Библиотека

Источник: http://www.microsoft.com/rus/business/vision/strategy/default.asp

IT-стратегия

Новые технологии и появление корпоративных информационных систем

Деятельность предприятий самым тесным образом связана с управлением производственными процессами и своевременным принятием решений, позволяющих устанавливать оптимальное равновесие между разнообразными потребностями и целями компаний. Решения же можно принимать успешно и эффективно только в том случае, если руководитель знает и понимает, что он делает и как часто он будет это делать.

Питер Друкер в своей ставшей уже классической книге «Практика менеджмента» (М.: Вильямс, 2000) подчеркивает, что «цели нужны в каждой сфере бизнеса, эффективность функционирования и результаты работы которой напрямую и коренным образом влияют на его выживание и процветание». Он выделяет восемь ключевых сфер предприятия, для которых необходимо устанавливать цели:

  • рыночное положение;
  • инновации;
  • производительность;
  • материальные и финансовые ресурсы;
  • прибыльность;
  • работа и обучение менеджеров;
  • работа рядового персонала и отношения с ним;
  • ответственность перед обществом.

Очевидно, что достижение целей для каждой из этих сфер крайне затруднительно как при отсутствии достоверных сведений и фактов, так и при хаотичном потоке информации, который не может быть упорядочен без качественных механизмов сбора, обработки и анализа данных. Более того, специфика деятельности, повторяемость процессов и опыт работы конкретного предприятия требуют формирования и коллективного использования корпоративных знаний. На решение этих задач прежде всего и направлены передовые информационные технологии (IT).

IT-индустрия, будучи флагманом рынка высоких технологий, во многом определяет уровень развития производства и ведения бизнеса в современных условиях. Но если раньше ее роль в силу уровня зрелости технологий и готовности предприятий к их внедрению носила скорее вспомогательный характер, то теперь ситуация изменилась кардинально. Новые технологии, став катализатором роста на рынке производства и потребления, быстро размывают границу между тактическими и стратегическими решениями. Многие решения (в том числе и рутинные), которые всегда считались тактическими, буквально с каждым днем трансформируются в стратегические с далеко идущими последствиями. Они оказывают огромное воздействие на деятельность всего предприятия и нередко становятся решениями «высшего порядка». Новые инструменты, созданные IT-индустрией, становятся ключевыми, особенно на стадиях анализа проблем и разработки альтернативных вариантов их решения.

Взаимовлияние, взаимопроникновение бизнеса и информационных технологий, иными словами, их конвергенция начала формироваться практически с самого начала появления основы IT-индустрии — компьютеров и программного обеспечения. История автоматизации предприятий уходит своими корнями в далекие 1960-е, но тогда это были только первые робкие шаги. 1970-е прошли под знаком мэйнфреймов и вычислительных центров, заложили фундамент централизованной обработки информации. 1980-е открыли эру персональных компьютеров и сделали доступными достижения IT-индустрии самому широкому кругу пользователей.

Одной из первых попыток наладить информационные потоки, по крайней мере, для высшего руководства компаний, стали управленческие информационные системы (УИС). Появившись в конце 1980-х годов, такие системы предоставляли руководству предприятий возможность получать информацию о производстве и сбыте достаточно быстро, без длительного ожидания специальных отчетов.

Как отмечает Билл Гейтс в своей книге «Бизнес со скоростью мысли» (М.: ЭКСМО-Пресс, 2001), «идея, лежащая в основе УИС, была правильной, но круг их пользователей ограничивался высшим руководством и они не были связаны с другими информационными системами компании». При внедрении УИС у руководителей все больше возникало вопросов к подчиненным, а у тех не было соответствующей информации, чтобы на них отвечать.

С появлением персональных компьютеров, инструментов быстрой разработки приложений и развитых графических интерфейсов управленческие информационные системы в конце 1990-х годов развились в корпоративные информационные системы (КИС), которые также называют системами контроля эффективности. Новые КИС предусматривают предоставление информации более широкому по сравнению с УИС кругу сотрудников компании. По мере того, как поставщики КИС переходили на стандартные платформы и инструменты, менялась их роль в бизнесе. Главная ценность того, что они сегодня предлагают, — это уже не сами приложения, а помощь компаниям в осознании решаемых ими задач.



1 из 9 Модели развития бизнеса