Сберегаев Н. А. Внешнеэкономическая деятельность предприятия, М.: Колос, 2000 г., 79-80

Большую перспективу для развития СЭЗ, прежде всего рекреационного характера, имеют другие курортные города Крыма - Ялта, Евпатория, Феодосия, Алушта и др. Создание здесь СЭЗ предусмотрено проектом “Крымский”, который сейчас рассматривается в Кабинете Министров Украины. Есть перспективные территории для создания СЭЗ и в других районах Черноморского побережья - таких больших городах, как Одесса и Николаев, а на Азовском побережье - в Мариуполе и Бердянске.

СЭЗ могут стать реальными эпицентрами технологического прорыва Украины на качественно новый, современный уровень производства конкурентоспособной продукции, содействовать ее участию в международном разделении труда как производителя высокотехнологической продукции, так как Украина имеет широкие возможности создания СЭЗ научно-технологического характера.

Отличительная особенность этого типа СЭЗ состоит в том, что целью их создания является мобилизация всех доступных материальных и трудовых ресурсов для ускорения передачи новых высоких технологий в промышленность, обеспечения новых рабочих мест, диверсификация экономики в регионе и в стране в целом. В современной литературе зоны такого типа называют технологическими парками, технополисами, научными парками, технологическими центрами, деловыми центрами. Обязательным условием создания научно-технологических СЭЗ является наличие в регионе значительного научно-технического потенциала. Таким потенциалом (к сожалению сегодня полностью не задействованным) владеют не только регионы индустриального востока Украины (прежде всего, Харьков, Киев, Днепропетровск), но и Львов и Автономная Республика Крым.

Уже на сегодня существует несколько инициатив пограничных с РФ регионов по созданию на их территории СЭЗ, прежде всего, торгово-экономических с ослабленным таможенным и налоговым режимом. Так, СЭЗ “Азов”, созданная в соответствии с принятым недавно Верховным Советом и подписанным Президентом Украины Законом “О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области” включает к себя три точечные локальной зоны. Они расположены в городе Мариуполе (часть территории судоремонтного завода, рыболовецкий порт и аэродром), где будут осуществляться операции по обработке транзитных грузов и производство продукции на экспорт. Это может стать основой для создания комплексной специальной зоны в перспективном треугольнике Донецк – Мариуполь - Ростов-на-Дону.

Выгодное, с точки зрения транспортных перевозок, геополитическое расположение Украины сейчас не используется в полной мере. Поэтому, в дальнейшем, решение о создании внешнеторговых зон целесообразно рассматривать во взаимосвязи с вопросами по созданию и развитию международных транспортных коридоров, как основных объединительных элементов в составе этих коридоров.

Транспортный коридор Балтика - Черное море и Евро-Азиатский транспортный коридор, как единое целое, привлекут в Украину мощные транзитные потоки, включая связи Южной Азии и Африки с Европой, связи Ближнего Востока с Европой, связи Средней Азии с Европой и создадут одну из наиболее перспективных для Украины транспортных артерий межконтинентального значения.

В составе этих коридоров потенциально могут быть расположены несколько свободных зон. В частности, это касается проектов создания СЭЗ “Интерпорт-Ковель” в Волынской области, межгосударственной СЭЗ “Рени-Галац-Джурджулешты”, СЭЗ “Порто-Франко” в Одессе, СЭЗ “Аджалик” и СЭЗ “Антарктика” в Ильичевске.

Так специальную экономическую зону “Интерпорт-Ковель” называют новым центром для новой Европы. Через транспортно-складской центр этого “порта” на суше пойдут потоки грузов со всей Европы. В центре будет проводиться их комплексная обработка, перевалка с одних видов транспорта на другие, включая и переход с узких европейских железнодорожных путей на широкие отечественные. Кроме того, будет организовано хранение грузов и выполнение многих других услуг. Достаточно сказать, что подобный “Интерпорт” не имеет аналогов в странах СНГ.

