Факультет экономики и менеджмента
Научно-теоретическая конфиренция молодых ученых и студентов на тему:

Актуальные проблемы экономического и социального развития производственной сферы

Направление интеграции Украины: Европейский Союз или Единое Экономическое Пространство



Введение:

Украина, став независимым государством, не может оставаться в стороне от международных интеграционных процессов и должна выбрать свой путь развития. На сегодняшний день перед государством встает задача стать полноправным членом мирового сообщества, основываясь на его принципах и сохранив национальную специфику. Это позволит государству реализовать национальные интересы через взаимовыгодное сотрудничество с другими странами, что особо актуально для Украины на данном этапе трансформации ее экономики. Кроме того, интерес данной темы заключается в том, что Европейский Союз (ЕС) одно из самых эффективно и активно развивающихся интеграционных объединений становится нашим ближайшем соседом и предполагает тесное сотрудничество с Украиной в ближайшем будущем. В тоже время возникновение нового интеграционного объединения с участием Украины (Единого Экономического Пространства) позволяет говорить о возникновении двувекторности внешней политики Украины.

Вопросы участия Украины в интеграционных процессах вынесены на повестку дня в публикациях таких отечественных ученых и специалистов, как В.Андрийчук, О.Билорус, В.Будкин, І.Бураковский, В.Вергун, А.Гальчинский, Г.Климк, А.Кредисов, Д.Лукьяненко, В.Новицкий, Ю.Пахомов, О.Плотников, А.Поручник, А.Румянцев, В.Степаненко, А.Филипенко и других. Они в основном рассматривают степень готовности Украины к выполнению условий ЕС, а также оценивают насколько Украина экономически интересна ЕС. Тем не менее, в публикациях не достаточно внимания уделено вопросу потерь, которые может понести сама Украина от участия в том или ином интеграционном объединении.

Формулировка цели:

Цель данной статьи заключается в том, чтобы рассмотреть какое интеграционное объединение - Европейский Союз (ЕС) или Единое Экономическое Пространство (ЕЭП) - более выгодно для Украины в сложившихся экономических и политических условиях. Для достижения поставленной цели, ставятся следующие задачи:

  1. определить какие преимущества получит Украина от участия в том или ином интеграционном объединении и какие затраты вероятны для получения этих преимуществ;
  2. рассмотреть возможные последствия для отраслей экономики при принятии и выполнении условий вступления в то или иное интеграционное объединение.

Результаты:

А.С. Булатов дает следующее определение Международной экономической интеграции: "Это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями" [1, c.299]. Основными целями экономической интеграции как качественно нового и более сложного этапа интернационализации хозяйственных связей есть более тесное сотрудничество и взаимопроникновение отдельных хозяйств, обеспечение условий концентрации производства и переплетения капиталов, проведение совместной межгосударственной экономической политики [2,c.392]. Интеграцию Украины в ЕС провозглашено приоритетным направлением внешнеполитического курса государства. Основы внешней политики Украины, механизм и тактику осуществления ее европейского вектора определяет ряд документов: конституция Украины (ст. 18); Постановление Верховной Рады Украины "Про основные направления внешней политики Украины" от 2 июля 1993г., которое подчеркивает, что "перспективной целью украинской внешней политики есть членство Украины в Европейских сообществах"; Соглашение про партнерство и сотрудничество между Украиной и ЕС, подписанное 16 июня 1994г.; Стратегия интеграции Украины в ЕС, утвержденная Указом Президента Украины от 11 июня 1998 г. №615/98; Программа интеграции Украины в ЕС, утвержденная Указом Президента Украины от 14 сентября 2000г №1072/2000 [3, c.22].

Если рассматривать какие преимущества получает Украина от участия в ЕС, то, прежде всего, стоит обратить внимание на социальные и экономические аспекты интеграции. Любая страна, участвующая в интеграционных объединениях, должна соответствовать требованиям, выдвигаемым этими объединениями. Критерии же вхождения в ЕС очень жесткие и требуют присутствия действенных институтов демократии. Также обязательно наличие жизнеспособной рыночной инфраструктуры, способной обеспечить здоровый уровень конкуренции [4, с.13]. Вхождение Украины в состав ЕС позволит создать более привлекательные условия для иностранных инвесторов, что может положительно повлиять на экономическое развитие страны. От процесса интеграции с ЕС, прежде всего, выигрывают украинские фирмы, которые заинтересованы в оптимизации деятельности, в том числе через сотрудничество и кооперацию с иностранными компаниями в рамках региона без таможенных и других ограничений. Фирмы используют преимущества интеграции в следующей последовательности: расширение рынков сбыта создает предпосылки для оживления международной торговли; это в свою очередь становится импульсом к реорганизации производства товаров и услуг и оживлению экономки. Последнее создает стимулы для роста инвестиций и ведет, в конечном счете, к росту прибылей.

