Макогон Ю.В.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОНБАССА

В 1998-1999 гг. внешнеэкономические связи Украины, ее регионов осуществлялись в сложных условиях, на которые оказывают влияние внутренние и внешние факторы. Прежде всего, это ухудшение конъюнктуры на традиционных внешних рынках для украинских товаров. Далее, следствия финансового кризиса, которые проявились еще не до конца. А также низкая конкурентоспособность большинства товаров украинского экспорта.

Объем внешней торговли Украины товарами за 1999 год уменьшился по сравнению с 1998 годом на 14,2% и составил $23.428 млн. При этом экспорт уменьшился на 8,4% - до $11.582 млн., импорт сократился на 19,3% - до $11.846 млн. Отрицательное сальдо составило $264 млн. (в 1998 году - $2.038,2 млн.). Коэффициент покрытия импорта экспортом возрос с 0,86 в 1998 году до 0,98 в 1999 году. Внешнеторговые операции проводились с партнерами из 185 стран мира. Наибольшие объемы экспортных поставок осуществлялись в Российскую Федерацию - 20,7% от общего объема экспорта, в Китай - 6,3%, Турцию - 5,8%, страны ЕС - 8,8%, США - 3,8%, Беларусь - 3%, Польшу - 2,6%.

Наибольшие импортные поступления были из Российской Федерации - 47,6%. Из Туркменистана - 4,1%, США - 3,4%, Беларуси - 2,9%, Польши - 2,2%, страны ЕС - 12,3% .

Таким образом, после стран СНГ, и прежде всего Российской Федерации, ЕС - крупнейший партнер Украины. Кроме того, эта тенденция имеет перспективы усиления за счет присоединения в ближайшем будущем к ЕС таких стран, как, например, Польша.

В 1999 году процесс изменения основных направлений внешней торговли про- должился. Правда, трудно связать эти изменения с деятельностью украинских властных структур. Процесс развивается скорее в силу конъюнктуры мирового рынка. По сравнению с 1998 годом география внешней торговли Украины претерпела некоторые изменения. Продолжилось снижение товарооборота со странами СНГ и Балтии. Удельный вес внешней торговли этих государств снизился с 45,35% в 1998 году до 39% в 1999 году. Доля государств остального мира увеличилась с 52,2% до 57,8%.

В общем объеме внешней торговли Украины уменьшилась доля крупнейших торговых партнеров 1998 года: Российской Федерации (с 35,24%, по итогам 1998 года, до 28,43% в 1999 году), США (3,86% и 3,39%), стран ЕС (10,1% и 9,69%) и Беларуси (3,31% и 3,27%). В то же время несколько увеличился удельный вес Китая (с 3,18% до 4,29%) и Турции (с 3,04% до 3,83%). Крупнейшими потребителями украинских товаров в 1999 году (как и в 1998 году) оставались Россия, Китай, Турция, страны ЕС. При этом в структуре экспорта увеличился удельный вес Китая (с 5,9% в 1998 году до 7,1% в 1999 году) и Турции (с 5,6% до 6%), уменьшился удельный вес России (с 23,2% до 20,2%) и Италии (с 4,4% до 4%). Доля Германии в украинском экспорте осталась на уровне 1998 года (5,1%).

Подобные изменения в географии внешнеэкономической деятельности, как показывает анализ, связаны с финансовым состоянием стран - торговых партнеров Украины. Торговля развивается с теми государствами, которые более платежеспособны. А именно с этим у государств СНГ и Балтии существуют серьезные проблемы.

В то же время в товарной структуре внешней торговли Украины каких-то глобальных изменений в 1999 году не произошло. Как и прежде, в общем объеме внешней торговли высок удельный вес сырья и материалов и незначительна доля товаров высокого уровня переработки. Хотя некоторые различия по сравнению с 1998 годом все-таки есть.

