вернуться к титулу электронной библиотеки http://www.masters.donntu.ru/2003/fem/lipatova/library/ price.htm

Липатова С. А.

"Налогообложение и цены": доклад на Четвертой всеукраинской научно-практической конференции "Проблемы эффективного функционирования предприятий в условиях рынка". г. Севастополь, 24-26 апреля 2002 г. Издательство СевНТУ, 2002 г. (стр. 52-54).

ВВЕДЕНИЕ

Свобода определения цены с учетом рыночных факторов прочно связана с финансово-кредитной системой. Действующее налогообложение существенно влияет на себестоимость продукции, реализационную цену и частично на прибыль. Реализованная сумма цен образует денежные накопления предприятия, которые являются источником его обязательных платежей и собственных средств. Недостаток собственных средств требует от предпринимателя дополнительных финансовых источников в виде кредитов, которые также существенно повлияют на цену продукции.

Рискованный характер предприятия требует от предпринимателя осуществлять страхование как имущества, жизни работников, так и рискованных сделок, в конечном итоге это скажется на цене.
Переизбыток денежных средств -инфляция влияет на всю финансово-кредитную систему, а по своему влиянию на цену не имеет равных.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также формы и методы их построения, включает прямые и косвенные налоги, а также внебюджетные фонды, определяемые законодательными актами Украины.

Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Они возникли вместе с появлением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти, материального обеспечения выполнения ими своих функций.
Налоги - это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи юридических и физических лиц, установленные органами государственной власти для зачисления в государственную бюджетную систему с определением их размеров и сроков уплаты.
Основная роль налогов - фискальная, соответственно чему они используются как источник доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства. Вместе с тем в налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - стимулирования развития или сдерживания каких-либо экономических процессов . С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.
В налогах заложены возможности регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать поддержки малоимущих граждан путем предоставлением льгот. Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.
Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, за получением доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованием имущества, в том числе земли. Налоги, сборы, пошлины и платежи, вся совокупность налоговых платежей в конечном счете отражаются в составе цены, чем существенно повышают стоимость товаров. Одни из них входят в состав, другие уменьшают прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, третьи же являются прямой надбавкой к цене, формирующей его доходы.
В соответствии с Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, относят к материальным затратам отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, рекультивацию земель, плату за древесину, отпускаемую на корню, и плату за воду, забираемую из водохозяйственных систем. Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду относятся на себестоимость продукции, а платежи за превышение - за счет прибыли, оставшейся в распоряжении природопользователя. Этим же Положением в состав затрат относят и налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, в том числе и платежи по обязательным видам страхования. Платежи и отчисления, включаемые в состав материальных затрат, имеют двоякую связь с ценами. С одной стороны, они входят в состав цены продукции и тем самым реализуют ее перераспределительную функцию, а с другой стороны, выступают в роли цен соответствующих видов ресурсов. Так, плата за древесину, отпускаемую на корню - это цена леса до его заготовки. Спиленный и вывезенный из лесосеки лес будет иметь более высокую цену, но в ее состав в виде материальных затрат будет входить плата за лес на корню.
Ценовый характер указанного платежа становится очевидным, если мы рассмотрим методику образования ставок попенной платы. Размер ставок лесных такс рассчитывается на основе воспроизводственных затрат на лесовосстановление, уход, защитные мероприятия и размеров лесосечного фонда. Суммированием затрат на единицу лесосечного фонда и прибыли, необходимой лесхозам для воспроизводственной деятельности, рассчитывают усредненную лесную таксу, которая затем дифференцируется в зависимости от местоположения лесосеки и качества древесины.
Методологически правильная дифференциация лесных такс способствует полному и рациональному использованию лесосечного фонда. Существующий низкий уровень попенной платы и незначительные ее различия в ценах хвойных и твердолиственных пород, с одной стороны, и мягко лиственных - с другой , приводят к большим потерям ценной древесины при эксплуатации лесосечного фонда.
Таким образом, попенная плата может стимулировать либо дестимулировать производство и потребление различных видов продукции лесной промышленности.
Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, также не что иное, как цена за пользование водой, установленная законодательными актами и взимаемая на всей ее территории.
Она определяется исходя из затрат на водоснабжение и прибыли соответствующих организаций. Ее размер в большинстве случаев оказывает незначительное влияние на издержки водопользователей. Это обусловлено большим количеством пользователей, огромными водными ресурсами, что снижает затраты на водоснабжение.
Платежи за право пользования недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы образуют цены минерального сырья в недрах. Их ставки непосредственно связываются со стоимостью добытого сырья. Платежи за право на поиск, разведку и добычу полезных ископаемых состоит из разовых платежей, уплачиваемых на конкурсе или аукционе за лицензию, и регулярных платежей в течение всего периода проведения указанных работ. Минимальная величина ставки регулярного платежа за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых составляет 1% договорной стоимости этих работ, максимальная - 2% .
Налоговые платежи за право на поиск, оценку и разведку полезных ископаемых существенно не увеличивают сметную стоимость этих работ, однако, стимулируя эффективное их проведение, во многом влияют на стоимость фондов добывающего предприятия и соответственно на цену минерального сырья. Платежи за право на добычу полезных ископаемых устанавливаются в зависимости от уровня их цен и существенно влияют на уровень цен сырья. Например, по благородным металлам только плата за право на добычу и отчисления на воспроизводство без учета потерь увеличивают цену почти на 20 %.
Взаимосвязь налогов и цен не ограничивается чисто количественным влиянием одних на другие. Как видно из методики расчета ставок некоторых налоговых платежей, их величина не менее зависит от уровня цен добываемого сырья. Сходство налогов и цен определяется и тем, что многие из них, являясь по существу ценами соответствующих видов сырья в его природном (не вовлеченном в эксплуатацию) виде, выполняют все функции, присущие ценам как экономической категории.
Платежи за право добычи минерального сырья, установленные с учетом потерь, стимулируют более полное извлечение полезного ископаемого из недр. Эти же цели преследуют штрафные платежи при сверхнормативных потерях. Дифференциация платежей по месторождениям выравнивает уровень затрат, обусловленных природно-географическим факторами. Пониженная плата за использование отходов одновременно стимулирует их вовлечение в хозяйственный оборот и выравнивает затраты на добычу и переработку сырья с большей концентрацией полезного вещества и переработку отходов с меньшим его содержанием.
Внебюджетные фонды социальной защиты населения:
v Пенсионный фонд,
v Фонд занятости,
v Фонд государственного социального страхования,
v Фонд обязательного медицинского страхования - включаются в элемент себестоимости "отчисления на социальные нужды", т.е. возмещаются из средств предприятия, и только малая часть - из заработной платы работников. все платежи социального назначения, включая и заработную плату, являются ценой воспроизводства рабочей силы, и от того, каким образом они возмещают общественные затраты на ее воспроизводство, меняется их экономическое содержание.
