АВТОМАТИЗАЦИЯ СБОРКИ ГИДРОЗАМКА КГУ3.020ПР-01 НА БАЗЕ АВТОМАТИЧЕСКИХ ЛИНИЙ РОТОРНОГО ТИПА

Ивасюк М.Л.*(ДонНТУ, г.Донецк, Украина)


Решение задачи повышения производительности труда при наименьших затратах общественного труда непосредственно связано с широким внедрением принципиально новых машин, обеспечивающих высокую степень автоматизации и непрерывности производства, так называемых роторных и роторно-конвейерных машин, в которых транспортное движение предметов обработки непрерывно ине ограничивается технологическими факторами.
Большая доля затрат времени на сборочные работы в общей трудоёмкости изготовления машин и длительность общего цикла сборки делают особенно актуальной проблему автоматизации сборочных работ. Значение решения этой проблемы определяется не только задачами повышения качества продукции, экономичности её производства и повышения производительности труда, но связано также с решением важнейшей социальной задачи - уменьшения, а затем и ликвидации утомительного физического ручного труда, достигающего в сборочных процессах 70-80%.
В качестве примера автоматизации сборочных процессов рассмотрим автоматизации сборки гидрозамка на автоматической роторной линии. В настоящее время сборка данного гидрозамка (рис.1),

сборочный чертёж гидрозамка

Рисунок 1 - Сборочный чертёж гидрозамка КГУ3.020ПР-01

используемого в секциях шахтных крепей КМТ,1КД80 (рис.1), осуществляется с помощью частично механизированного и частично автоматизированного ручного труда. Так, автоматизированной частью сборки гидрозамка является сборка резинового кольцевого уплотнения 5 и цилиндрической детали - толкателя 10[1].
Существующие способы сборки деталей и оборудование, позволяющее их реализовать, не дают возможность автоматизировать весь процесс сборки исследуемого изделия в целом. Следовательно, целью проведенных исследований была разработка технологического процесса сборки гидрозамка одностороннего КГУ3.020ПР-01 на базе автоматических линий роторного типа.
Гидрозамок односторонний состоит из таких деталей, как корпус, поршень, толкатель, втулка и золотник, комплектуемые совместно с прокладками и кольцами, также в состав изделия входит 2 цилиндрические пружины, втулка (без уплотнительного кольца) и гайка. Перед сборкой все детали необходимо промыть, чтобы их чистота соответствовала требованиям. К гидрозамку предъявляются высокие требования, следовательно, необходимо соблюдать такие положения, как: резиновые и защитные кольца и место их установки необходимо смазывать маслом И-20А ГОСТ 20799-75, не допускается их перекручивание и повреждение; при сборке гайку заворачивать моментом не менее 50Нм до упора.
Сборка данного изделия производится в следующем порядке. В корпус 4, на который одеты два резиновых кольца 17, вставляется предварительно собранный сборочный узел, состоящий из поршня 1 с уплотнительным кольцом 16 и толкателя 10 с кольцом; в канавку между корпусом и поршнем вставляется стопорное кольцо 2. Далее производится вставка в полученную сборочную единицу пружины 8. Втулка 11 совместно с кольцом 15 устанавливается в корпус до упора, а потом золотник 6 совместно с резиновым кольцом 14 и прокладкой 5 устанавливается в данный сборочный узел до резинового кольца. Затем последовательно вставляется втулка 7, пружина 12 и закручивается гайка 9 до упора.
На основании этого составлена автоматическая роторная линия сборки данного изделия (рис.2) согласно принципам [2,3].

Схема автоматической роторной линии сборки гидрозамка

Рисунок 2 - Схема автоматической роторной линии сборки гидрозамка:
ЗР - ротор загрузки; ТР - технологический ротор; ТрР - транспортный ротор

Промышленное применение данной линии позволит в сравнении с используемым ранее раздельным оборудованием и ручным трудом значительно повысить производительность, существенно снизить трудоёмкость и продолжительность производственного цикла, сократить производственную площадь и численность рабочих. Проведенные исследования позволяют создавать новые способы сборки, разрабатывать новые конструкции автоматических роторных линий.

Список литературы: 1.Ищенко А.Л. Разработка технологического и структурного обеспечения проектирования высокопроизводительных процессов и систем сборки непрерывного действия. Дис. на соис... канд.техн.наук - Донецк, 1999 - 200 с. 2.Клусов И.А. Проектирование роторных машин и линий: Учеб.пособие для студентов машиностроит. спец. вузов - М.: Машиностроение, 1990 - 320 с. 3.Кошкин Л.Н. Автоматические линии роторного типа: Конструкции, расчёт и проектирование / А.Н. Кошкин, И.А. Клусов, В.В. Прейс - Тула, ЦБТИ, 1961 - 198 с.


* - под руководством проф.к.т.н. Михайлова А.Н.


Ивасюк М.Л. Автоматизация сборки гидрозамка КГУ3.020ПР-01 на базе автоматических линий роторного типа. Сборник трудов магистрантов Донецкого национального технического университета. Выпуск 3. - Донецк, ДонНТУ Министерства образования и науки Украины, 2004 г.