Санина О.П.
"Косметический рынок Украины 2001"

Годовой обзор "Косметический рынок 2001"
Информационно-аналитический вестник «Косметический рынок сегодня» №1-2(468-469). - 14 января 2002 г. - с.64-66.


Косметический рынок Украины 2001



Можно сказать, что развитие украинского косметического рынка происходит по синусоиде. В конце 90-х на третьем по величине рынке Восточной Европы произошло значительное падение спроса на косметику и парфюмерию – с 541,6 млн. долларов в 1995 г. до 488,5 млн. долларов в 1999 г. Такими, по мнению экспертов, оказались для Украины последствия кризиса в России. Продажи селективных марок, таких, как Christian Dior, Lancome, Guerlain, Helena Rubinstein, Nina Ricci существенно сократились. Массовые марки – L`Oreal, Max Factor – тоже почувствовали на себе тяжесть удара. В итоге оптовики изменили приоритеты закупок, отдавая предпочтение более дешевым маркам, поскольку для украинских женщин в тот момент решающим становился именно фактор цены. Однако после спада отрасль вновь переживает период своего восстановления. По оценкам ряда экспертов, годовой объем продаж бытовой химии в Украине составляет в розничных ценах более $200 млн., а декоративной косметики - $150-200 млн. При этом существует значительный потенциал роста потребления этой продукции. Близость к рынкам Центральной и Западной Европы, сельскохозяйственный потенциал, транспортная и технологическая инфраструктура страны обеспечивают Украине превосходную базу для успешного экономического роста.

Краткая характеристика рынка

В прошлом году импорт парфюмерно-косметической продукции в Украину составил почти 52 млн. долларов. В настоящее время в стране на импорте этих товаров специализируется около 30 компаний. В Украине открыты представительства практически всех крупнейших международных корпораций: Avon, Oriflame, Schwarzkopf & Henkel, Unilever, Wella AG, Procter & Gamble.

По данным отчета Госдепартамента США, крупнейшим иностранным инвестором в секторе товаров широкого потребления в стране в 2001 г. являлась компания Procter & Gamble. Основным торговым партнером Украины по экспорту остается Россия. Правительство Украины своим постановлением от 18 декабря 2001 г. освободило импорт косметики, средств личной гигиены, а также моющих, чистящих средств от лицензирования в 2002 г.

Один из показателей финансовой стабильности компаний – увеличение рекламных бюджетов. В 2001 г. они впервые достигли до кризисного уровня и составили 260 млн. долларов. По мнению украинских представителей парфюмерно-косметических компаний, наиболее эффективным способом продвижения продукции остается телевизионная реклама. Согласно данным агентства Socis Gallup monitoring, на телевидение и радио в совокупности приходится около 64 % всего национального рынка рекламы. Доля рекламы в печатных СМИ составляет 14 %. Наиболее популярны у косметических компаний деловые и общественно-политические издания, женские журналы и местные специализированные издания: журналы KOSMETIK International, Les Nouvelles Esthetiqies.

Структура рынка парфюмерии и косметики Украины выглядит следующим образом: большая часть (до 70 % от всего объема продаж) приходится на дешевую продукцию класса «масс-маркет», порядка 10 % составляет селективная парфюмерия и косметика, оставшаяся доля – продукция транснациональных корпораций, предназначенная для населения со средним достатком.

Показательно, что все больше покупок парфюмерии, декоративной косметики и косметики по уходу за телом совершается не на рынках, а в магазинах – от 20 до 30 %. Однако доля продаж бытовой химии с лотков и из контейнеров по-прежнему велика: по разным данным на открытые рынки и уличную торговлю приходится от 60 до 70 % розничного товарооборота. «Потребители стали чаще делать покупки в магазинах, поскольку рынки не предоставляют гарантий качества и цивилизованных условий для выбора товара, там нет возможности получить квалифицированную консультацию продавца. Особенно это касается приобретения таких деликатных товаров, как косметика», - считает Александр Марченко, менеджер по сбыту СП по производству косметических средств «Вельта ЛТД».

Однако рыночная форма торговли привлекает покупателей возможностью свободного доступа к товару, чего торговые сети до последнего времени предложить не могли. В основном это объяснялось боязнью краж товара и дороговизной системы его защиты, однако в последнее время наметилась тенденция перехода крупных торговых сетей, в частности, L'Escale, «Космо», «ДистрибутерЦентр», к более привлекательной для покупателей торговле open service.

Национальные участники рынка

В советское время в Украине было 5 предприятий, которые специализировались на выпуске парфюмерии и косметики. За годы независимости производство парфюмерной продукции освоили 15 фирм, а косметических средств – более 20 компаний. Они работают в сегментах средств по уходу за волосами, кожей лица и тела, туалетного мыла. К примеру, основных украинских производителей красок для волос 4: СП «Экми», ЗАО «Фабрика «Комби», СП «Супермаш» и ПФ «Перлина». По данным Госкомстата Украины объем экспорта в 2001 г. составил 3042,24 тыс. долларов, а импорта – 5661,53 тыс. долларов.

В 10 наиболее крупных производителей косметики входят 4 старейших предприятия Украины: Львовская парфюмерно-косметическая фабрика, АО «Эффект», ОАО «Алые паруса» (с 1999 г. большая часть акций предприятия принадлежит концерну «Калина»), ОАО «Бытовая химия». В 90 –х гг. на украинском рынке появилась продукция фирм «Биокон», «Конкордия», АО ВНИИХИМПРОЕКТ, «Биотон», «Аромат», «Вельта ЛТД», «ЮНИС», «Экост-косметик», «Вексхолд косметик» и других.

Ассортимент украинских производителей разнообразен, включает в себя эмульсии, жидкие и густые крема, лосьоны, молочко, кремы в аэрозольных упаковках, предназначенные для разных видов кожи. Наибольший спрос у покупателей существует на кремы для лица (92 %) и рук (48,8 %). В последнее время повышается популярность масок и скрабов, бальзамов для тела.

В прошлом году в стране была создана Украинская ассоциация предприятий бытовой химии, средств гигиены, парфюмерии и косметики.

Динамичное развитие украинского парфюмерно-косметического рынка продолжается. Темпы его роста позволяют прогнозировать значительное увеличение его объема в будущем. Потенциал украинского рынка велик, и оставляет определенные ниши для новых игроков.



Источник:
Санина О.П.
"Косметический рынок Украины 2001"

Годовой обзор "Косметический рынок 2001"
Информационно-аналитический вестник «Косметический рынок сегодня» №1-2(468-469). - 14 января 2002 г. - с.64-66.