Андрей Клюев.

МЫ СТАЛИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМИ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ

Субъекты специальных экономических зон (СЭЗ) и территорий приоритетного развития (ТПР) в 2000 году реализовали продукцию на сумму 2,5 млрд. грн., перечислили в бюджеты 313 млн. грн., тогда как получили льготы на сумму 291 млн. грн.

По мнению бывшего министра экономики, а ныне вице-премьера Василия Рогового, положительным является опыт работы СЭЗ и ТПР (в настоящее время в Украине создано 11 СЭЗ и 9 ТПР) в Донецкой области, Явориве (Львовская обл.) и Закарпатье, активнее заработали СЭЗ и ТПР в Житомирской и Луганской областях, Харькове и Автономной Республике Крым. По итогам анализа, все СЭЗ и ТПР поделены на три группы, и те, кто оказался в последней из них с худшими показателями, будут предложены к ликвидации. Тем временем дискуссия в обществе по вопросу налоговых льгот не утихает. В частности, спикер парламента Степан Плющ считает целесообразным продолжать практику создания и развития специальных экономических зон. Он сообщил о том, что в парламенте сейчас находится 10 законопроектов о создании новых и внесении изменений в деятельной уже созданных СЭЗ. Словом, у них имеются и экономические аргументы и, похоже, законодательная поддержка. Но как быть остальным, кому бы также хотелось облегчить свою налоговую ношу? И не проще было бы сделать это на равных основаниях для всех субъектов хозяйствования? Обо всем этом идет речь в публикуемом ниже интервью с заместителем главы Донецкой облгосадминистрации Андреем КЛЮЕВЫМ.

— Андрей Петрович, в связи с чем возникла необходимость в специальных режимах инвестирования именно в Донецкой области?

— С середины 90-х годов, несмотря на то, что в области был накоплен колоссальный производственный потенциал в добывающих и других отраслях, наращивание ресурсов стало невозможным и нецелесообразным. Начиная с 1991 года область ежегодно теряла от 7 до 17 процентов объемов производства. Рынок диктовал свои условия: сокращались масштабы добычи угля, производства металла, машиностроительной и другой продукции. С остановкой производств возникла безработица. Главные причины — техническая и технологическая отсталость, нарастающий дефицит энергоресурсов, гипертрофированная структура экономики, в которой топливно-энергетический и металлургический комплексы занимают 78 процентов. Чтобы переломить естественный ход процессов деградации производительных сил, необходимо было выработать новую стратегию, которая позволила бы перейти на качественно новый уровень развития.

Особую роль в этом сыграла реализация Программы социально- экономического развития Донецкой области на 1998—2000 годы, которая предусматривала создание благоприятных условий инвестирования для отдельных территорий.

Инвестиционная стратегия региона, предложенная Донецкой облгосадминистрацией, нашла свое отражение сначала в Указе Президента Украины «О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области», а затем и в одноименном Законе, одобренном Верховной Радой Украины в декабре 1998 года. Автору этой стратегии — председателю Донецкой облгосадминистрации В.Януковичу — удалось не только собрать команду единомышленников, которые увидели преимущества и перспективы для региона специального режима инвестирования, но и самое главное — он сделал эту идею реальностью.

Создание в регионе специальных экономических зон и территорий приоритетного развития поддержал Президент Украины Л.Кучма. Его поддержка стала определяющим фактором в возникновении СЭЗ в Донбассе. Их две — специальная экономическая зона «Донецк» — это технопарк, на базе которого будет осуществляться развитие новых высокотехнологичных производств для выпуска товаров на экспорт и внутренний рынок. Под создание этой зоны отведена территория площадью 466 га на южной окраине Донецка. И — СЭЗ «Азов» — общей площадью 315 га, создается в Мариуполе, ее функциональное назначение — перевалка транзитных грузов и производство товаров на экспорт.

Специальный режим инвестиционной деятельности предусматривает для инвесторов льготы на период реализации каждого инвестиционного проекта. В 1998 году был создан специальный уполномоченный орган — Совет по вопросам специальных экономических зон и специального режима инвестиционной деятельности в Донецкой области, которому правительством Украины делегированы полномочия для решения на месте всех вопросов, связанных с организацией инвестиционной деятельности. Основная функция этого коллегиального органа, который возглавляет глава облгосадминистрации В.Янукович, заключается в отборе инвестиционных проектов и проведении соответствующего мониторинга.

Сегодня, оценивая ход реализации Закона Украины «О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области», мы можем сказать, что за ним уже стоят существенные изменения в экономике области и, в первую очередь, в материальном производстве. Многие трудовые коллективы разрабатывают планы реконструкции действующих предприятий, предпринимают меры к накоплению собственного и поиску дополнительных источников капитала.

