Центр проектирования эффективного бизнеса, http://cpeb.ru/about.html


Анализ конкурентоспособности предприятия на основе технологии бенчмаркинга



А.И. Суворов, доктор технических наук, генеральный директор Центра
Разрешение на использование статей

При анализе конкурентоспособности предприятия, а также разработке программы мер по ее улучшению целесообразно использовать технологию бенчмаркинга, позволяющую определить и оценить место, занимаемое предприятием, по отношению к мировому опыту.

Лучшие достижения в самых различных областях деятельности предприятий, фирм и организаций можно считать эталоном мирового менеджмента, поэтому бенчмаркинг еще называют эталонным тестированием.

Сегодня эталонное тестирование - необходимый компонент в стратегическом планировании и эксплуатационном усовершенствовании. Долгосрочные стратегии требуют, чтобы предприятие непрерывно изменялось и приспосабливалось к потребностям рынка сегодня и ожидаемым потребностям рынка завтра, чтобы остаться конкурентоспособными и поставлять на сегодняшних императивах больше, лучше, быстрее, дешевле.

Бенчмаркинг (benchmarking) - непрерывный, систематический процесс измерения бизнес - процессов компании, предприятия или организации и сравнения с бизнес - процессами мировых лидеров с целью получения информации, которая поможет компании принять меры для улучшения своей деятельности.

Бенчмаркинг — это не только передовая технология современного менеджмента, но и, во-первых, концепция, предполагающая естественное развитие у компаний стремления к непрерывному совершенствованию, и, во-вторых, сам процесс совершенствования. Это непрерывный поиск новых идей, их адаптация и последующее использование на практике. Важно отметить, что сравнительный анализ конкурентных преимуществ и осознание необходимости изменений – не заключительный, а лишь первый шаг, на котором необходимо дать ответы на вопросы: "Как?" и "Почему?". Важнейшим компонентом концепции бенчмаркинга являются внутрифирменные технологии ведения бизнеса, на основе которых и определяются критерии и степени сравнения.

Бенчмаркинг представляет собой не только инструмент сбора информации. Даже в ограниченном виде он дает представление о собственных возможностях. Если в него вовлечено значительное количество сотрудников компании, возможно изменить не только тактические, но и стратегические установки компании. Таким образом, бенчмаркинг способствует формированию иного стиля работы, новой стимулирующей и конкурентной внутрифирменной культуры.

По видам и уровням бенчмаркинг классифицируется следующим образом:

  1. Сравнение показателей в подобных структурных единицах в пределах одной организации - внутренний бенчмаркинг;
  2. Сравнение показателей организации с показателями ее главных конкурентов - бенчмаркинг конкурентоспособности;
  3. Сравнение по показателям определенных выделенных функций организации с аналогичными функциями других организаций – партнеров по бенчмаркингу или конкурентов, обладающих лучшей практикой - функциональный бенчмаркинг;
  4. Сравнение по показателям определенных функций организации с такими же функциями других организаций, независимо от их отраслевой принадлежности - общий бенчмаркинг;
  5. Сравнение по показателям и функциональности аналогичных процессов в организации и в организациях-партнерах, обладающих лучшей практикой - бенчмаркинг процессов;
  6. Оценка альтернативных стратегий на основе сравнений стратегии организации с стратегиями организаций бенчмаркингового альянса, обладающих лучшей практикой - стратегический бенчмаркинг;
  7. Стратегический бенчмаркинг на основе международного обмена данными с учетом культуры и национальных особенностей деятельности участников - глобальный бенчмаркинг.

Суммируя, изложенное выше, отметим, что бенчмаркинг - это:

Бенчмаркинг поможет предприятию ответить на следующие вопросы, определяющие его конкурентоспособность:

На все эти, а также и другие вопросы деятельности предприятия необходимо получить исчерпывающие ответы для разработки обоснованной Программы обеспечения его конкурентоспособности.

Вверх