Существующие проблемы функционирования стран- участниц ВТО

 

Изначально деятельность ВТО направлена на либерализацию торговли. С одной стороны, такая задача соответствует интересам национальных производителей, стремящихся расширить свои операции на внешнем рынке. С другой стороны, она противоречит интересам тех компаний, которые не стремятся к завоеванию рынков других стран и требуют от своих правительств защиты от иностранной конкуренции на внутреннем рынке.

Следует также отметить, что правовая система международной торговли не является раз и навсегда данной, а постоянно развивается. Как и в любой другой правовой системе, здесь присутствуют белые пятна, которые допускают двоякое и троякое толкование. Постоянно идет борьба стран, стремящихся реализовать свои интересы как в рамках действующей правовой системы ВТО, так и посредством ее расширения. Отсюда- торговые конфликты, споры по поводу применения тех или иных норм, зафиксированных соглашениями ВТО.

Конфликт интересов стран-участниц ВТО и несовместимость позиций различных сторон переговорного процесса в последние несколько лет достигли глобальных масштабов. Большинство развивающихся стран заявляют, что они не только не могут позволить себе расширить рамки либерализации торговых отношений, но и выступают с предложением отсрочить введение ранее достигнутых договоренностей Уругвайского раунда.

Сложившийся в ВТО механизм принятия решений на основе консенсуса (хотя формально предусмотрено голосование) позволяет крупнейшим развитым странам - в первую очередь США и Европейскому Союзу - контролировать деятельность Организации.

Несмотря на свое преимущественное положение США и ЕС в процессе своего функционирования также как и развивающиеся страны сталкиваются с рядом проблем.

В июле 2000 года Европейская комиссия опубликовала очередной доклад о действующих в США барьерах для торговли и инвестиций. В этом документе были перечислены такие “чувствительные” для стан ЕС проблемы внешнеэкономических связей, как экстерриториальное применение законодательства США, их склонность к принятию односторонних торгово – политических санкций против третьих стран, сохранение в этой стране ряда тарифных и технических барьеров, противоречивое антидемпинговое законодательство, нарушения прав интеллектуальной собственности европейцев, налоговые проблемы, существующие препятствия для доступа на рынок телекоммуникаций, законодательство “покупай американское” и т. д.

Торговая политика США вызывает чувство неприятия не только в ЕС. США стали излюбленной мишенью для антидемпинговых расследований как в развитых так и развивающихся странах. По количеству возбужденных против них расследований в ВТО американцы находятся на третьем месте, уступая Китаю и Японии. Наибольшее число петиций против США выдвинули Мексика, Канада и страны ЕС. К примеру, США выступили ответчиком по процессам, возбужденным в связи с ограничениями на импорт полупроводниковых приборов из Южной Кореи, введением компенсационных пошлин на ввоз углеродистой стали из Великобритании. Пакистан потребовал от ВТО рассмотреть претензии к США в части действующих ограничений на импорт хлопка, Канада- по запретам, установленным на импорт круглого леса и т. д.

В то же время Соединенные Штаты являются самым агрессивным жалобщиком в ВТО. Всего они инициировали 281 петицию по обвинению в демпинге против 48 стран. При этом их главными мишенями стали Китай, против которого начато свыше 40 антидемпинговых расследований, Япония и Тайвань. В докладе представителя США на переговорах о торговых барьерах за рубежом, опубликованном в апреле 2002 года, содержатся основные претензии США против их основных торговых партнеров. Так, наибольшее неприятие американцев вызывают установленные в ЕС запреты на ввоз из США говядины, выращенной с применением гормонов, и генетически измененной кукурузы. Среди других проблем – финансовая поддержка европейской авиапромышленности, а также вопросы стандартизации и сертификации. Япония, по мнению американцев, продолжает сохранять препоны для импорта американского телекоммуникационного оборудования. Кроме того, США противятся действующим в этой стране ограничениям на ввоз американских сельскохозяйственных и лесных товаров, продукции рыболовства, медицинских инструментов и фармацевтики.

Однако перечисленными странами США не ограничиваются. В разное время они направляли петиции в ВТО в связи с установленными в Индии квотами на импорт сельскохозяйственных и текстильных товаров, ограничениями по импорту молочных товаров в Канаду, установленными в Австралии субсидиями на некоторые виды изделий из кожи и т.д.

