Ю.Ю. Карпунова

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Проблема привлечения инвестиций в экономику Украины приобрела особую актуальность в последнее время в условиях закрытия промышленных предприятий и шахт, что привело к росту численности незанятой квалифицированной рабочей силы, снижению уровня жизни населения и повышению социальной напряженности в обществе.

На современном этапе развития экономики Украины потребность в привлечении иностранных инвестиций обусловлена рядом причин, в частности зарубежные инвестиции пополняют ограниченные внутренние сбережения и обеспечивают финансирование на микроуровне (предприятие), мезоуровне (область) и макроуровне (национальное хозяйство вообще). Они используются для финансирования дефицита текущего счета платежного баланса, характерного для переходной экономики. Во-первых, это обусловлено необходимостью импорта капитального оснащения для модернизации и реструктуризации экономики, которая будет оказывать содействие будущему экономическому росту и развитию. Во-вторых, иностранные инвестиции обеспечивают обмен производственным опытом, и, в-третьих, облегчают доступ к внешним рынкам.

По данным министерства экономики Украины в последние годы наблюдается непрерывный рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украину (таблица 1).

Таблица 1 Прямые иностранные инвестиции в Украину

Год

Общий объем ПИИ на конец периода, млн. дол. США

Абсолютный прирост ПИИ, млн. дол. США

Темп роста ПИИ, в % к соответствующему периоду предыдущего года

1996

1438,2

541,3

130,9

1997

2063,6

625,4

115,5

1998

2810,7

747,1

119,5

1999

3281,8

471,1

63,1

2000

3875,0

593,2

125,9

2001

4406,2

531,2

89,5

2002

5339,0

932,8

175,6

Общий объем ПИИ в Украину на 01.01.2003 года составил 5339,0 млн.долл. США, что составляет 111 долл. США на одного жителя Украины.

Абсолютный прирост иностранного капитала в 2002 году составил 932,8 млн. долл. США, что на 15,2% больше по сравнению с приростом за 2001 год.

ПИИ в Украину поступили из 111 стран мира. Наибольшие объемы внесены нерезидентами из США - 898,0 млн.долл. (16,8% к общему объему), Кипра - 602,6 млн.долл. (11,3%), Соединенного Королевства - 510,5 млн.долл. (9,6%), Нидерландов - 398,8 млн.долл (7,5%), Виргинских островов (Брит.) - 337,0 млн.долл. (6,3%), Российской Федерации - 322,6 млн.долл. (6,0%), Германии - 312,1 млн.долл. (5,8%), Швейцарии - 272,7 млн.долл. (5,1%), Австрии - 210,9 млн.долл. (3,9%). На эти страны припало 72,3% от общего объема инвестирования [1].

При распределении ПИИ по регионам Донецкая область входит в пятерку крупнейших реципиентов иностранного капитала. Так, в 1999 году в Донецкую область поступило 204895, 61 млн. дол. США (5 место), в 2000 году – 259400,00 млн. дол. США (3 место), а в 2001 году – 334,8 млн. дол. США (3 место) [2].

Как свидетельствует опыт, основной объем инвестиций поступает в регионы с относительно развитой инфраструктурой, где местные власти обеспечивают активную поддержку зарубежным инвесторам в форме консультаций, распространения информации, поиска партнеров, разработки и реализации инвестиционных проектов.

Создание в Украине экономики нового качества, расширение прав хозяйственных субъектов и регионов в осуществлении собственной экономической политики (исходя из общего соответствия государственной стратегии развития) дает возможности для стимулирования экономической активности на региональном уровне, в частности путем создания особых территориально-хозяйственных формирований - специальных экономических зон (СЭЗ) или территорий приоритетного развития (ТПР).

Специальная экономическая зона представляет собой часть территории Украины, на которой устанавливаются и действуют специальный правовой режим экономической деятельности и порядок применения и действия законодательства Украины [3].

Территория приоритетного развития - это территория, на которой сложились неблагоприятные социально-экономические и экологические условия, неудовлетворительное состояние занятости населения и на которой вводится специальный режим инвестиционной деятельности для создания новых рабочих мест [3].