В условиях международной экономической интеграции на уровне участников внешнеторговых сделок учитываются следующие экономические эффекты: отсутствие необходимости содержать торговые представительства в каждой стране; рост преимуществ узкой специализации экспорта за счет эффекта масштаба; увеличение спроса в рамках региона; рост степени ценовой конкурентоспособности за счет устранения тарифных и нетарифных барьеров: растущие доходы, которые позволяют успешнее осваивать рынки третьих стран.

На макроуровне принимается в расчет то, что внутрирегиональная торговля становится эффективнее; появляются новые возможности для использования оптимального месторасположения предприятий на территории интеграционной группировки; снижаются издержки производства и сбыта товаров и услуг; растущая емкость рынка позволяет увеличивать расходы на НИОКР.

Правительство ожидает, что благодаря участию в ЕС металлургия получит дополнительные инвестиции. Сегодня уровень износа оборудования составляет 60-70 %. Соответственно, проблема технического переоснащения наиболее актуальна. Инвестиции позволят отправлять на экспорт более качественную продукцию, увеличится вероятность ликвидации квот на экспорт продукции в ЕС. Только благодаря устранению количественных ограничений появится возможность увеличить экспорт продукции в ЕС на 70-90 млн долл. Дальнейшие шаги в рамках ВТО позволят увеличить общий объем экспорта в Европу на 30 %, упроститься система разрешения споров. Сегодня потери Украины от разнообразных антидемпинговых расследований, по мнению депутатов, составляют приблизительно 1 млрд долл.[5, c.20]

Предоставление возможности открытия филиалов иностранным банкам на территории Украины позволит привлечь западные банки на финансовый рынок Украины; сократить сроки транзакций; расширить сферы услуг; увеличить объемы кредитования через эти институты.

Именно возможность получения подобных преимуществ заставляет государства, желающего войти в ЕС идти на некоторые уступки. Что же касается Украины, то ей придется понести немало затрат. Необходимость улучшения своей кредитной истории потребует от Украины выплаты долгов. Этим вопросом всерьез стали заниматься лишь в начале 2003 года. Было выплачено 2,7 млрд. грн внешнего долга. Но, кроме того, требуется урегулировать задолженность по поставкам газа и реструктуризировать долги перед Парижским клубом кредиторов. Необходимо также увеличить международные резервы. [5, c.20]

Обязательным условием вхождения в ЕС является членство в ВТО. Участие в ВТО неоднозначно воспринимается в Украине. Существуют как сторонники, которые указывают на преимущества участия в столь большом и эффективно действующем объединении, так и противники, которые говорят о неготовности украинской экономики принять все требования ВТО. И все же сейчас Украина находится на стадии двусторонних переговоров с почти тридцатью странами. Целый ряд вопросов остается не решенным. Например, Аргентина настаивает на общепринятых санитарных и фитосанитарных стандартах по отношению ввоза свежего мяса. Панама и Норвегия желают на равных условиях работать на украинском рынке морских транспортных услуг. Австралия требует увеличение объема тарифной квоты на сахар-сырец с тростника с 260 до 408тис.тонн в год. и т.д.[6, c.12]

Но это только то, на какие жертвы придется пойти Украине, чтобы попасть в эту организацию. Ряд исследовательских центров, таких как Исследовательский центр Разумкова предостерегают о том, что многие отрасли экономики Украины не готовы выдержать рамки и условия ВТО.

Лишь на черную металургию в Украине работает около 350 предпрпиятий. Их освободили от 70% налога на прибыль и 50% платежей в инновационныйо фонд. Негативным моментом вступления в ВТО является требование отказаться от каких-либо налоговых льгот.