Только в конце 1998 г. вышел указ президента Украины о создании СЭЗ в Ренийском торговом порту, которая должна стать первым этапом формирования международной специальной экономической зоны “Рени – Галац - Джурджулешты”. Регион Ренийского морского торгового порта представляет особенный интерес для Украины по своему геополитическому расположению, как южный приграничный транспортный узел страны, который отличается перспективностью транспортных связей. Ренийский морской торговый порт находится на пересечении четырех транспортных коридоров: № 7 и № 9 по Критским соглашениям ЕС, а также глобальных коридоров - Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) и Евро-Азиатского транспортно-коммуникационного коридора. Уже сегодня он имеет прямую связь с 14 европейскими странами, список которых может быстро расшириться за пределы Европы благодаря прямому выходу к Черному морю, а также к другим водным акваториям.

Именно этими особенностями обусловлен активный интерес к региону в треугольнике Рени (Украина) – Галац (Румыния) – Джурджулешты (Республика Молдова) со стороны трех соседних государств. При этом каждая из них владеет своеобразными "ключами" к региону. Украина контролирует порт, Румыния - канал Дунай - Черное Море, Молдова - железнодорожные подъезды. Учитывая особенный международный транспортно-коммуникационный статус этого региона, правительства Румынии и Молдовы уже давно начали самостоятельно проводить активные мероприятия. Об этом, в частности, свидетельствуют намерения Молдовы построить свой нефтяной терминал, с тем, чтобы не быть связанным непосредственно с Ренийским портом. Основная идея функционирования международной зоны лежит в том, чтобы активизировать грузопотоки через украинский морской порт, румынский морской канал и молдавскую железную дорогу, хотя она включает в себя и увеличение степени использования других видов транспорта.

При этом Украина должна оценить тот факт, что она владеет наиболее важной составляющей - инфраструктурой обслуживания транспортных потоков. При надлежащем оперативном использовании именно этого фактора она может утвердить свое влияние на деятельность региона и транспортных коридоров вообще. Ведь известно, что функционирующие транспортные потоки в силу их инерционности довольно сложно переориентировать на новые направления. Попытки же устраниться от активной экономической политики в регионе приведет к тому, что монопольное место Украины займет одно из соседних государств, или же транснациональные корпорации. Как писал известный американский ученый-системщик Рассел Акофф: “Планируйте. Иначе спланируют вас”.

В регионе Ренийского торгового порта сосредоточены интересы многих государств, в первую очередь, Украины, России, Румынии и Молдавии. Учитывая большое стратегическое значение данного региона, целесообразным и первоочередным в реализации государственной программы создания и функционирования международных транспортных коридоров есть разработка и реализация именно проекта международной специальной экономической зоны "Рени (Украина) - Галац (Румыния) - Джурджулешты (Республика Молдова)". Но в связи с экологической катастрофой на Дунае, вызванной войной в Югославии, ее реализация стала довольно проблематичной.

В составе транспортных коридоров ЕС №№ 3, 5, 7, 9 могут быть расположены несколько свободных зон. В частности, это проекты создания СЭЗ “Мостиская”, СЭЗ “Жовква”, СЭЗ “Яворов” в Львовской области, СЭЗ “Закарпатье” и другие.

По предварительной оценке потенциальные возможности по привлечению дополнительных международных транспортных потоков достаточно большие. Объем этих перевозок уже в ближайшее время может быть увеличен на 25-30%, а в перспективе, с предоставлением достаточных и качественных услуг и приведением транспортной инфраструктуры в соответствие с международными требованиями, перевозки могут быть увеличенные в несколько раз.

Соответственно возрастут и валютные поступления в государственный и местные бюджеты, суммы которых по предварительным расчетам может достичь нескольких миллиардов американских долларов.

Изложенное выше - это так бы сказать мифологический взгляд на ситуацию.