В товарной структуре импорта в 1999 году наибольшее снижение произошло по минеральному топливу, нефти и продуктам ее переработки - с 40,4% до 35,4% (несмотря на это, удельный вес минерального топлива в общем объеме импорта товаров в Украину остался наибольшим). Среди основных товарных позиций уменьшилась также доля механических машин и оборудования (с 11,2% до 9,2%) и средства наземного транспорта, кроме железнодорожного (с 5,2% до 4,3%). В то же время возросла доля электрических машин и оборудования (с 4,6% до 5,2%).

В результате кризиса валютно-финансовой системы России, других стран и Украины внешнеэкономические связи Украины со странами СНГ и другими ближайшими соседями во втором полугодии 1998 года претерпевают серьезное свертывание по всем направлениям. Наиболее болезненно последствия общего финансового кризиса сказались на экспортно-ориентированных предприятиях. Причем особенность создавшегося положения заключается в том, что Россия, имея огромные сырьевые ресурсы, создавая демпинг, сегодня диктует свои правила. За 1998-99 годы экспорт этих товаров из Украины сократился более чем на 12 процентов, и реальной стала угроза резкого сворачивания экспортного потенциала Украины, утраты нашей страной экономической независимости.

Начиная с 1998 года, украинская металлургия, как и другие отрасли промышленности, стала неконкурентоспособной на мировом рынке по ценовому показателю. Особенно в сравнении с российскими предприятиями, где применение фиксированных цен в рублевом измерении, до момента падения рубля, позволило экспортерам значительно снизить себестоимость в долларовом выражении. Сегодня она составляет, к примеру, по чугуну максимум 65-70 долл. за тонну. То есть практически в два раза ниже, чем, например, на ММК им. Ильича. Себестоимость продукции комбината на 60-80 процентов превышает отпускные цены, предложенные российскими металлургами. Поэтому Россия наполняет рынки дешевым металлом не худшего, чем в Украине, качества. Вот здесь нужен КАРТЕЛЬ, о чем говорилось на упомянутой конференции в докладе академика Гееца В.М., который определял бы уровень цен, сегменты рынков сбыта. Но нужны и политические решения на государственном уровне. Причем буквально еще 2-3 года назад существовала Ассоциация металлургических предприятий-экспортеров России, Украины, Белоруси, Молдовы, Казахстана.

Например, если в конце 1998 года за 1 тыс. тонн железорудного концентрата с доставкой его на металлургический комбинат достаточно было отправить на экспорт 130 тонн горячекатаных рулонов, то сегодня необходимо отгрузить уже 174 тонны (то есть на 30% больше). В ближайшее время возможен довольно серьезный спад производства. Если остановятся металлургические комбинаты, сразу же потеряют работу жители целых населенных пунктов, таких, как Докучаевск, Новотроицк, Пантелеймоновка, Красногоровка и, кроме того, целых шахтерских поселков. То есть останутся без работы те, кто дает металлургам сырье, огнеупоры: машиностроители, которые поставляют оборудование для комбинатов. Следовательно, если поставщики, которые поставляют все перечисленное металлургам, сегодня не снизят цены, завтра они уже сами не найдут сбыта своей продукции.

Это же можно сказать и о системе морских портов, железных дорог - а здесь причины в тарифах и сложности таможенных процедур. Ведь Украина, в том числе Донбасс, - великолепная транзитная зона Европа - Азия. В результате непро- думанности решений произошел спад оборотов портов, железных дорог в 3-4 раза.

Одним из выходов из сложившегося положения могут быть:
- отмена и дальнейший запрет применения долларового эквивалента в расчете цен между товаропроизводителями Украины;
- установление моратория на повышение цен и тарифов сроком не менее чем на полугодие (год).

Предлагаемые меры в условиях формирования рыночной экономики могут быть оценены как непопулярные, как возврат к методам государственного регулирования, но эти меры надо принимать - иного выхода нет, ибо каждый день промедления - это шаг к экономической катастрофе. Нужен и неординарный подход к реконструкции налоговой системы. Это может быть:
- снижение ставки налога на прибыль до 20%;
- поэтапное снижение налога на добавленную стоимость до 15%.

