Тихонов А.Е. 2004

Тихонов Андрей Евгеньевич

магистр факультета вычислительной техники и информатики ДНТУ по специальности "Программное обеспечение автоматизированных систем"

тема магистерской работы: "Искусственные нейронные сети в задачах управления"

научный руководитель: Федяев О.И.

andrei@campus.stels.net

Родился 12 февраля 1982 г. в г. Зугрэс Донецкой области. Единственное предприятие нашего городка в прошлом называлось "Зуевская Государственная Районная Электрическая Станция", что сокращенно и есть ЗуГРЭС. Родители Евгений Андреевич, Людмила Васильевна являются работниками этого ныне процветающего предприятия.

До школы ходил в детский сад "Солнышко". Школа у нас одна №17, туда я и пошел. Любил математику, физику, химию. Частенько ездил на олимпиады по математике и физике. Занимал призовые места. Кроме школы посещал различные кружки, секции. Выполнил первый разряд по шахматам, в составе школьного коллектива народной песни занял четверное место на конкурсе в г. Донецке. Закончил с отличием музыкальную школу по классу баяна. Потом начал осваивать фортепиано. Осмыслив, что музыки в моей жизни уже через край, записался на секцию тяжелой атлетики. Выполнил нормы второго взрослого разряда. Параллельно посещал дополнительные курсы по освоению компьютера, изучил Паскаль. С компьютером знаком класса с третьего, тогда отец сам собрал Спектрум и я познакомился с компьютерными играми и языком программирования Бейсик.

После окончания девятого класса, серьезно начал задумываться о выборе специальности. Имея отличную математическую подготовку и знание языков программирования, я выбрал профессию программиста. Узнав о моем выборе, отец посоветовал мне ДНТУ, который в свое время он сам и закончил. Решил поступать по рейтингам. Весь десятый класс посвятил самостоятельному изучению рейтинговых заданий по математике и посещению при тогдашнем ДНТУ курсов по информатике. Сдал рейтинговые испытания в десятом классе, занял второе место. Решил этой возможности не упустить и окончил школу экстерном. Пришлось сдавать экзамены по всем предметам, с интервалом в три дня. Было тяжело.

Впечатления от первых дней учебы разные. С одной стороны предметы и преподаватели, радость, что не будет языков и литературы, с другой стороны - общежитие. Много новых друзей и четыре соседа по комнате. Студенческая жизнь пошла и мне очень понравилась. За учебу взялся со всей прилежностью. Поставил себе цель - сдать сессию на одни пятерки. На втором курсе это наконец произошло. Преградой было наличие гуманитарных дисциплин. Тогда я понял, что и это мне по зубам. В это время участвовал в олимпиаде по информатике, так как не было возможности к ней подготовиться, призового места в ней не занял. Большим счастьем для меня было то, что все предметы, которые читали преподаватели с кафедры прикладной математики и информатики мне нравились.

В первые годы учебы активно занимался подработкой - писал курсовые для смежных специальностей, решал расчетки, набирал текст. В пределах курсов освоил С/С++, Lisp, Prolog, Asm, 3D Studio Max, AutoCad, Visual C++, Perl, HTML, JavaScript, UML. Самостоятельно изучил Delphi, Photoshop, Компас, освоил сборку компьютеров, администрирование компьютерных сетей. После курса искусственного интеллекта начал углубленно заниматься нейронными сетями. Когда пришло время выбирать тему дипломного проекта на этом и остановился. Тем по нейронным сетям было много, но совершенно случайно прочитал в одном специализированном журнале рекламу о том, что "наши станки самые лучшие, потому что они управляются нейронной сетью". После этого я выбрал тему: "Искусственные нейронные сети в задачах управления". Пришлось дополнительно познать азы теории автоматического управления. Сравнивая классические методы управления и нейросетевой подход я понял, насколько последний лучше. Считаю, что за нейронными сетями будущее в управлении.

В 1992 г. Япония провозгласила программу Real World Computing (вычисления в реальном мире). Речь идет прежде всего о том, чтобы дать вычислительным и управляющим системам возможность самостоятельно, без помощи переводчика-человека воспринимать воздействия внешнего мира и действовать в нем. Авторы программы огромную роль, до 40% ее содержания, отводят исследованию естественных и созданию искусственных нейронных сетей. Традиционной областью применения последних считаются задачи распознавания изображений, речи, радарных сигналов. И все же основной областью применения, скорее всего, станет использование нейронных сетей в системах управления поведением роботов.

Собран и классифицирован материал по теме. Разработаны примеры систем управления. Основной задачей считаю разработку системы моделирования разнообразных нейросетевых контроллеров и алгоритмов обучения к ним, для отработки в будущем различных схем управления. После получения диплома бакалавра считаю уровень подготовки специалистов факультета ВТИ достаточно высоким. В планах поступление в аспирантуру и высокооплачиваемая работа на благо Украины. Кроме профессионального роста надеюсь добиться успехов в спорте, прожить сто лет и заработать миллион.