотношение потребления и сбережений, пруда ссудного процента, норма прибыли, уровень и динамика инфляции, потребительский спрос населения), наличием и соотношением факторов производства, развитостью инфраструктуры и т.п.

Традиционно проведение экспертно-аналитического оценивания инвестиционного климата связанно с выводом интегрального показателя риска и соответствующим ранжированием стран путем определения, их инвестиционного рейтинга через анализ факторов их политической, экономической, социально-культурной, институциональной среды, ресурсов и инфраструктуры. Известнейшими авторитетными системами оценок инвестиционного климата являются рейтинги Institutional Investor, Euromoney и BERI.

Инвестиционный климат Украины характеризуется относительной неопределенностью многих параметров и динамичностью их изменения. Но все же, что касается общеэкономической ситуации в стране, то сегодня уже можно говорить о начале ее стабилизации, несмотря на значительное еще отрицательное влияние политической нестабильности.

Категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах. В самом общем виде экономический рост означает количественное и качественное изменение результатов производства и его факторов (их производительности). Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реального валового национального продукта (ВНП), в возрастании экономической мощи нации, страны, региона. Это увеличение можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП или ростом ВНП на душу населения. В связи с этим статистическим показателем, отражающим экономический рост, является годовой темп роста ВНП в процентах.

Проблемы экономического роста занимают в настоящее время центральное место в экономических дискуссиях и обсуждениях, ведущихся представителями разных наций, народов и их правительств. Растущий объем реального производства позволяет в какой-то степени разрешить проблему, с которой сталкивается любая хозяйственная система: ограниченностью ресурсов при безграничности человеческих потребностей. Принято различать экстенсивный и интенсивный тип экономического роста.

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста, и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

  1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса.
  2. В противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы.
  3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста (индустриальная политика, меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей).

Далее выясним взаимосвязь иностранной инвестиционной активности и экономического роста. Если проанализировать этапы экономического подъема таких промышленно развитых стран, как США, ФРГ, Япония, Франция, Великобритания и другие, нетрудно заметить, что в последние десятилетия практически во всех случаях периодам наибольшей инвестиционной активности в этих странах соответствовали (естественно, с определенным лагом) периоды самых высоких темпов подъема экономики.

С повышенной инвестиционной активностью связан и известный экономический феномен последнего периода - появление "новых индустриальных стран" Азии: Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга. В этих странах в относительно короткий срок созданы стабильные экономические структуры с достаточно крупным и динамичным экспортным потенциалом, способным быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре мирового рынка, осуществлен переход к широко фронтальному развитию современных наукоемких отраслей экономики.

Что касается СССР, то и здесь рассматриваемая закономерность четко обнаруживалась: периодам относительно высокой инвестиционной активности (например, вторая половина 60-х годов) соответствовал ускоряющийся экономический рост. Так, в 1966 - 1970 гг. при увеличении объемов капитальных вложений более чем в 1,4 раза среднегодовой прирост валового национального продукта в стране достиг довольно значительной величины: 7,6%.

Очевидно, что прямые иностранные инвестиции (ПИИ) влияют на темпы экономического роста стран-реципиентов. Однако, насколько сильным является это влияние и могут ли ПИИ кардинально менять траекторию развития национальных экономик? Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо провести соответствующие расчеты, выбрав подходящий методический инструментарий.

В данной области нет того изобилия методов и моделей, которого можно было ожидать. Кроме того, многие методы не доведены до логического завершения и не дают конечных формул для оценки влияния увеличения масштаба привлечения иностранных инвестиций на темпы экономического роста в принимающей стране. В связи с этим попытаемся систематизировать существующие подходы и осмыслить возможности их практического применения.

Исходя из всех рассмотренных методов, учитывая украинскую специфику, можно утверждать, что модель мультипликатора-акселератора наиболее удобна, т.к. простой инструментарий, информационное наполнение модели минимальное. Схема прикладных расчетов данной модели следующая: оценка на основе имеющейся статистической информации параметров модели, определение желательных для Украины темпов экономического роста, расчет доли ПИИ, которая обеспечит желательные темпы роста. Далее цифры подвергаются содержательному анализу, в результате которого делается конечный вывод о возможности и целесообразности увеличения участия иностранного капитала в украинской экономике.

Безусловно, связь инвестиционной активности и экономического роста не односторонняя, здесь налицо взаимообусловленность. Экономический рост, завися от инвестиционной активности, в свою очередь предопределяет реальные возможности страны в инвестировании на каждом конкретном этапе развития. Иными словами: чем выше темпы приростов валового национального продукта и национального дохода, тем больше возможностей для расширенного воспроизводства инвестиционных ресурсов и формирования на этой основе наиболее рациональной инвестиционной политики.

В принципе эта взаимообусловленная связка обобщающих показателей экономического развития достаточно очевидна. Труднее найти ответ на вопрос: как создать исходный импульс возрастающей инвестиционной активности и экономического роста? В каждой стране эта проблема решалась и решается по-своему в зависимости от реально сложившихся внутренних и внешних условий развития. Но при всем этом есть и много общего.