Среди проблем - большое количество подзаконных актов и нормативных документов. Теряется оперативность работы предприятия-экспортера. Размер железнодорожных тарифов: доля транспортных расходов от цены продукта уже составляет для некоторых продуктов 40% - 50%. В этот процесс может и должно вмешаться государство, защитить и стимулировать своих производителей-экспортеров - это мы называем неопротекционизмом.

Внешняя торговля Донецкой области характеризуется следующим образом.

Основу внешней торговли составляет торговля товарами 96,8%. Ее оборот в 1999 году уменьшился по сравнению с соответствующим периодом 1998 года на 17,8% и составил 2.921,4 млн. долл. США. При этом экспорт сократился на 12,6%, составив 2.136,2 млн. долл. США. Положительное сальдо равнялось 1.351,0 млн. долл. США. Экспорт товаров осуществляли 1029 предприятий и организаций, импорт - 1342. Крупнейшими экспортерами остаются ОАО "Мариупольский комбинат им. Ильича", ОАО "Металлургический комбинат 'Азовсталь'", ОАО "Концерн 'Стирол'", корпорация "Индустриальный союз Донбасса", ОАО "Авдеевский коксохимзавод", ОАО "Енакиевский металлургический завод", ОАО "Макеевский металлургический комбинат", ОАО "Харцызский трубный завод". Ими обеспечено почти 72% экспорта области.

Таблица 1.

Основные показатели внешней торговли товарами Донецкой области (млн. долл. США)

Показатели

1997 года

1998 года

1999 года

1999 г.в % к 1998 г.

Внешняя торговля товарами

Внешнеторговый оборот

3583,9

3554,1

2921,4

82,2

- уд. вес бартера (%)

7,1

4,0

1,8

X

Экспорт

2593,2

2442,9

2136,2

87,4

- уд. вес бартера (%)

5,3

2,9

1,2

X

Импорт

990,7

1111,2

785,2

70,7

- уд. вес бартера (%)

11,9

6,3

3,4

X

Сальдо

+1602,7

+1331,2

+1351,0

101,4

В экспорте по-прежнему основное место занимают сырье и материалы (90%). В структуре сырья основная доля приходится на продукцию черной металлургии (73% общего объема экспорта). Машины и оборудование составляют 7% экспорта области. В товарной структуре импорта также преобладают сырье и материалы - 64%. Ввозимое сырье представлено главным образом топливом (28%) и минералами (11%). Машины и оборудование составляют 25%.

В 1999 году продукция предприятий и организаций области экспортировалась в 112 стран мира. Крупнейшими торговыми партнерами были: Китай (15,6% всего экспорта), Россия (13,2%), Италия (6,8%), Турция (6,1%), Тайвань (5,2%), США (4,2%). Импортные операции совершались с 81 страной мира. Наиболее интенсивно торговые связи развивались с фирмами России (54,0% импорта области), Германии (5,6%), Словакии (5,0%), Швеции (4,1%), США (3,8%), Польши (2,6%).

Наращивание экспортного потенциала региона находится в прямой зависимости от процесса вкладывания инвестиций вообще и иностранных инвестиций в предприятия Донецкой области в частности. Удельный вес Донецкой области в общем объеме иностранных инвестиций Украины составляет 8,60%. В 1999 году поступило 150,57 млн. долл. США иностранных инвестиций, что в 2,5 раза больше, чем в 1998 году (58,5 млн. долл. США), в том числе из стран СНГ и Балтии - 0,58 млн. долл. США (0,4% к общему объему поступлений), из других стран мира - 149,99 млн. долл. США (99,6%).