— Общий инвестиционный климат в стране зарубежные партнеры и руководство страны часто оценивают критическим образом. Назовите три основные причины, которые позволяют сделать вывод о привлекательности инвестиционного климата донецких СЭЗ и ТПР?

— Речь в данном случае может идти как об объективных, так и субъективных причинах. Во-первых, Донецкая область известна как решить проблему ускоренного и устойчивого развития производственного комплекса области невозможно, иначе от однобокого профиля экономики нам не уйти, а социальные проблемы сами собой в шахтерских городах не решатся.

— СЭЗ — локальная зона. Если она так успешна, почему бы не превратить всю страну в СЭЗ? Ваше отношение к такому, например, определению: «СЭЗ — эрогенная зона экономики»?

— Я не сторонник того, чтобы сделать всю страну единой СЭЗ. Это не нужно. Достаточно внести в наше законодательство изменения и создать благоприятный налоговый климат. По моему глубокому убеждению, специальные экономические зоны и специальный режим инвестирования — это точечный механизм стабилизации социально-экономической ситуации на тех или иных территориях. Кроме того, они способны оказывать стабилизирующее влияние и на соседние регионы. Так, в Донецкой области в реализации проектов принимают участие в качестве поставщиков и подрядчиков 2,5 тыс. предприятий Украины.

В мировой практике СЭЗ нередко используются как эффективный социальный механизм. Опыт США, Великобритании, Испании, ОАЕ об этом прекрасно свидетельствует.

Что же касается вашего определения, то в своей работе я больше привык оперировать терминами экономическими, а не медицинскими. Поэтому СЭЗ для нас — инструмент оживления депрессивных территорий и катализатор инвестиционной активности. мощнейший индустриальный регион с развитой производственной, социальной, транспортной инфраструктурой, имеет выгодное экономико-географическое положение, располагает квалифицированными трудовыми ресурсами. Во-вторых, мы в Донецкой области кровно заинтересованы в притоке инвестиционного капитала. Поэтому инвестору открыт «зеленый свет». У нас и у инвестора не возникает проблем во взаимоотношениях друг с другом. Мы научились уважать его и ценим только за то, что свой капитал, свой интеллектуальный потенциал он вкладывает в экономику Донецкой области. Поверьте, для нас это дорогого стоит. Но и третье — это налоговые и таможенные преференции. Идеология любого предпринимателя — это получение прибыли. И наши инвесторы не исключение. Однако, предоставляя налоговые и таможенные льготы, государство идет на временные уступки, которые со временем окупятся многократно. Это и постоянное пополнение бюджета, развитие собственной производственной базы, снижение социальной напряженности, укрепление позиций отечественного товаропроизводителя на внутреннем потребительском рынке Украины.

— Каковы сегодня основные экономические показатели успешности СЭЗ? Какими вы их видите в будущем?

— Хочу подчеркнуть, что с введением Закона Украины «О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области» среднегодовой объем иностранных инвестиций в экономику области в 4 раза превысил показатели всех предыдущих лет. Это одновременно способствовало росту активности отечественных инвесторов.

В результате тщательного отбора, с учетом технической новизны, степени энерго- и ресурсосбережения, экологической приемлемости, экономической целесообразности и ожидаемого социального эффекта, Советом по вопросам специальных экономических зон и специального режима инвестиционной деятельности принято 135 инвестиционных проектов, в основном, в базовых отраслях промышленности. За три года функционирования специального режима инвестиционной деятельности в Донецкой области портфель прямых инвестиций (или общая стоимость одобренных проектов) превысил 1 млрд.дол.США, а точнее, составил 1 млрд. 63 млн.дол., или 5,8 млрд.грн. Не менее важно, что все проекты связаны с полной или частичной модернизацией 49 и действующих предприятий и созданием 56 новых производств.

Из числа одобренных проектов — 64 с участием иностранных инвесторов, чей капитал составляет 380,5 млн.дол. США, или 35,7 проц. Значительные средства вкладывают в экономику области компании из Великобритании (67,1 млн.дол.США), Соединенных Штатов Америки (77,4), Германии (49,9), Нидерландов (37,0), Швейцарии (31,1), Австрии (29,5), Швеции (18,6 млн. дол. США), а также многих других стран. Наша продукция конкурентоспособна, 26 проц. ее уходит на экспорт. Реализация такой стратегии обеспечит создание 15,9 тыс. новых рабочих мест и сохранение 27,3 тыс. имеющихся.