Химическая промышленность насчитывает более 200 предприятий. Все они характеризуются высокой степенью износа оборудования. Иностранные производители могут вытеснить с рынка отечественные лаки, краски, а украинские производители могут потерять возможность наладить выпуск высокотехнологичной продукции.

Сельское хозяйство дает треть ВВП, в ней сосредоточено 20% производственных фондов государства. В независимости от, того будет ли Украина членом ВТО, ЕС и США будут продолжать квотировать нашу продукцию, также как они это делают и сейчас. К возможным негативным последствиям можно отнести обострение конкурентной борьбы между национальными и иностранными производителями сахара, молочных продуктов, картофеля, овощей, фруктов. Эксперты утверждают, что иностранные сельхозпроизводители, во-первых, имеют больший капитал, а во-вторых, пользуются дотационной поддержкой своих государств. Ожидается сужение рынка сбыта для национальных товаропроизводителей и увеличение экспорта товаров, которые потребляются в украинском АПК (семена подсолнуха, продовольственно и кормовое зерно). Сегодня Украина отстаивает субсидирование своих сельских жителей на сумму 1,37 млрд долл в год. [6, c.13] Однако у нас более низкий уровень государственной поддержки сельхозпроизводителей, чем в развитых странах. После вступление в ВТО придется ограничить сферы использования субсидий. Сейчас существуют серьезные проблемы в животноводстве, и вступление в ВТО без определенных протекционистских мер может плачевно отразиться на этой отрасли.

Сегодня одна из главных проблем в банковской сфере это существующий в Украине запрет для иностранных банков создавать свои филиалы, которые не имеют собственного капитала и статуса юридического лица. Способность иностранных банков предложить кредиты на более выгодных условиях создаст давление на слабую банковскую систему Украины. Отдельные банки с иностранным капиталом на определенном этапе своего существования могут отдать предпочтение удовлетворению интересов своего государства.

Негативные последствия могут быть и для угольной промышленности, так как большинство шахт у нас дотационные, что не допустимо в странах-участницах ВТО. Украина сумеет сохранить определенную дотационность, однако формы и объемы нужно будет пересмотреть.

Под наибольшей угрозой при вступлении в ВТО оказывается авиатехническая отрасль. В ВТО существует факультативные соглашения по самолетостроению. С формальной точки зрения присоединение к соглашению происходит на добровольных началах. Однако на завершающих этапах вступления в ВТО существует серьезное давление заинтересованных стран на кандидатов при подписании таких факультативных требований.

Украина на данный момент имеет альтернативу интеграции с ЕС - создание союза с другими государствами. 23 февраля 2003 года Президенты Украины, Российской Федерации, Республики Казахстан и республики Беларусь подписали Заявление о полготовки Соглашения про формирования Единого Экономического пространства.

Формирование ЕЭП будет способствовать развитию внешнеэкономических, внешнеторговых отношений, увеличению конкурентоспособности и усилению экспортного потенциала Украины, а также повышению жизненного уровня украинского народа.

По мнению Министерства Экономики некоторые положения Соглашения противоречат украинскому законодательству и Конституции, а также принципам суверенитета Украины. Документ противоречит статьям 5, 19, 75 и 106 Конституции Украины относительно того, что единственным источником власти является украинский народ, относительно необходимости исполнения всеми государственными служащими Конституции и законов Украины, о невозможности передачи полномочий Верховной Рады и Президента Украины.

В пользу данного интеграционного объединения говорят и географическая близость стран и их общая история, единый менталитет и однотипность ведения бизнеса. Кроме того, многие видят в создании ЕЭП возврат к СССР. Следует также отметить вероятность возобновления производства, которое было остановлено в связи с распадом СССР.

Однако многие эксперты не видят никаких выгод от "союза четырех". Прежде всего сторонники этого интеграционного объединения говорят о возможности для Украины использовать энергоносители по внутренним ценам России. Но в Соглашении о ЕЭП ничего не сказано о том, что Россия перестанет брать пошлину за экспорт энергоносителей. Россияне не готовы обговорить единый подход к ценообразованию на энергоносители. Они хотят утвердить тарифы на транспортировку энергоносителей, то есть стараются минимизировать не производственные затраты в том числе и транспортные. Разницу между ценой реализации газа на Запад от Украины и себестоимость его получения можно сделать больше за счет снижения транспортного тарифа. То есть скорее всего Россия старается подвести под рамки ЕЭП до уровня внутри российского. По предварительным оценкам Украина в этом случае может потерять более 2 млрд. долл. [3, c. 23]

Не следует рассчитывать и на прекращение "торговых войн" в рамках ЕЭП. В проекте соглашения сказано, что антидемпинговые и специальные расследования будут заменены специальными правилами, и получается, что торговые ограничения в рамках союза сохраняться.

