Иностранные инвестициикак зеркало украинской экономики

Мучник А.
"Мир" N 32(247), 1997 год

Одна из ведущих американских газет "The New York Times" охарактеризовала Украину как "государство, малопривлекательное для западных инвестиций". Одной из причин такого положения вещей гарвардский профессор-экономист Джеффри Сакс считает коррупцию, "с метастазами которой правительство Кучмы практически не ведет борьбу".

Причину столь обидного, но справедливого диагноза следует искать не в личности автора (ибо чего на зеркало пенять, коль...), а в том противоречивом клубке интересов, который сформировался и господствует в стране. Злосчастная судьба иностранных инвестиций в Украине не просто ошибка, а гораздо хуже - последовательно проводимая политика.

Думается, что коррумпированный социальный слой, поставив под свой контроль весь ход экономических реформ, относится и не может не относится к потенциальным иностранным инвесторам как к опасным и сильным экономическим конкурентам, которые своим умением работать, уровнем знаний, предпринимательской культурой и наличием легальных капиталов способны вырвать экономическую инициативу, а следовательно, и сверхприбыли из их рук. Поэтому пока максимум прибыли от национальной экономики страны не осядет у "совокупного чиновника", получающего и перераспределяющего эту прибыль через национальный теневой капитал, Украина благоприятный инвестиционный климат иметь не будет.

Инвестиции - это кровь экономики любой страны. Уровень иностранных инвестиций в национальную экономику - показатель цивилизованности этой страны, индикатор доверия к ней со стороны правительств, бизнесменов и даже потребителей других стран. По динамике иностранных инвестиций в национальную экономику можно легко оценить свой удельный вес в системе координат экономики мировой.

Давайте для понимания вопроса хотя бы в общих чертах проанализируем траекторию движения законодательства Украины об иностранных инвестициях.

13 марта 1992 г. был принят один из самых прогрессивных и своевременных экономических законов Украины - Закон Украины "Об иностранных инвестициях".

Указанным законом предприятиям с иностранными инвестициями с участием украинского капитала были предоставлены значительные налоговые льготы: освобождение на пять лет от налогов на доход, на добавленную стоимость, от вновь введенных налогов. По истечении пяти лет работы эти предприятия подлежали обложению налогом на доход в размере 50 процентов от установленных ставок. Валютная выручка этих предприятий от экспорта собственной продукции полностью оставалась в их распоряжении. Проверять финансово-хозяйственную деятельность таких предприятий имели право только аудиторские фирмы.

Легко себе представить, что при таком законе национальная экономика приобретала очертания сплошной оффшорной зоны, весьма привлекательной для зарубежного инвестора и отечественного производителя.

Действие этого закона было приостановлено Декретом Кабинета министров Украины + 55 от 20 мая 1993 г. "О режиме иностранного инвестирования". Правда вышеупомянутый декрет приостанавливает действие Закона Украины "Об иностранных инвестициях" с сохранением до 1 января 1994 года действия статьи 32 Закона в отношении СП с иностранными инвестициями, зарегистрированных до введения в действием настоящего декрета.

Ст. 32 гарантировала уже созданным предприятиям налоговые льготы на протяжении пяти лет с момента оглашения первой прибыли (за исключением предприятий, созданных в сфере оптово-розничной торговли и посреднической деятельности). И, естественно, на этот срок сформировались планы, проекты совместной деятельности, наконец, был вложен капитал и рассчитана предполагаемая прибыль. Более того, капитал был вложен именно в те объекты и в тех размерах, на которые указал законодатель, т.е. уже успели сложиться устойчивые правовые отношения не только между участниками предприятий с иностранными инвестициями, но и между последними и государством.

Не нужно гадать, какой ущерб экономике независимой Украины нанес "независимый" от принципов правовой культуры этот нормативный акт. Специалисты МВЭСторга Украины время действия этого декрета окрестили периодом "спланированного убийства национальной экономики", в результате которого, по некоторым данным, ежегодно из страны через экспортно-импортные операции стало ускользать около $800 млн. И это при всем том, что за весь период независимости в нее инвестировано всего-навсего $1 млрд.

Справедливости ради надо отметить, что какое-то отдаленное представление о содеянном у авторов декрета все же промелькнуло, о чем свидетельствует Постановление Кабинета министров Украины + 702 от 2 сентября 1993 г. "О вопросах налогообложения предприятий с иностранными инвестициями". Указанным постановлением правительство Украины предоставило льготы по налогу на добавленную стоимость тем предприятиям с иностранными инвестициями, которые приведут до 1 января 1994 года размер своих иностранных инвестиций в соответствие с квалификационными требованиями с последующей их перерегистрацией в установленном декретом порядке.

Но, к сожалению, данное постановление хотя и было продиктовано благими намерениями, было принято в нарушение действующего законодательства. Статьей 1 Закона Украины "О системе налогообложения" налоги, а также льготы их плательщикам устанавливаются и отменяются только законодательными актами Украины о налогообложении. Постановление же Кабинета министров Украины, в отличие от декретов правительства, по своей правовой природе является подзаконным актом и поэтому никаких налоговых новелл вносить не могло. Декреты же Кабинета министров Украины хотя и принимались тем же органом, что и постановления, приравнивались по своей юридической силе к закону.

1 января 1995 года вступил в силу Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий", в ст. 7.1 которого было установлено освобождение от налога на прибыль только тех предприятий с иностранными инвестициями, которые были зарегистрированы до 1 января 1995 г. Таким образом, для вновь возникающих предприятий с иностранными инвестициями оказались упраздненными даже те усеченные налоговые льготы, которые ранее предусматривались упомянутым декретом.

19 марта 1996 г. был принят новый Закон Украины "О режиме иностранного инвестирования", который, на мой взгляд, весьма недвусмысленно поставил предоставление льготного режима иностранным инвесторам в зависимость уже не от закона, а от чиновничьего усмотрения.

И, наконец, с 1 июля 1997 года введен в действие Закон Украины "О внесении изменений в Закон "О налогообложении прибыли предприятий", которым упразднялись налоговые льготы, сохраненные за СП, зарегистрированными до 1 января 1995 г. При этом ныне действующий парламент с завидным упорством уже дважды отклонил призыв главы государства сохранить хоть какую-то благопристойность в отношении иностранных инвестиций путем сохранения указанных льгот хотя бы для СП в сфере производства. Судя по всему, настойчивость главы государства в отношении иностранных инвестиций будет напоминать глас вопиющего в пустыне.

Анализ инвестиционного законодательства позволяет сделать печальный вывод, что с украинского рынка законодательным путем был окончательно вытеснен опасный конкурент в лице иностранного инвестора и одновременно был создан особо льготный режим для национального теневого капитала, прибыли которого, как известно, освобождены от всех налогов, пошлин и сборов. Как откровенно заявил на одной из международных конференций один уже бывший вице-премьер украинского правительства: "Мы не будем создавать благоприятный инвестиционный климат для иностранных инвесторов..." При этом бывший вице-премьер не преминул заметить иностранцам: если вы не желаете видеть на своих рынках наши товары, то мы будем экспортировать в ваши страны коррупцию, ибо любые торговые ограничения всегда приводят к обратному эффекту. Комментарии, как говорится, излишни: мамо, що мамо!