При современном постоянно прогрессирующем уровне интеграции мировой хозяйственной деятельности инвестиционная активность и, соответственно, экономический рост во многих странах, причем не только развивающихся, но и развитых, поддерживается и усиливается участием иностранного капитала. Например, в США накопленный объем прямых иностранных инвестиций, составлявший в 1976 г. порядка 30 млрд. долларов, возрос к концу 80-х годов более чем в 10 раз; общий же объем иностранных активов в экономике превысил к этому времени 1,5 триллиона долларов. При наличии в США развитой системы законодательного регулирования инвестиционной деятельности такой мощный приток иностранного капитала в большой мере способствовал дальнейшему подъему экономики страны на основе, прежде всего повышения производительности труда и развития конкурентоспособного экспортного потенциала.

Весьма активная роль иностранного капитала в подъеме экономики отчетливо видна и в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии. При его непосредственном участии (общий объем прямых иностранных инвестиций в эти относительно небольшие страны к концу 80-х годов превысил 20 млрд. долларов), они ускоренно прошли ставшие уже классическими этапы современной индустриализации: развитие импортозамещающих отраслей (60-е годы), создание экспортного потенциала (70-е годы) и развитие наукоемких отраслей (80-е годы и начало 90-х). В результате по производству некоторых видов продукции, включая наукоемкие, новые индустриальные страны вышли на передовые рубежи в мировом хозяйстве.

Как видно, разные страны, при всей их дифференциации по возможностям и условиям экономического развития в отношениях с иностранным капиталом действительно обнаруживают много общего. И главное здесь в том, что иностранные инвестиции в экономику той или иной страны становятся своего рода катализатором ускоренного экономического и социального развития.

Иностранный капитал сегодня в Украине особенно необходим в тех сферах экономики, активизация которых поможет вывести ее из сложившегося кризисного состояния, снять нарастающую социальную напряженность в обществе. Это, прежде всего производство продуктов питания, товаров широкого потребления и услуг, лекарств и другой жизненно важной продукции. И дело здесь не только в том, чтобы обеспечить население необходимыми товарами и услугами, но и в том, чтобы осуществить их импортное замещение, высвободив валютные ресурсы.

В крупномасштабном иностранном инвестировании крайне нуждаются сейчас топливно- энергетические отрасли, несущие многие годы огромную нагрузку не только по энергоснабжению производства и социальной сферы, но и по обеспечению экспорта. Привлечение инвестиций из-за рубежа в рассматриваемой области было бы весьма полезно при решении ряда узловых задач. Среди них:

Акцент на коротких сроках окупаемости первоначальных затрат при рассмотрении приоритетов иностранного инвестирования продиктован известными причинами. Сегодня, как никогда, необходима быстрая отдача от вложенных средств с тем, чтобы максимально способствовать скорейшему выходу экономики из кризисного состояния.

Однако такая ориентация ни в коей мере не направлена против долгосрочных инвестиционных программ и проектов с высоким потенциальным эффектом в перспективе. Например, были бы весьма полезны разработка и реализация в рамках инвестиционного сотрудничества проекта энергетики ХХI века с созданием качественно новых энергетических технологий и видов топлива для мирового и внутреннего рынков. Подобные проекты необходимы и не только для решения крупных научно-технических, экономических и экологических задач, но и для поддержания стабильности инвестиционной деятельности и внешнеэкономических связей на длительную перспективу. Интеграция усилий и инвестиционных ресурсов зарубежных и отечественных инвесторов на реализации крупных долгосрочных проектов позволит и тем, и другим сэкономить не только материальные и финансовые ресурсы, но и время.

Прозрачность экономики, умение вести внешнеэкономические отношения, подготовка кадров, возврат долгов, выполнение обязательств государством и его субъектами, законодательная база и наконец экономический рост – все это важнейшие составляющие, по которым оценивается та или иная страна. Оптимизация регулирования иностранного инвестирования требует комплексного подхода. Если же совершенствовать лишь некоторые его элементы, то конечная результативность всех соответствующих мер останется низкой.

Список литературы:
  1. Балацкий Е., Павличенко Р. Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования. // МЭиМО. – 2002. - №1. – с. 52-59
  2. М. Шульженко. Привлекательность Украины в глазах инвестора // Корреспондент. - 13.11.2002
  3. «О режиме иностранного инвестирования» Закон Украины // Голос Украины. – 1996.- 25 апреля
  4. Инвестиции в Украине/ под ред. С.И. Вакарина. К.: Конкорд, 1997
  5. О.Носова. Прямые иностранные инвестиции в трансформационной экономике Украины // Экономика Украины. – 2000. - № 5

Брагина Е.П., Олейников А.А. Теоретические основы исследования влияния прямых иностранных инвестиций на экономический рост // Сборник трудов магистрантов 2004 Донецкого национального технического университета. - Донецк, ДонНТУ Министерства образования и науки Украины, 2004.