Как видно из рис. 6 и табл. 2, в область в 1999 году произошел резкий (в три раза) приток иностранных инвестиций (в то время как по Украине в целом за этот же период произошло снижение) в результате действия определенных льгот в соответствии с Законом "О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области". Инвестирование осуществлялось главным образом в виде движимого и недвижимого имущества - 67,1 млн. долл. США (44,6% полученного объема), в том числе оборудования - 3,03 млн. долл. США; денежных средств - 26,73 млн. долл. США (17,8%), в том числе покупка акций - 3,30 млн. долл. США; ценных бумаг - 5,04 млн. долл. США (3,4%). Общий объем инвестиций на 1.01.2000 составил 254,44 млн. долл. США.

Таблица 2.

Иностранные инвестиции в регионы Украины

Регионы Украины

Количество
предприятий

Иностранные инвестиции
на 1.01.2000

Удельный вес,
%

1

2

3

4

Всего:

7174

3122863,48

100,0

Автономная Республика
Крым

134

129232,38

4,1

Винницкая обл.

75

11985,80

0,4

Волынская обл.

60

43368,21

1,4

Днепропетровская обл.

358

170810,46

5,5

Донецкая обл.

285

204895,61

6,6

Житомирская обл.

56

29098,66

0,9

Закарпатская обл.

37

70396,33

2,3

Запорожская обл.

135

215331,37

6,9

Ивано-Франковская обл.

133

34791,40

1,1

Киевская обл.

167

267239,77

8,6

Кировоградская обл.

47

16007,25

0,5

Луганская обл.

76

28673,75

0,9

Львовская обл.

763

110938,43

3,6

Николаевская обл.

135

35526,12

1,1

Одесская обл.

517

173716,01

5,6

Полтавская обл.

119

206293,25

6,6

Ровенская обл.

50

51075,42

1,6

Сумская обл.

50

19864,63

0,6

Тернопольская обл.

70

19069,05

0,6

Харьковская обл.

186

58929,71

1,9

Херсонская обл.

44

17253,87

0,5

Хмельницкая обл.

61

13385,44

0,4

Черкасская обл.

118

109692,82

3,5

Черновицкая обл.

87

10702,30

0,3

Черниговская обл.

34

46914,48

1,5

Город Киев

3058

992175,38

31,8

Город Севастополь

16

14455,58

0,5

Наибольшие объемы средств поступили от нерезидентов из Виргинских островов (Брит.) - 109,96 млн. долл. США (42,4% общего объема), США - 60,62 млн. дол. США (3,4%), Великобритании - 18,91 долл. США (7,3%), Германии - 15,66 млн. долл. США (6%), Кипра - 14,59 млн. долл. США (5,6%), Финляндии - 4,31 млн. долл. США (1,7%), Российской Федерации - 3,87 млн. долл. США (1,5%), Нидерландов - 3,59 млн. долл. США (1,4%), Швеции - 2,55 млн. долл. США (1,0%),- Канады - 2,32 (0,9%). Как видно из анализа, страны ЕС преобладают среди активных инвесторов (долл.).

Приоритетными направлениями у инвесторов стали такие отрасли экономики, как черная металлургия - 106,83 млн. долл. США (41,2% общего объема инвестиций на 1.01.00), пищевая промышленность - 28,85 млн. долл. США (11,1%), внутренняя торговля - 20,88 млн. долл. США (8,0%), мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность - 18,45 млн. долл. США (7,1%), внешняя торговля - 18,44 млн. долл. США (7,1%), машиностроение и металлообработка - 18,13 млн. долл. США (7,0%), химическая промышленность - 8,25 млн. долл. США (3,2%), сельское хозяйство - 7,22 млн. долл. США (2,8%), пенсионное обеспечение - 6,47 млн. долл. США (2,5%), цветная металлургия - 50,97 млн. долл. США (2,0%), транспорт и связь - 4,81 млн. долл. США (1,9%), угольная промышленность - 4,19 млн. долл. США (1,6%) (рис. 8). Иностранными партнерами инвестировано 301 предприятие Донецкой области. Наибольшие объемы инвестиций получены предприятиями Донецка - 173,39 млн. долл. США (170 предприятий).