Представители Минэкономики утверждают, что создание ЕЭП приведет к снижению заинтересованности европейских компаний в инвестировании в Украину, невозможности становление банковской и страховой систем страны, к оттоку необходимых в условиях экономического подъема высококвалифицированных рабочих ресурсов.

На сегодняшний день Украина стоит перед выбором вектора своей внешней политики. Десять лет назад она сделала свой выбор в пользу ЕС, однако за это время не смогла достичь поставленных целей. Объективно следует признать, что, упустив шанс интегрироваться вместе с другими десятью странами в 2004 году, Украина вряд ли сможет рассчитывать, что в ближайшие 5-10 лет ей будет предложено стать членом ЕС. Вошедшие страны не столь экономически развиты, как старые страны-члены ЕС и это требует от ЕС больших вложений и структурных изменений, чтобы обеспечить сохранность экономических показателей на высоком уровне. Получается, чтобы достичь членства в ЕС Украина должна будет приложить в два раза больше усилий и повысить все свои показатели.

С другой стороны, нам было предложено новое интеграционное объединение, но при принятии всех условий, которые предлагает Россия, Украина может потерять свою независимость и будет придерживаться внешней политики, которая выгодна России. При этом следует забыть обо всем, что было достигнуто в направлении интеграции в ЕС.

Выводы:

В завершении исследования следует отметить, что однозначный выбор в том или ином направлении интеграции принесет Украине наибольшие потери. Если выбрать ЕЭП, то в глазах мирового сообщества это будет означать признание неспособности самостоятельно решать свои проблемы и будет выглядеть как политический возврат к России. Выбор же однозначно европейского пути может принести огромные финансовые потри, закрытие предприятий, рост безработицы на первых парах, но, к сожалению, теперь никто уже не может сказать, когда окупятся эти потери, так как ЕС уже не дает никаких обещаний.

Прежде всего, следует определить резервы собственной конкурентоспособности, выработать долгосрочную стратегию виденья "ниши" государства в мировом экономическом пространстве. Понятие конкурентоспособности касается не только компаний, но и глубины структурных реформ в экономике и качества политических процессов. Со слабой конкурентоспособностью отношения с любым стратегическим партнером (ЕС или ЕЭП) не станут взаимовыгодными, а будут для Украины отношениями подчинения. Сближение экономических им политических систем разного уровня неминуемо приведет к использованию более сильным партнером ресурсов и активов более слабого.

Прежде чем задумываться над вопросами интеграции и о выборе направления этой интеграции, следует определить, какие преимущества получает государство, которые позволили бы ему занять не последнее место в объединении и давали бы возможность участия в управлении.

Также следует не забывать о том, что развитие ЕС происходило долгих 50 лет и на своем пути переживало постепенные изменения. Основная же проблема Украины заключается в том, что попытки интеграции происходят "с верху", хотя основными двигателями должны были бы выступать фирмы. Делаются попытки заключить договора о создании объединения высокого уровня, при этом забывая, что экономика страны не готова к таким переменам. Целесообразно же попытаться заключить договора более низкого порядка.


    Список использованной литературы
  1. Булатов А.С. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: Юристь, 2000. - 734с
  2. Жуков Е.Ф., Капаева Т.И. Международные экономические отношения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 485с.
  3. Жаліло Я. Європейська интеграція України та формування основ інноваційної моделі розвитку // Вісник НБУ. - 2003. - №10. - С. 22-23.
  4. Кінах А. Стратегія ривка на шляху інтеграції у світове економічне співтовариство. // Дзеркало тижня. - 2003. - № 42 (467). - С.12-13
  5. Пашков М., Чалий В.Україна і розширення ЄС: проблеми, наслідки, перспективи // Дзеркало тижня. - 2001. - № 45 (369). - С.20-21
  6. Силіна Т. Крістофер Паттен: "Євросоюз не буде глухим і німим із приводу того, що відбувається в Україні" // Дзеркало тижня. - 2003. - № 44 (469). - С.12-14