Авторы: 
Герасенко М.Н., Маслов М.О., ЭМФ
Руководитель д.т.н. проф. Панкратов 
В.В.
Наиболее 
перспективной электрической машиной для промышленного использования является 
асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором (АД). Он компактен, имеет малую 
массу на единицу мощности, прост и надежен в эксплуатации. Этим и обусловлено 
то, что АД всегда был и продолжает оставаться самым массовым из двигателей, 
применяемых в промышленности. Однако раньше он применялся в основном для 
нерегулируемых электроприводов насосов, вентиляторов и т.д., а для регулирования 
производительности таких механизмов применялись различные механические средства 
(например, заслонки в трубопроводах), что приводило к дополнительным потерям 
энергии. Регулируемый же привод переменного тока традиционно проигрывал по своим 
характеристикам приводу постоянного тока.
В начале 70-х гг. 20 века в работах 
Ф. Блашке был сформулирован принцип построения систем автоматического 
регулирования АД, ориентированных по вектору потокосцепления ротора . При этом 
вращающий момент двигателя определяется только "поперечной" составляющей , а 
магнитный поток - только "продольной" составляющей вектора токов статора. Такое 
управление позволяет динамические характеристики частотно-регулируемого АД в 
системе отсчета, строго ориентированной по вектору , сделать подобными 
динамическим характеристикам компенсированного двигателя постоянного тока с 
независимым возбуждением.
Системы электропривода, построенные по принципу 
векторного управления, позволяют максимально реализовать в общепромышленном 
электроприводе потребительские свойства АД и обеспечить низкую чувствительность 
динамических и статических характеристик системы к изменениям параметров и 
внешним воздействиям. В них легко реализовать различные законы оптимального (по 
энергетическим показателям) управления, также удаётся обойтись без датчиков 
скорости и положения.
Важно, что законы векторного управления включают в себя 
алгоритмы текущей идентификации неконтролируемых координат и переменных 
параметров двигателя по "полной" модели электромагнитных процессов АД, 
позволяющие получать достоверную информацию об опорном векторе потокосцепления 
ротора и осуществлять адаптацию всей системы электропривода к изменениям 
параметров, например, активных сопротивлений обмоток двигателя. Однако для 
корректного функционирования этих алгоритмов и обеспечения астатизма системы 
управления по нагрузке необходима информация об условно постоянных параметрах 
АД, а также о начальных приближениях оценок существенно переменных параметров, 
что требует предварительной идентификации указанных величин. Данной проблеме и 
посвящена настоящая работа.
В докладе представлены исходные положения и 
постановка задачи синтеза алгоритма предварительной идентификации параметров АД 
в системе векторного управления, приведены полученные расчетные соотношения, 
обсуждается блок-схема алгоритма реализации процедуры идентификации в 
контроллере электропривода.