40 млрд $ сбежали, но страдают ностальгией по родине

Романцов М.

Газета "Сегодня" февраль, 2002

В статье подается обзор дискуссии, организованной Институтом трансформации общества во время круглого стола "Вывоз капитала с Украины: мировая тенденция или криминальное преступление?".
"За годы независимости из Украины вывезено от $20 до 40 миллиардов: эксперты расходятся в оценках ввиду невозможности точного определения масштабов "тихого бегства". Это при том, что прямые инвестиции в нашу экономику - чуть более $4 млрд. и в условиях, когда даже перспективные в смысле прибыльности отрасли задыхаются из-за нехватки денег.
"Вывоз капитала из Украины: мировая закономерность или уголовное преступление?" - задались вопросом участники "круглого стола". Забегая наперед, скажем, что большинство дискутантов пришло к банальному выводу, что воспрепятствовать оттоку денег за кордон можно лишь созданием благоприятных условий их вложения в национальную экономику. А вот оценки печальной тенденции давались преинтересные.
"Именно вывоз капитала спровоцировал у нас экономический кризис, - уверен Богдан Сикора, замдиректора Центра экономического прогнозирования. - А вот нынешнее оживление украинской экономики вызвано возвращением части ранее вывезенного. Нужно ввести дифференцированный налог на вывоз капиталов в оффшоры и страны, где налоги ниже, чем в Украине. Тогда инвестиции пойдут в нашу экономику". "Вывезение капитала - это не только прямые инвестиции за границу на счета в зарубежных банках, - считает Ярослав Жалило из Национального института стратегических исследований. - Но и деньги населения и предприятий, аккумулируемые в виде налогов и идущие на обслуживание внешних долгов. Обескровливает экономику и торговля стратегическим сырьем по заниженным ценам, и демпинговая продажа интеллектуальной собственности, эмиграция специалистов, составляющих золотой фонд нации. Ежегодно в неявной форме из страны вывозится до $3 миллиардов".
"Да нет у нас вывоза капитала, - оппонирует Сергей Яременко, директор департамента валютного регулирования Нацбанка. - Ибо существует его острая нехватка внутри страны. А то, что вы называете этим термином - это удержание экспортером части валютной выручки за рубежом "до лучших времен". Это "дельта", оседающая у посредников и в оффшорах. И этот капитал ждет только благоприятных условий, чтобы вернуться в страну законным путем. Но здесь международное сообщество может помещать его репатриации, вменив нам в вину отмывание денег".
"Нас обвиняют в отмывании, но американский исследователь Джеймс Петерс признает, что через банки США ежегодно отмывается до $500 млрд., - поддает жару Олег Соскин, директор Института трансформации общества. - "Грязных" денег в Украине не существует, так как печально известные рекомендации FATF по борьбе с ними генетически вышли из сражения с наркобизнесом, не имеющим у нас глобальных масштабов. А если механически применить все 40 рекомендаций к нашей действительности, "неформальная экономика" (читай: "теневая". - Авт.) автоматически станет преступной, а все работающие в ней - преступниками".
Долго "ломали копья" дискутанты, так и не придя к единому мнению, что считать вывозом, а что - утаиванием капитала за кордоном. А по мне - какая разница: главное, эти миллиарды работают не на нас. И раз уж развитые страны, борющиеся за чистоту наших финансов, сами поднялись на деньгах сомнительного происхождения, то и нам не зазорно реабилитировать свой теневой (не путать с криминальным!) капитал. Разумеется, на взаимовыгодных для державы и "комбинаторов" условиях."