Основным отличием СЭЗ от ТПР является то, что СЭЗ создается с конкретной четкой целью и на относительно небольшой, искусственно ограниченной территории, а ТПР создается на территориях в административных границах районов, городов или областей [3].

По состоянию на 2001 год общая сумма инвестиций в СЭЗ и ТПР Донецкой области по утвержденным проектам превысила 1 млрд. долл. США , а точнее составила 1 млрд. 65 млн. долл. США или 5,8 млрд. грн. [4].

С целью создания надлежащих условий для привлечения иностранного капитала в экономику Украины и увеличения его объемов особое внимание уделяется вопросам усовершенствования законодательной и нормативной базы относительно государственного регулирования процессов иностранного инвестирования.

В Украине практически созданы основы законодательной базы, которая регулирует деятельность иностранных инвесторов. На сегодняшний день основным законодательным актом, который определяет особенности вопросов иностранного инвестирования, является Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования» от 19 марта 1996 года №93/96-ВР.

В соответствии с Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования» специальный режим инвестиционной деятельности может быть установлен на территориях СЭЗ. Создание таких зон является одним из элементов инвестиционной политики, что дает возможность на основе увеличения поступлений инвестиций, в том числе иностранных, в отдельные регионы Украины способствоать ускорению социально-экономического развития этих территорий, улучшению использования природно-хозяйственного потенциала, привлечению и внедрению новых технологий, насыщению внутреннего рынка высококачественной продукцией и т. д.

В настоящее время в Донецкой области законодательно урегулировано создание СЭЗ и введение специальных режимов инвестиционной деятельности на ТПР, с целью создания новых рабочих мест и трудоустройства персонала, который освобождается в связи с закрытием горнодобывающих и других предприятий на территории Донецкой области Законом Украины от 24 декабря 1998 года №356-XIV «О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области» (с изменениями, Закон Украины от 07 февраля 2002 года №3036-III). Специальная экономическая зона «Донецк» и специальная экономическая зона «Азов» создаются на срок 60 лет в пределах таких территорий: специальная экономическая зона «Донецк» находится на юге города Донецк; специальная экономическая зона «Азов» находится на юге города Мариуполь.

На территориях приоритетного развития специальный режим инвестиционной деятельности вводится на срок 30 лет и действует в приоритетных видах экономической деятельности, перечень которых определяет Кабинет Министров Украины. К территориям приоритетного развития относятся (согласно своих административно-территориальных границ) города Артемовск, Угледар, Горловка, Дзержинск, Димитров, Доброполье, Донецк, Дружковка, Енакиево, Ждановка, Зугрес, Иловайск, Кировское, Константиновка, Краматорск, Красноармейск, Красный Лиман, Макеевка, Мариуполь, Новогродовка, Селидово, Славянск, Снежное, Торез, Харцызск, Шахтерск, а также Амвросиевский, Волновахский, Константиновский, Мариинский, Славянский, Старобешевский и Шахтерский районы.

В Донецкой области на территории свободных экономических зон «Донецк» и «Азов» и на всех территориях приоритетного развития действуют следующие льготы (таблица 2) [5, 6, 7, 8].

Таблица 2 Льготы в СЭЗ и на ТПР

Льготы в СЭЗ

Льготы на ТПР

Обычные ставки

Импортные пошлины

Не взимаются

Не взимаются в течение 5 лет

Взимаются

НДС на импортные товары

Не взимается

Не взимается в течение 5 лет

20%

Сбор в фонд Чернобыля и социальной защиты населения

Не взимается

50% от установленной нормы сбора (на период до 2009 г.)

10% к объекту налогообложения

Сбор в Инновационный фонд

Не взимается

Не взимается (до 2009 г.)

1% от валовых доходов (без НДС)

Налог на прибыль:
- при инвестициях не менее 1 млн. долл. США

- при инвестициях не менее 250 тыс. долл. США

По ставке 20% к объекту налогообложения

1-3 годы - 0%
4, 5 и 6 годы - 50% от действующей ставки

1-3 годы - 0%

30%

Налог на доходы нерезидентов

10% (2/3 ставки налогообложения)

10% (2/3 ставки налогообложения)

15%

Налог на дивиденды инвесторов

15%

10%

30%

Обязательная продажа поступлений в иностранной валюте

Не применяется

50%

50%

Как правило, инвестиции в СЭЗ и ТПР осуществляются в приоритетные виды деятельности (в связи с предоставлением льгот, приведенных в таблице 2).