Говоря о проблемах функционирования стран – участниц ВТО нужно остановиться на такой стране как Индия. Следует отметить, что она - одна из основательниц ГАТТ. Она стала членом этой организации в 1947 году и с 1995 года входит в ВТО, где пользуется заметным влиянием. Индия, часто кооперируясь с Бразилией, выступает в качестве главного оппонента индустриальных государств, отстаивая позиции стран Юга. Так, она выдвинула концепцию “особого и дифференцированного подхода” к развивающимся странам и переходным экономиками прежде всего в области финансовых услуг и информационных технологий. Как показывает практика ВТО, каждый участник организации защищает, прежде всего, собственные интересы.

Необходимо также подчеркнуть, что значительные разногласия между Индией и ВТО возникли по вопросам экспорта сельскохозяйственной продукции. В ходе дискуссий по вопросам сельского хозяйства Индия неоднократно обращала внимание на огромные масштабы субсидирования сельского хозяйства в развитых странах. Они достигают 1 млрд. долларов в день и сводят на нет возможные выгоды либерализации этой сферы для развивающихся государств. Представители Индии настаивают на необходимости учитывать принципиальное различие между преимущественными экспортерами аграрной продукции и странами, которые, как и Индия, используют аграрную продукцию в основном для обеспечения внутреннего спроса, субсидируют фермеров в целях продовольственной безопасности и роста сельской занятости.

Большим разочарованием для Индии было сохранение ограничений на важнейшие виды ее экспорта, по которым первоначально были достигнуты соглашения в Дохе (ноябрь 2001 года) о расширении доступа (текстиль, готовая одежда, продукция сельского хозяйства). Особенно болезненны ограничения на текстильные товары, занимающие лидирующие позиции в структуре ее экспорта. Основной импортер США намечает дальнейшее ограничение свободы торговли текстилем с Индией, ссылаясь на то, что она “остается одним из наиболее защищенных рынков в мире”. Также конфликтная ситуация сложилась в связи с экспортом стали в США. Индия занимает 11 место в мире по ее выплавке (2222 тыс. т.). США ввели ограничения на ее импорт еще в 2001 году и тогда же страна подала жалобу в ВТО на действия США. Индия пытается переориентировать свой стальной экспорт на Европу и Юго – Восточную Азию, но здесь трудно рассчитывать на успех из – за усиливающейся конкуренции аналогичной продукции Южной Кореи (выплавка 3236 тыс. т. стали в год).

Одним из первых государств СНГ к ВТО присоединилась Киргизия – 20 декабря 1998 года. За период членства республики в ВТО наблюдается позитивная тенденция улучшения сальдо торгового баланса, вместе с тем, существует ряд очень весомых причин, из-за которых Киргизская Республика пока не может воспользоваться благоприятными условиями выхода своей продукции, предоставляемыми членством в ВТО.

Во-первых, географическая удаленность и высокие транспортные издержки. Ввиду большой удаленности от потенциально привлекательных рынков стран-членов ВТО и недостаточно развитой транспортной инфраструктуры, товары поступают на эти рынки уже существенно удорожавшими или вовсе не поступают.

Во-вторых, недостаточно высокое качество продукции. Здесь имеет место низкая конкурентоспособность товаров, как правило, производимых на предприятиях с устаревшим оборудованием.

В-третьих, протекционистская внешнеторговая политика соседних стран, которые в последние годы активно практикуют политику ограничения импорта, особенно тех товаров, которые производятся в этих странах.

В-четвертых, существует проблема транзита через соседние страны, не являющихся пока членами ВТО.

Сам факт членства не гарантирует автоматического получения выгод, их реализация зависит от целого ряда условий, на многие из которых республика не может оказать заметного влияния. Однако, ситуация может измениться после вступления ее основных торговых партнеров Узбекистана и России, хотя бы только потому, что членство этих стран в ВТО даст возможность застраховаться от односторонних непредсказуемых изменений в торговой политике этих стран и позволит решать конфликты и споры с помощью применяемых ВТО процедур. Более того, Киргизская Республика сможет решить проблему транзита киргизских товаров через территории этих стран. Таким образом, вступление соседних стран в ВТО может способствовать снижению цен на киргизские товары на внешних рынках за счет уменьшения тарифов и транспортных издержек, а также росту качества отечественных товаров, обусловленному потенциальным ростом инвестиций в современные производства.

В заключении следует отметить, что для того чтобы на равных с другими членами ВТО использовать торгово – политический инструментарий, Украине придется, независимо от хода переговоров и времени присоединения к ВТО, форсировать проведение следующих мероприятий:

От того, в какой мере Украина сумеет проводить эффективную экономическую политику, в максимальной степени использующую механизмы ВТО, будет зависеть результат последствий присоединения.



Петросян О.А "Существующие проблемы функционирования стран-участниц ВТО"//
Сборник трудов магистров 2004 г.