Плата за природные ресурсы - форма платежа в государственный бюджет за право пользования и распоряжения земельными, водными, лесными, природными ресурсами из прибыли или дохода предприятия и иных источников, определяется по установленным нормативам (в процентах к прибыли, в твердых ставках по действующим тарифам за единицу используемого ресурса). Через плату за природные ресурсы изымается и дефференциальная рента, возникающая из-за различий в естественной продуктивности природных ресурсов.
Плата за трудовые ресурсы - один из видов платежей в бюджет, устанавливаемый в твердой сумме за каждого работающего на предприятии.
Платеж экологический - выплаты различных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности и отраслевой принадлежности за загрязнение окружающей природной среды, сбросы и выбросы вредных веществ в атмосферу и водные источники, а также за размещение отходов производства и потребления. Эти платежи обычно устанавливаются отдельно за экологическое загрязнение в пределах нормативов и за сверхнормативное загрязнение. К этим платежам относятся также выплаты предприятий в качестве возмещения вреда, причиненного залповым и аварийным загрязнением природы, а также иные штрафы за нарушение природоохранительного законодательства.
В целом перечисленные налоговые платежи оказывают меньшее влияние на уровень цен, чем платежи из прибыли и косвенные налоги , поскольку в формировании доходов бюджета их удельный вес не превышает 15%. Однако в структуре цен на продукцию отдельных предприятий. особенно добывающих отраслей, они составляют значительные величины.
Основными налоговыми платежами, оказывающими существенное влияние на уровень и структуру цен, являются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и акцизы.
Прибыль составляет ту часть производственного национального дохода, которая подтверждена наибольшему перераспределению. Она тесно связана с уровнем цен и затрат. Предприятия, функционирующие в нормальной рыночной экономике , стремятся к ее максимизации. В конкурентной среде это достигается увеличением объемов продаж, минимизацией затрат и ростом цен по мере повышения качества товара. В сильно монополизированной экономике в условиях инфляции и снижения объемов производства в большинстве отраслей конкурентная среда существенно ослаблена. В результате предприятия добиваются максимизации прибыли преимущественно за счет повышения цен.
Существенное влияние на увеличение цен на товары оказывает налог на добавленную стоимость. Наименование его объясняется тем, что налог уплачивается с той части стоимости, которая добавляется (прирастает) на каждой стадии производства и реализации товара. НДС и акцизы являются формой изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости.
В результате введения НДС все цены были увеличены почти на треть . наибольшее влияние на уровень цен оказывает НДС по подакцизным товарам. В этом случае ставка налога на добавленную стоимость применяется к ценам, включающим акцизы. Такой порядок существенно увеличивает косвенное налогообложение товаров. Акцизные налоги очень близки по форме изъятия налогу с оборота. Они включены в состав цены производителя, установлены по ограниченному кругу товаров и дифференцированы в зависимости от соотношения затрат и цен на тот или иной товар. Например, низкие затраты на производство спирта и водки и высокие цены на них привели к наиболее высоким ставкам акцизов - 90 и 80% к стоимости в отпускных ценах. По другим подакцизным товарам, где высоким ценам не сопутствуют столь низкие затраты, ставки акцизов существенно ниже. Например, по легковым автомобилям они составляют 25-35%.
Платежи таможенные - таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы на выдачу лицензий и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами.
В мировой практике принят порядок таможенного налогообложения импортируемой продукции для недопущения на национальный рынок иностранных товаров по ценам ниже цен продукции отечественных производителей.
Экспортируемые же товары не облагаются налогом. Таможенные платежи в Украине установлены к стоимости как экспортируемых, так и импортируемых товаров. Одной из причин такого положения является дефицит государственного бюджета. Другая причина состоит в том, что в отличие от экономически развитых стран, экспортирующих продукцию переработки, Украина экспортирует сырьевые ресурсы. Низкие внутренние цены на них, не будучи результатом высокоэффективной деятельности добывающих предприятий, нередко побуждают их торговать по бросовым ценам на мировом рынке. Эта тенденция усиливается из-за крайне заниженного курса гривни к доллару. Цель использования импортных пошлин в сложившейся экономической ситуации - пополнение доходов бюджета и сдерживании импорта в условиях дефицита платежного баланса и большой внешней задолженности. Импортные пошлины устанавливаются в процентах к контрактной стоимости товаров, пересчитанной в гривни по курсу Национального банка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоги и цены тесно взаимоувязаны не только через затратную составляющую цены, но и посредством платежеспособного спроса. Налоги формируют доходную часть бюджетов и внебюджетных фондов, которая балансируется с доходной частью. Последняя в свою очередь создает денежный спрос организаций, которые обслуживает бюджет и внебюджетный фонд. Инфляционный рост цен вызывает рост расходной части бюджетов и внебюджетных фондов, что усиливает потребность в доходной части. Часть налоговых поступлений возрастает автоматически с ростом цен, поскольку большинство из них по форме исчисления связаны либо в целом с ценой, либо с ее составляющими. В тех случаях, когда этого недостаточно, ставки налогов повышаются или вводятся новые налоговые платежи.

В последнее время предпринимаются попытки с помощью налогов бороться с ростом цен. Так, установлены отчисления в бюджет всей прибыли предприятий-монополистов, полученной сверх установленных предельных нормативов рентабельности. Подобные отчисления являются изъятием монопольной сверхприбыли предприятий-монополистов. Задача указанного налога - сдерживание инфляционного роста цен и ограничение возможностей предприятий-монополистов в получении экономически необоснованной прибыли.
Налоговые платежи подчас образуют суммы, превышающие 60% выручки предприятия, а следовательно, цены реализации, что существенно сдерживает развитие производства.
Таким образом, взаимосвязь налогов и цен осуществляется по нескольким направлениям:
1. Налоги имеют методологическую связь с ценами. Они нередко решают близкие или однородные задачи.
2. Уровень цен предопределяет потребность в бюджетных средствах, а следовательно, прямо влияет на количество и размеры вводимых налогов. Подавляющее большинство налогов установлено в долях от цены или ее частей.
3. Налоговая составляющая в ценах определяет в значительной мере их уровень и характеризует степень реализации ими функций перераспределения.
вернуться к титулу электронной библиотеки http://www.masters.donntu.ru/2003/fem/lipatova/library/ price.htm