Мировой опыт в этой сфере свидетельствует, что вместе со значительными успехами СЭЗ есть и неудачные попытки. Так, неэффективными оказались СЭЗ, созданные, например, в Польше и Индии. Основными причинами этого являются определенные просчеты, которые были допущены еще на стадии проектирования. К самым распространенным недостаткам и просчетам можно отнести:

- неудачный выбор месторасположения зоны;

- недостаточное внимание к базовой инфраструктуре (то есть отсутствие необходимого уровня путей сообщения: автомобильных дорог, воздушного сообщения; недостаточный уровень развития телекоммуникаций и электроснабжение);

- недостаточные институциональные связи между администрацией зоны и теми государственными учреждениями, которые причастны к созданию льготных режимов (такими, как, например, министерство финансов, таможенный комитет, министерство экономики и тому подобное).

В Украине к таким причинам присоединяется еще более существенный фактор - глубокий экономический кризис. Именно учитывая кризисное состояние украинской экономики, советник представительства Мирового Банка в Украине, Джон Хансен высказал мысль, что создание СЭЗ в Украине может привести к нежелательным отрицательным последствиям, так как углубит дефицит бюджета. По его мнению, свободные экономические зоны не способны сыграть весомую роль в такой острой экономической ситуации, которая существует в Украине сегодня.

Уже отмечалось, что процесс создания СЭЗ в Украине до прошлого года практически не происходил. Даже единственная СЭЭЗ “Сиваш”, которая успешно функционировала последние два года и субъекты предпринимательской деятельности которой начали давать доход, а в городах Красноперекопске и Армянске существенно снижен уровень безработицы и, соответственно, промышленность преодолела кризисное состояние, - эта зона была практически лишена налоговых льгот. Тот льготный режим, который установлен действующим Законом Украины “О некоторых вопросах валютного регулирования и налогообложения субъектов СЭЭЗ “Сиваш” является абсолютно непривлекательным для внешних инвесторов так как не предусматривает освобождение инвестиций от налогообложения на период строительства и окупаемости предприятия и льготное налогообложение в дальнейшем (в частности, 50% НДС). Как и в целом по Украине, это отвернуло от нее иностранных инвесторов, привлечение которых на территорию СЭЭЗ “Сиваш” уже довольно успешно происходило. Как следствие, вместо прогнозируемых в ТЭО 170 новых предприятий-субъектов зоны “Сиваш”, создано лишь 6 и только один субъект реализует инвестиционный проект. Всего в зоне “Сиваш” утверждено к реализации Кабинетом Министров Украины 24 инвестиционные проекта, под которые привлечены 5 млн. долларов иностранных и 3,4 млн. гривен внутренних инвестиций. Даже при тех минимальных льготах, которые есть в СЭЭЗ “Сиваш” здесь в минувшем году удалось достичь очень существенного роста промышленного производства - на 44%. В городах Армянске и Красноперекопске вследствие постоянных поступлений в бюджет пенсионеры вовремя получают пенсию, практически нет задолженности по зарплатам.

Принятые законы о свободных экономических зонах в Донецкой области, по мнению, например, Немецкой консультативной группы (а Германия является третьим по объемам инвестором украинской экономики), являются непривлекательными для инвесторов. Предусмотренный ими механизм слишком отягощен регулятивными мерами: для развития СЭЗ необходимо сокращение органов контроля, предоставление большей свободы инвесторам. Неприемлемой является и неодинаковость подхода к предприятиям различного размера, отраслям промышленности или корпоративным фирмам. Немецкие эксперты считают, что предложенный механизм приведет к созданию многочисленных новых органов власти, но ограниченных стимулов к инвестированию. Безусловно, снижение налогового давления и устранения препятствий на пути внешней торговли является привлекательным. Тем не менее, для того, чтобы эти мероприятия стали эффективными, более важно, чтобы их сопровождали шаги по дерегуляции рынка. Иначе возникает угроза того, что развития компаний, инвестиций и технологий - главной цели СЭЗ - достичь не удастся, а следовательно результат не будет достаточным, чтобы оправдать затраты на учреждения и государственные органы, специально созданные для СЭЗ. А организация СЭЗ требует значительных средств. Так, например, лишь на подготовку первой части юго-западной окраины Донецка необходимо около 30 млн. гривен. В целом же речь идет о создании по сути нового индустриального района, на что средств пока нет.