Статья: Фетисова Ю.В., Ярым-Агаева А.Н.
Донецкий национальный технический университет

Опубликована в сборнике :
"Економiка i маркетинг в XXI сторiччi ": Матеріали V Міжнародної конференції студентів, аспірантів і молодих вчених (14-16 травня 2004 р., м.Донецьк)


РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ НОВОГО ТОВАРА НА РЫНКЕ БЫТОВОЙ ХИМИИ УКРАИНЫ (на примере рынка аэрозольной продукции)


За 2002 год объем рынка дезодорантов, согласно данным официальной статистики, увеличился на 16% в денежном выражении и почти на 35% — в количественном. По информации Госкомстата, в 2002 году в Украину было ввезено парфюмерии примерно на $12 млн (из них $3.9 млн дезодорантов), что почти на $2 млн больше, чем в 2001 году. Продавцы дезодорантов-антиперспирантов считают, что в 2000 году объем продаж на украинском рынке приблизился к $60 млн в розничных ценах (по различным оценкам, в натуральном исчислении было реализовано более 2,5 тыс.т, или 52-55 млн флаконов объемом 50 мл). Это на 5-7% больше, чем в 1999 году. Почти весь товар, представленный на рынке, — зарубежного производства. Маркетологи утверждают, что доля отечественного товара — менее 1% рынка. Официальная статистика подтверждает отмеченную продавцами тенденцию роста рынка. Так, в 1999 году в страну было ввезено 1,18 тыс.т дезодорантов на $3,2 млн, в 2000-м — более 1,4 тыс.т почти на $3,8 млн, за январь-апрель 2001-го — более 0,45 тыс.т на $1,1 млн, что примерно в 1,6 раза превышает показатели прошлого года как в денежном, так и в количественном выражении. Этот рост произошел в основном за счет импортной продукции. В то же время продажи украинской парфюмерии, которая в основном представлена в сегменте масс-маркета, сокращаются. По данным Госкомстата, в 2002 году отечественной продукции выпущено в 1,7 раза меньше, чем в 2001.

Сегодня рынок парфюмерии находится на подъеме. В первую очередь благодаря росту благосостояния населения. За последний год отмечается увеличение объемов продаж парфюмерии дорогой ассортиментной группы примерно на 6,5%, ежегодно создаются по 2-3 новых запаха. И если благосостояние покупателей будет расти, ассортимент будет еще шире. В 2003 году специалисты прогнозируют рост продаж $65 млн (в оптовых ценах), что на 13% больше, чем в прошлом году. Сегодня на отечественном рынке представлены практически все известные парфюмерные бренды. В ближайшем будущем можно ожидать только появления новых торговых марок и расширения ассортимента продукции популярных брендов. С ростом покупательной способности будут открываться новые парфюмерные магазины. Таким образом, наблюдается значительное расширение рынка дезодорантов в Украине, продукция представлена в основном зарубежными производителями, а доля отечественных дезодорантов незначительна. Устаревшее оборудование, нехватка средств для закупки качественного сырья не позволяют многим отечественным производителям совершенствоваться. Кроме того, у большинства предприятий не развита маркетинговая деятельность. Поэтому пока украинские производители отстают (хотя обладают преимуществом быстрее, чем зарубежные коллеги, улавливать изменения спроса со стороны покупателей и, соответственно, обновлять ассортимент). Сформировалась тенденция нарастающего отставания технического, технологического и экономического уровня химических производств от соответствующих показателей развитых стран на 10-20 лет. Такое состояние технологического уровня ведет к снижению конкурентоспособности химической продукции и доли прогрессивной новой продукции. По статистическим данным только 5 % украинских предприятий проводят активную инновационную политику, в то время как отечественный рынок все более насыщается зарубежными товарами.

Большинство химических предприятий придерживаются в своей инновационной деятельности, прежде всего, имитационной, догоняющей стратегии, внедряют, как правило, уже существующую продукцию, которая в своей основе является неконкурентоспособной. Мировая практика показывает, что малые и средние предприятия не в состоянии сами угнаться за быстрым развитием научно-технического прогресса. В связи с этим на всех уровнях необходимо усиление кооперации отечественной промышленности, направленной на расширение сотрудничества с зарубежными торговыми организациями, которые уже завоевали свою долю рынка. Отечественным предприятиям необходимо проводить мониторинг текущего и перспективного состояния рынка выпускаемой продукции;формирование потребности в маркетинговых исследованиях в соответствии с конъюнктурой рынка; оценку конкурентных позиций предприятия на украинском и мировом рынках; разработку среднесрочной и долгосрочной стратегии разработки новых товаров и торговых линий для поддержания конкурентоспособности продукции. Новым предметом потребления следует считать новые товары, появление которых ведет к формированию особого рынка. Так, на рынке дезодорантов расширяющимся и наиболее прибыльным является сегмент качественной дорогой продукции. Разрабатываются новые виды упаковки, повышается спрос на мужские дезодоранты, изменяются предпочтения покупателей. Однако новый товар нужно не только создать и освоить в производстве, необходимо, чтобы он был воспринят рынком, потенциальными покупателями. С позиций целевой рыночной деятельности внедрение в рынок новых товаров представляет собой сложный, многоаспектный и последовательный процесс, это комплекс работ, связанных с созданием товара и подготовкой рынка к его восприятию (дорыночная стадия) и собственно внедрение нового товара в рынок. Разработка нового продукта требует тщательных предварительных маркетинговых исследований; только с помощью изучения потребительского спроса возможно разработать действительно успешный товар и определить стратегию его внедрения.



Статья: Фетисова Ю.В., Ярым-Агаева А.Н.
Донецкий национальный технический университет

Опубликована в сборнике
"Економiка i маркетинг в XXI сторiччi ": Матеріали V Міжнародної конференції студентів, аспірантів і молодих вчених (14-16 травня 2004 р., м.Донецьк)