Интерактивное планирование как инструмент экономической безопасности предприятия

Евдокимов Ф.И., Разумная Н.В.



Трансформация экономики Украины в рыночную выдвигает понятие «экономическая безопасность предприятия» в перечень его важнейших функций. Хотя рыночные механизмы и содержат в себе эту функцию, но предприятие должно защитить интересы своего коллектива в области экономики, оценить её жизнеспособность, возможность развития, устойчивость как технологической, так и социально-экономической системы в заданном интервале времени.

Чем устойчивее экономическая система предприятия, тем жизнеспособнее и экономически безопаснее его состояние. Нарушение пропорций между отдельными составляющими системы ведёт её к дестабилизации, переходу экономики от безопасного состояния к опасному.

Сущность понятия экономическая безопасность предприятия можно определить как устойчивое динамическое развитие экономики предприятия, при котором обеспечивается гарантированная защита его социально-экономических интересов от проявления негативных факторов внешней и внутренней среды.

Учитывая современное состояние экономики промышленных предприятий страны, к наиболее существенным сферам, определяющим экономическую безопасность предприятия, следует отнести: ресурсный потенциал; уровень технологии; конкурентоспособность экономики; долю рынка в объеме отрасли; сильные и слабые стороны; финансовое состояние и перспективы его развития (платёжеспособность, ликвидность, рентабельность).

Важно обратить внимание не только на методы и систему показателей оценки этих сфер деятельности предприятия, но и на создание системы управления стратегическим развитием предприятия. Для экономической безопасности большое значение имеют как сами показатели, так и их пороговые значения, под которыми понимаются их предельные величины. Высокая степень экономической безопасности достигается при условии, что всё ее показатели находятся в пределах допустимых пороговых значений в течение всего времени жизненного цикла предприятия.

Все показатели экономической безопасности предприятия можно рассматривать в двух аспектах: текущем и стратегическом. К текущему моменту следует отнести статистические показатели, оценивающие состояние экономики предприятия в рассматриваемый период времени. Анализ и оценка деятельности предприятия проводится по всем направлениям, входящим в концепцию экономической безопасности [1].

Все представленные показатели экономической безопасности для удобства анализа следует разделить на две группы: качественные и количественные. Силу влияния различных факторов на оцениваемые показаетли можно определить, используя современные методы анализа стратегического менеджмента [2]. В первую очередь к ним следует отнести метод комплексной оценки внешних влияний маркетинговой среды по схеме «фактор>предприятие», получивший название «STEP-analysis». Концептуальная модель STEP-анализа состоим в том, чтобы проанализировать все детерминирующие факторы и оценить их возможное влияние на деятельность предприятия, предварительно разделив их на технико-технологические и социально-экономические.

Поскольку «STEP-analysis» имеет чётко-направленную внешнюю ориентацию, то его результат может рассматриваться как оценка конкурентного положения предприятия на внутреннем и внешнем рынках. Обобщённая оценка конкурентоспособности предприятия может быть выполнена в несколько приёмов.

Анализ внешних условий производственно-хозяйственной деятельности предприятия является необходимым, но недостаточным условием для оценки его экономической безопасности. Последняя определяется также и внутренними факторами. Инструментом анализа их может быть SWOT-analysis. Он позволяет оценить состояние экономики предприятия и выявить рыночные возможности предприятия в тех условиях, в которых оно функционирует.

Анализ опыта работы предприятий в рыночных условиях свидетельствует о том, что большим успехом пользуются те из них, которые свою деятельность строят на интерактивном планировании, сочетающем элементы стратегического и тактического планирования. Сущность интерактивного планирования состоит в том, что текущие планы периодически корректируются таким образом, чтобы с одной стороны, следовать стратегии предприятия, а с другой – активно реагировать на изменение рыночной ситуации, выявлять сильные и слабые стороны как предприятия, так и конкурентов.

Интерактивное планирование основано на применении следующих принципов:
• Гибкость планов;
• Динамичность;
• Сопряжённость планов;
• Системность.

Программно-целевая модель такого плана может быть представлена в виде сетевого графика с детерминированными или вероятностными оценками во времени. Такой подход делает возможным распределить во времени потребность в требуемых ресурсах, оценить размер ожидаемых финансовых результатах и риск их получения.

При этом мерой экономического риска служит или вероятность получения прибыли, меньшей запланированной величины, или её дисперсия.

Общепринятый подход к оценке деятельности предприятия основан на вычислении ожидаемой прибыли, которую можно рассчитать по формуле:

формула

Пt – ожидаемая приведенная прибыль, у.д.е.;
Т – период планирования, ед. времени;
і – дисконт;
Rt – ожидаемая прибыль в момент времени t, у.д.е.

Оценка риска требует корректировки показателя Rt при помощи специального коэффициента, измеряющего риск.

Математически описать силу влияния каждого из факторов риска не представляется возможным из-за случайности их проявления и широкого диапазона варьирования. Поэтому конкретное значение вероятности проявления любого из факторов риска и величину экономического ущерба на этапе планирования, определить нельзя. Чтобы уменьшить неопределённость, возможные негативные последствия экономического риска в процессе разработки плана на любом уровне, необходимо предусмотреть готовность работы предприятия в условиях некоторой неопределённости, обусловленной влиянием случайных факторов. При таком подходе планирование любого экономического показателя будет иметь вероятностный характер.

Предложенный в настоящей статье подход интерактивного планирования экономических показателей предприятия способствует повышению уровня надёжности принимаемых решений, что особенно важно при работе в рыночных условиях.


Полный вариант статьи вы можете найти в // Наукові праці Донецького державного технічного університету. Серія: економічна. Випуск 46. - Донецьк, ДонНТУ, 2002. - 216c.

Список литературы


1. Ковалёв Д., Сухорукова Т. Экономическая безопасноть предприятия // Экономика Украины. – 1998. - № 10. – c.48-52.
2. Губин Ю., Грон Ян. Современные методы анализа среды и их использования в стратегическом менеджменте. – Экономика Украины, 1999. - №10. – с. 90-94.
3. Дурович А. Маркетинг в предпринимательской деятельности – Минск: НПЖ: «Финансы, учёт, аудит», 1997. – 464 с.
4. Голубков Е. маркетинговые исследования. – М: Издательство «Финпресс», 2000. – 464 с.