Статья: Фетисова Ю.В., Тарасьева Л. В.
Донецкий национальный технический университет

Опубликована в сборнике
"Економiка i маркетинг в XXI сторiччi ": Матеріали V Міжнародної конференції студентів, аспірантів і молодих вчених (14-16 травня 2004 р., м.Донецьк)


СПЕЦИАЛИСТЫ ПО МАРКЕТИНГУ: ЧТО ИХ ЖДЕТ?


Маркетинг, как отрасль знаний, занимает первостепенное место в процессе рыночных отношений. Однако, в современной Украине весь опыт в ведении маркетинга умещается в рамки десятилетия. Настоящая рыночная ситуация вносит важный вклад в развитие маркетинга, постепенно определяя маркетинг, как одну из обязательных составляющих деятельности любой фирмы. Одним из важнейших последствий такого хода событий выступает рост роли специалиста в области маркетинга и маркетинговых исследований. С каждым годом степень востебованности специалистов-маркетологов на рынке труда изменяется как и изменяются требования предьявляемые к данной профессии. В сфере высшего образования острым становится вопрос о сертификации специалистов – маркетологов, разработке основных требований и умений, которыми они должены владеть. Неясна ситуация со спросом на услуги подобных специалистов, возникают множество вопросов и нерешенных проблем о том, действительно ли маркетологи занимают свою специализированную нишу на рынке труда, или же они сливаются с массой специалистов-экономистами.

Так в рамках Донецкого Национального Технического Уеиверситета Кафедрой Экономики и Маркетинга было проведено пробное поисковое маркетинговое исследование с целью анализа степени осведомленности руководителей и специалистов предприятий различных форм собственности г.Донецка и Донецкой области о сущности понятия маркетинг и востребованности на данном предприятии специалистов маркетологов. Методы исследования – опрос, анкетирование руководителей и специалистов(гл. бухгалтер, маркетолог и т.д) предприятий. Конкретные компоненты поблемы – осведомленность о сущности понятия маркетинг, рыночные проблемы предприятия, как реализуются задачи маркетинга, востребованы ли услуги маркетинговых организации, наличие служба маркетинга на предприятии, или целесообразность ее создания,численность сотрудников службы маркетинга, занимаемые должности, наличие дипломированных специалистов-маркетологов, оклад маркетолога, срок существования службы маркетинга, перспективы развития службы маркетинга наличие службы маркетинга у конкурентов и т.д.

Все поставленные проблемы сформулированны в анкете, по которой было опрошены специалисты 60 предприятий, из них 48% промышленных, 24% занятых в сфере торговли, 27% сфера услуг, из них руководители(31% опрошенных), специалисты(28%) и маркетологи(40%). Значительность маркетинговой деятельности признают 80% опрошенных, активно развивают маркетинговую деятельность 33% предприятий и пытаются развивать 45%, однако весомой доле опрошенных (18%) подобная деятельность безразлична. При этом самыми частовстречающимися проблемами являются – высокий уровень конкуренции(32%), нестабильность спроса(25%), неизученность рынка (15%). Услугами рекламных организаций пользуются 32% предприятий, однако 26% опрошенных вообще не пользуются услугами сторонних организаций при решении вопросов маркетинга..

Прежде всего проанализируем положение организаций, в которых имеются службы маркетинга (55% опрошенных)- это восновном крупные предприятия. Из промышленных предприятий 63% имеют отделы маркетинга, из них 50% на крупных предприятиях. Из торговых организаций также значительная часть 65% имеет отделы маркетинга, однако они организованы как на предприятиях среднего размера 47% так и на крупных 33%. Из организаций оказывающих услуги только 20% имеют службы маркетинга, пока это самый неосвоенный сектор. Размер отделов маркетинга незначительный – максимум 3-10 специалистов (37%), в основном до 3 чел (22%), весомая часть (18%) имеют 1 специалиста . Основные должности – специалист-маркетолог (60%), директор по маркетингу (30%). Большинство предприятий имеют дипломированных специалистов маркетологов, но не все (11%). По данным опроса средний оклад маркетолога 500-1000 грн (65%). Большинство служб маркетинга существует 2-5 лет (61%), и в 51% случаев планируется их расширить. Значительная часть предприятий не организовывает службы маркетинга (45%) в основном это мелкие промышленные предприятия (38%) и мелкие и средние торговые организации (35%), в сфере услуг лиш 20% имеют службы маркетинга. Основная причина отсутствия служб маркетинга – отсутствие финансов (41%), нецелесообразно (35%), недостаток специалистов (7%). Противоречиво то, что организации без служб маркетинга в то же время основными проблемами в своей деятельности указывают неопределенность спроса и неизученность рынка.

Можно констатировать, что профессия маркетолога-исследователя оказалась на перекрестке. Эта ситуация отчетливо видна, исходя из тех противоречивых неопределенных и неточныхтребований, которые предъявляются к ней в современных условиях. В будущем организация служб маркетинга, вероятно, будет более обязательной, численность сотрудников маркетинговых отделов увеличитсяся, потому что будет больше технических и аналитических работников. В любом случае профессионалы в области маркетинговых исследований (как личности, так и фирмы) должны предвидеть будущие изменения, если они хотят быть востребованными.



Статья: Фетисова Ю.В., Тарасьева Л. В.
Донецкий национальный технический университет

Опубликована в сборнике
"Економiка i маркетинг в XXI сторiччi ": Матеріали V Міжнародної конференції студентів, аспірантів і молодих вчених (14-16 травня 2004 р., м.Донецьк)