Определение допустимого тока статора закрытого асинхронного двигателя в повторно-кратковременных режимах с электрическим торможением
Постановка проблемы. Повторно-кратковременные режимы с электрическим торможением (S5 по ГОСТ 183-74) достаточно широко распространены в электроприводах, в которых необходима точная остановка двигателя. Эти режимы отличаются от повторно-кратковременных режимов S4 только тем, что в конце рабочего периода происходит электрическое торможение и в обмотках выделяется тепловой импульс пропорциональный потерям энергии от проходящих по ним токов. Методы определения допустимого тока обмотки статора в режимах S4 отработаны и дают удовлетворительные результаты, в частности [1, Бурковский А.Н. и др.;1978]. Для того, чтобы этот метод можно было применить для расчетов в режимах S5, необходимо достаточно точно определить величину потерь энергии в обмотках в режиме электрического торможения.
Анализ публикаций и исследований. В общем случае, определение потерь электроэнергии ΔWэ в асинхронном электродвигателе при переходных процессах представляет собой сложную задачу (ΔWэ=0∫tΔРdt). Суммарные потери мощности(ΔP) оказываются сложной функцией, зависящей от нагрузки на валу, от механической и электромагнитной инерционности двигателя и т. п.
Если способ определения потерь электроэнергии в обмотках асинхронного двигателя (АД) при пуске достаточно отработан и дает удовлетворительные результаты, то способы определения потерь электроэнергии при электрическом торможении недостаточно отработаны. В известной монографии [2, «Основы автоматизированного электропривода» (М.Г.Чиликин и др., М.Энергия,1974)] приведена формула для расчета потерь энергии в обмотках АД при торможении противовключением двигателя, работающего на холостом ходу:
где J - суммарный момент инерции привода,
ω0 - угловая частота холостого хода;
R1, R2' - сопротивление обмотки статора и приведенное сопротивление обмотки ротора.
Это однако не дает информации о потерях энергии в обмотках при торможении АД, работающего под нагрузкой.
-
Цель статьи. Разработать способ расчета допустимого тока обмотки статора в повторно-кратковременных режимах с электрическим торможением.
-
Результаты исследований. Для получения информации о величине потерь энергии в обмотках при торможении противовключением АД, работающего под нагрузкой, была произведена обработка осциллограмм пуска и торможения в режиме S5 взрывозащищенного двигателя В100L-4 (Р2н= 4кВт; nн= 1440 об/мин), нагруженного машиной постоянного тока (рис.1), при различных величинах коэффициента инерции FJ. Результаты обработки указанных осциллограмм приведены в таблице 1.
Таблица 1.
| Мощность Р1 (кВт) | Коэф. инерции FJ | Время пуска tп(с) | Время торможения противовкл. tт.пр(с) | Величина эквивал. тока статора I1э (А) | Суммарное Iэ2Δt; (А2с) | ||
| пуск | тормож. | пуск | тормож. | ||||
| 4.9 | 4.2 | 0.22 | 0.14 | 39.6 | 54.4 | 345 | 414.8 |
| 4.95 | 6.2 | 0.28 | 0.16 | 42.2 | 52.2 | 499.6 | 438.5 |
| 4.9 | 10.2 | 0.48 | 0.28 | 35.3 | 53.2 | 589.4 | 792.9 |
- суммами средних величин при различных значениях скольжения S) получено, что суммарное количество энергии в обмотках двигателя В100L-4 за пуск при FJ =4.2 составляет ΔАn∑=2073втс. Данные таблицы 1 показывают, что при торможении противовключением эта величина близка к аналогичной при пуске и несколько выше от нее ,
т.е. ΔАТ∑≈1,2ΔАn∑= 1,2 х 2073= 2492втс.


) раз больше реальной величины, полученной с помощью данных осциллографирования.
;
(с) - продолжительность рабочего цикла в повторно-кратковременном режиме;