Здесь важно обратить внимание на такой аспект. Среди ведущих стран- инвесторов - оффшорные зоны, такие, как Кипр, Виргинские острова, т.е. отсюда приходят деньги отечественных предпринимателей - "теневиков", но уже защищенные статусом иностранных инвестиций. В этом случае необходимо снова возвратиться к Указу Президента об амнистии определенной части теневого сектора при условии гарантии международного уровня. Никакой зарубежный инвестор не пойдет к нам, особенно в тяжелую промышленность, если мы сами не будем ее развивать своими капиталовложениями. Это возможно только с участием государства. Появление Указа Президента и подготовка законопроекта о легализации укрываемых от налогов доходов вызвали заметное оживление в среде предпринимателей. Однако, по мнению большинства опрошенных нами экспертов, меры, предусмотренные этими документами, вряд ли приведут к возвращению "теневиков" в официальную украинскую экономику. Без изменения характера отношений бизнеса и государства, улучшения инвестиционного климата в стране ни теневые деньги, ни какие-либо другие сюда не придут.

Статистика фиксирует вполне определенную тенденцию: крупнейшими странами - инвесторами Украины становятся оффшорные зоны. То есть национальные деньги начинают возвращаться. Теперь главное - поддержать этот процесс. И не столько декларациями об амнистиях теневому капиталу, сколько конкретными шагами в обозначенных направлениях. Ну и, наконец, надо помнить, что далеко не все теневые деньги находятся за рубежом. Часть их добросовестно работает в украинской экономике (правда, налоги с них не платятся).

Проблемы иностранных инвестиций тесно переплетаются с вопросами образования свободных экономических зон. Важным направлением развития предпринимательского сектора Донецкого региона в условиях СЭЗ является наращивание экспортного потенциала путем создания благоприятных экономических условий для увеличения выпуска отечественной продукции и оказания услуг за счет совершенствования производства на качественно новом уровне использования совре- менных технологий переработки, хранения, упаковки, транспортировки и реализации продукции машиностроения, пищевой и легкой промышленностей, сельского хозяй- ства, закрепления на традиционных рынках сбыта и выхода на новые. Необходимо давать государственные гарантии по кредитам для участия в международных тендерах, стимулировать отечественный машиностроительный экспорт.

Для минимизации риска невозврата государству экспортных кредитов, обеспечения защиты предпринимателей-экспортеров от коммерческих рисков следует создать систему страхования таких кредитов. Осуществлять последовательную работу по совершенствованию организационных форм, направленных на поддержку и укрепление объединений предпринимателей-экспортеров, что в будущем позволит перейти к такой поддержке, сделав возможным координацию деятельности украинских экспортеров на внешних рынках и согласование условий выхода на рынке между членами таких объединений с целью оптимального использования конъюнктуры, соблюдения правил конкуренции и международных обязательств Украины.

Исследования, которые ведутся нами в институтах НАН Украины (Институте экономики промышленности и Институте экономико-правовых исследований), Донецком национальном университете, позволяют предложить несколько направлений ускорения интеграции в мировую систему хозяйствования, прежде всего в ЕС. Прогноз позволяет сделать вывод, что привлечение иностранного капитала в Донецкий регион сможет не только усилить предпринимательскую активность, но и обеспечить создание новых рабочих мест, что очень актуально в современных условиях, стимулировать ускоренное внедрение новых технологий и разработку конкурентоспособной продукции. Выгодное геополитическое положение Донецкой области, значительные природные ресурсы и наличие высококвалифицированных кадров являются важными факторами привлечения иностранных капиталов. С целью дальнейшего социального развития Донецкой области, согласно Закону Украины <О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области> от 24.12.98, предусмотрено введение специального режима инвестиционной деятельности для субъектов предпринимательской деятельности, которые реализуют инвестиционные проекты в приоритетных отраслях. При этом для таких предприятий определен ряд льгот по уплате пошлин, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, взносов в инновационный фонд.