К приоритетным видам деятельности как в СЭЗ, так и на ТПР относится машиностроение и приборостроение.

К приоритетным видам деятельности в СЭЗ также относится электротехническая промышленность, инновационные проекты по созданию новых материалов и производственных систем [9].

Приоритетными видами деятельности на ТПР являются сельское хозяйство; рыбное хозяйство; добывающая промышленность; пищевая промышленность и переработка сельскохозяйственных продуктов; текстильная промышленность и пошив одежды; производство древесины и изделий из дерева; целлюлозно-бумажная промышленность, химическая промышленность; металлургия и обработка металла; производство мебели; производство энергии, газа и воды; строительство; гостиничное хозяйство; транспорт; исследования и разработки в области природных и технических наук; геология и геологоразведывание; образование и охрана здоровья [10].

Таким образом, мы видим, что, в зависимости от «набора», предоставляемых льгот или вида деятельности, в котором заинтересован инвестор, инвестиции могут быть направлены либо в СЭЗ, либо в ТПР.

В заключение можно сказать, что Донецкая область является инвестиционно привлекательной как для отечественных, так и для иностранных инвесторов потому, что, во-первых, создана законодательная и нормативная база, регулирующая инвестиционную деятельность на территории Донецкой области, во-вторых, в Донецкой области были созданы две свободные экономические зоны и территории приоритетного развития, на которых действует льготный режим инвестирования, в-третьих, последние два года Донецкая область занимает третье место среди регионов Украины по объему ПИИ, что свидетельствует о росте объема ПИИ в Донецкую область по сравнению с предыдущими годами (5 место).

Перечень ссылок

  1. Прямі іноземні інвестиції. Министерство экономики Украины. http://www.me.gov.ua/showpage.php?id=560&messid=38. 28.05.2003.
  2. Макогон Ю.В. Привлечение иностранных инвестиций и экспортный потенциал Донбасса. http://www.iai.donetsk.ua/_4/iai/dtp/conf/7/articles/sec3/s3a3.html. 31.05.2003.
  3. Закон Украины «Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» от 13.10.92 г. № 2673-ХІІ. http://www.nau.kiev.ua/cgi-bin/nauonlr.exe?zakr+109083_t+guest. 20.02.2003.
  4. Сумма инвестиций в донецкие СЭЗ и ТПР превысила 1 млрд. дол. Новости от 12.07.2001. http://sez-tpd.org.ua/news/120701_1r.html. 28.05.2003.
  5. Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования» от 19.03.96 г. № 93/96-ВР. http://rinti.ru/grants/fulldoc.dws?uid=C6EA2025B71FODE47DDDD722&dui=5601. 20.02.2003.
  6. Закон Украины «О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области» от 24.12.98 г. № 356-XIV (с изменениями, Закон Украины от 07.02.02 г. № 3036-III. http://www.isez.donetsk.ua/legislation/indexr.html. 20.02.2003.
  7. Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г.  № 334/94-ВР. http://www.rada.gov.ua/laws/pravo/new/cgi-bin/show.cgi?nreg=334/94-вр&print=1. 06.03.2003.
  8. Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97г.  № 168/97-ВР. http://www.miraudit.ru/doc/2/104. 06.03.2003.
  9. Основні показники по СЕЗ. Министерство экономики Украины. http://www.me.gov.ua/showpage.php?id=203. 20.02.2003.
  10. Основні показники по ТПР. Министерство экономики Украины. http://www.me.gov.ua/showpage.php?id=204. 20.02.2003.


Карпунова Ю.Ю. Инвестиционная привлекательность Донецкой области: законодательные аспекты. // Сборник трудов магистрантов 2003 Донецкого национального технического университета. Выпуск 2. - Донецк, ДонНТУ Министерства образования и науки Украины, 2003.