Что же касается перспектив, то если оценивать темпы привлечения инвестиций, которые имеются сегодня, то за 30 лет ( именно такой срок отводится под деятельность территорий со специальным режимом инвестирования) мы сможем освоить от 8 до 10 млрд. долл. США.

— Какие из острых проблем региона или страны решены сегодня лишь потому, что существует СЭЗ?

— Я не хочу говорить обо всей стране — это прерогатива Министерства экономики. Что же касается Донецкой области, с удовлетворением отмечу, что достигнутый в регионе прирост промышленного производства почти на 60 проц. обеспечен за счет выпуска продукции в рамках закона о СЭЗ. Многие предприятия обрели второе дыхание и полученную прибыль реинвестируют в свое развитие. Таких примеров можно привести великое множество. Кроме решения экономических проблем, немаловажен социальный аспект. А учитывая специфику нашего региона, он способен превратиться в доминирующий. Так вот на предприятиях, реализующих инвестиционные проекты, мы имеем социальную стабильность. Заработная плата на них вдвое выше среднеобластной. Люди не знают, что такое задержки в ее выплате. Я не могу представить, чтобы горняки, работающие на инвестиционных шахтах, поднялись на забастовку и стучали касками под административными зданиями. У горняков появилась уверенность в своем завтрашнем дне и будущем своих детей.

— Какое влияние оказывает СЭЗ как структура рыночного характера на политическую конфигурацию в регионе, для которого традиционно характерным было сильное влияние партий и политиков левого толка?

— Вы знаете, когда готовился Указ Президента Украины «О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области» и одноименный Закон, мы меньше всего обращали внимание на политическую конъюнктуру. Перед нами были четкие и ясные цели — процветание региона и благополучие его жителей. Я не знаю политической силы, которая бы выступала против оживления экономики шахтерской глубинки, создания новых рабочих мест, повышения заработной платы. Поэтому идея создания СЭЗ нашла понимание и у левых, и у правых, и у центристов. Тем более, что мы приложили максимум усилий, чтобы донести наши идеи в массы. Мы в буквальном смысле слова пошли « в народ» и объясняли преимущества функционирования специальных экономических зон и территорий приоритетного развития. И, как следствие, заручились поддержкой и общественности, и политических партий.

— Какие проблемы остались нерешенными и почему? Что делается для их решения? Есть ли среди них те, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне?

— Управление специальным режимом инвестиционной деятельности, как любое новое дело, сопряжено с постоянным поиском новых, более совершенных форм организации этой работы, применением новых экономических инструментов с целью развития системы учета, анализа, контроля и прогнозирования. По прошествии трех лет с момента введения специальных правовых инвестиционных режимов в Донецкой области, мы отчетливо увидели проблемы этого механизма. Это, во-первых, неравномерное размещение инвестиций по территориям приоритетного развития. Эта проблема связана с неодинаковой степенью инвестиционной привлекательности территорий, наличием собственных инвестиционных ресурсов только у предприятий в крупных городах, стандартными условиями специального режима инвестирования для всех 27 ТПР, без учета их специфических особенностей. Поэтому мы абсолютно уверены в необходимости понижения стоимости инвестпроектов до 200—300 тыс.дол. и дифференциации условий инвестирования, что особенно важно для территорий с депрессивной экономикой, развитие которых напрямую связано с развитием малого и среднего бизнеса.

Второй момент — отраслевая структура инвестиций и приоритетные виды деятельности. У нас, безусловно, преобладают проекты в базовых отраслях — металлургии, химии, машиностроении, которые обладают основным экспортным потенциалом и обеспечивают поступление валюты. За счет них большей частью формируется бюджет, они дают основу для развития других важнейших отраслей. На мой взгляд, чем прочнее мы закрепимся на внешних рынках, тем устойчивее будет экономика. Чтобы качество экспортируемой продукции соответствовало международным стандартам, необходимо начинать техперевооружение именно с этих отраслей. Нашей стране тоже нужна высококачественная сталь, машины нового поколения и т.д. Поэтому ДМЗ, ММК «Азовсталь», енакиевское предприятие «Метален», НКМЗ, концерн «Стирол» и ряд других предприятий-флагманов лидируют по объемам инвестиций. С этой же целью возникает необходимость расширения Перечня приоритетных видов экономической деятельности, поскольку необходимо обеспечить целостный подход к модернизации всех, технологически связанных между собой отраслей.Иными словами, без комплексного, государственного подхода.



Андрей Клюев. Мы стали привлекательными для инвесторов // День, 07 августа 2001 года >http://atlanta.com.ua/articles/20010810105656.shtml