Поэтому было бы целесообразно внести следующие предложения в механизм исполнения Закона Украины <О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области> и соответствующие законодательные акты в части:
- в случае осуществления нескольких видов деятельности, в один из которых вложена инвестиция, предприятию следовало бы вести раздельный учет доходов и расходов по каждому виду деятельности.
- запрещение предприятию, получившему инвестицию, отвлекать инвестиционные средства на предоставление другим юридическим и физическим лицам, в том числе организациям, финансовой помощи, безвозмездно передавать стоимость товаров (работ, услуг), товароматериальных ценностей и основных фондов.
- с одной стороны, в ст. 4 закона о СЭЗ указано, что инвестиционные проекты, которые реализуются на ТПР, являются приоритетными для кредитования под государственные гарантии, а в то же время в Законе о государственном бюджете правительству запрещено выдавать гарантии под кредитные соглашения между зарубежными инвесторами и отечественными предприятиями.

С начала 2000 года Совет по вопросам СЭЗ и спецрежима инвестиционной деятельности в Донецкой области рассмотрел 5 инвестиционных проектов, среди них: ЗАО "Футбольный клуб 'Шахтер'". Проект "Комплексная реконструкция гостиницы 'Донбасс'". Проект стоимостью в 520 млн., инвестируемых из собственных средств ЗАО "Футбольный клуб 'Шахтер'". ОАО "Концерн 'Стирол'". Проект модернизации производства, стоимость проекта - более 53,5 млн.

АО "Норд" планирует в первом квартале 2001 года ввести в эксплуатацию в специальной экономической зоне "Донецк" предприятие по выпуску бытовой электротехники.

И еще целый ряд проектов на общую сумму более 700 млн. долл. США. В связи с образованием на территории Донецкой области СЭЗ и для определения эффективности использования инвестиций, полученных под конкретные инвестиционные проекты, отделом статистики внешнеэкономических связей Донецкого областного управления статистики разработана форма статистической отчетности ї 1-ТГТР "Отчет предприятия о реализации инвестиционного проекта на территории приоритетного развития", которая сейчас находится на рассмотрении Госкомстата Украины. Существует еще одна проблема, касающаяся того, как формируется статистика внешнеэкономических связей. До 1997 года информация об экспорте и импорте области создавалась на основании отчетов предприятий. Начиная с 1997 года, данные о внешней торговле товарами область получает от Государственной таможенной службы. Наряду с положительными моментами этого нововведения (более полная информация, один источник ее получения) существуют и отрицательные: невозможность контролировать объективность получаемых данных, ограничения в пользовании информацией. (Государственная таможенная служба не разрешает предоставить данные по предприятиям, а только в обобщенном виде, что вызывает трудности в работе пользователей статистической информации, в том числе облгосадминистрации и различных контролирующих органов).

Важным фактором повышения эффективности внешнеэкономической деятельности на региональном уровне являются еще не до конца используемые возможности системы Торгово-промышленной палаты (ТПП) Украины и ее региональных отделений палат в вопросах содействия развития ВЭД предприятий и организаций, привлечения инвестиций. Необходимо поручить ТПП создание и ведение единого реестра предприятий и организаций, сделав его обязательным. От этого выигрывают все предприятия и государство. Формируется также реальное единое национальное информационное пространство, которое может быть подключено по системе Международной Торговой Палаты в мировую систему деловых и инвестиционных предложений. Этим занимаются большинство ТПП за рубежом, к этому приступила и Российская ТПП. Можно в виде эксперимента начать эту работу в Донецкой области.



Макогон Ю.В. Привлечение иностранных инвестиций и экспортный потенциал Донбасса >http://www.iai.donetsk.ua/_4/iai/dtp/conf/7/articles/sec3/s3a3.html