Ю.А. Рогожин (Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности)
Безопасность труда в промышленности, 1998, №3, с.34-37.

ИЗМЕРИТЬ АВАРИЮ

1. Введение
В последнее время средства массовой информации все чаще сообщают о тяжелых авариях на атомных станциях и на химических производствах. Технический прогресс для широких кругов населения неотъемлемо связан с трагедиями в Бхопале и Чернобыле. При этом в сознании людей все более укрепляется мнение о том, что специалисты (атомщики, химики и пр.) скрывали и продолжают скрывать информацию о состоянии безопасности на «своих» объектах. В таких условиях каждое, даже малозначительное, происшествие на потенциально опасных производствах может обрасти всевозможными слухами и вызвать панику среди населения.

Между тем, в объективной информации о масштабах и возможных последствиях инцидентов в промышленности нуждаются также федеральные и местные органы для принятия адекватных и своевременных решений по противоаварийным мероприятиям (в том числе по эвакуации населения из угрожаемой зоны). В этих случаях не имеет смысла сообщать населению данные актов расследования и отчетов, предназначенных для специалистов, с техническими подробностями происшествий. Потребителей информации интересует лишь оценка случившегося с точки зрения ущерба или степени риска для окружающей среды и населения в ближайшее время и в определенном будущем.

Аналогичная проблема возникла уже давно в связи со стихийными бедствиями, которые угрожают населению в неменьшей степени, чем технические аварии. В ответ на возникшие потребности для оценки стихий разработаны шкалы: 12-балльная — для силы ветра и 9-балльная — для землетрясений. Хотя для каждого уровня как первой, так и второй шкалы имеются точные количественные определения (по скорости ветра, вибрационному ускорению грунта), пользователям этих шкал знать их не обязательно. Для них имеются качественные критерии: как ведут себя деревья на ветру или предметы в комнате при воздействии подземных толчков.

Необходимость разработки шкалы технических событий впервые была осознана в атомной энергетике в 1979 г. после аварии на Три-Майл-Айленд. После чернобыльской катастрофы 1986 г. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) предприняло попытку координации национальных разработок, что завершилось построением в 1989 г. Международной шкалы тяжести событий на атомных станциях (английская аббревиатура — INES). С сентября 1990 г. INES стала официально использоваться в СССР.

В 1992 г. шкала INES с несущественными доработками была распространена на все ядерные объекты, в том числе на предприятия ядерного топливного цикла (ПЯТЦ). Однако при этом оказались не учитываемыми специфические особенности аварий на ПЯТЦ с выбросом вредных химических веществ. Хотя с позиций охраны здоровья населения и природной среды радиационная опасность принципиально не отличается от химической опасности, если не детализировать специфическую реакцию живых организмов.

Очевидна необходимость шкалы инцидентов в промышленности, принимающей во внимание все виды опасностей и учитывающей все формы вреда для здоровья людей и для состояния среды их обитания. Попытка разработки такой шкалы была предпринята в Научно-техническом центре Госатомнадзора России и в № 5 журнала «Безопасность труда в промышленности» за 1993 г. был опубликован первый вариант общепромышленной шкалы аварий. После обсуждений и обкатки на реальных инцидентах на суд специалистов в конце 1996 г. была представлена шкала для промышленности (ШКАП).

2. Международная шкала событий на ядерных объектах
Шкала INES имеет восемь уровней (от 0 до 7) оценок, причем наибольший балл получила пока лишь одна авария — та, что произошла в Чернобыле. На нижних уровнях (баллы 1, 2 и 3) события называются «инцидентами» (происшествиями), а на верхних (баллы от 4 до 7) — «авариями». События, не существенные с точки зрения безопасности, классифицируются как «ниже шкалы» (уровень 0) и называются «отклонениями». События, не связанные с безопасностью, считаются выходящими за рамки шкалы (их именуют «вне шкалы»).

В последние годы пресса стала регулярно сообщать о разного рода нарушениях на АЭС и об их оценке «по международной шкале». Чаще всего эти оценки оказываются «ниже шкалы», хотя в результате случившегося ядерный энергоблок надолго выводится из эксплуатации. Общественность недоумевает, хотя здесь нет злого умысла. Все дело в том, что INES учитывает лишь те нарушения в работе АЭС, которые привели либо "при неблагоприятных ситуациях могли привести к радиационным воздействиям на персонал, население или природную среду. При этом не учитываются, во-первых, несчастные случаи, которые могут произойти на АЭС по иной, чем радиационное облучение, причине (положим, в результате поражения электрическим током, острым паром, осколками разорвавшихся сосудов, работающих под давлением, и т.п.). Во-вторых, отсутствует критерий, учитывающий экономический ущерб от аварии. Между тем сутки простоя лишь одного энергоблока-«миллионника» на АЭС обходятся государству в несколько миллиардов рублей.

К чему это может привести? Предположим, на заводе по радиохимической переработке ядерного топлива произошла авария, в результате которой в окружающую среду было выброшено значительное количество слабо радиоактивного, но весьма ядовитого газа. По шкале INES эта авария будет оценена низким баллом, поскольку она не имеет серьезных радиационных последствий. Убаюканное такой оценкой население не позаботится принять профилактические меры - и поплатится своим здоровьем.

3. Классификация аварий и несчастных случаев в промышленности
В Инструкции по техническому расследованию и учету аварий..., утвержденной Госгортехнадзором СССР в 1985 г., аварии классифицированы по категориям в зависимости от последствий для различных отраслей народного хозяйства. Технические аварии в инструкции разделены на две категории. К первой относятся аварии, в результате которых полностью (частично) выведено из строя производство, а также аварии, происшедшие в производственных зданиях, сооружениях, включая аппараты, машины, оборудование в горных выработках, отразившиеся на работе предприятия в целом, отдельных его производств или технических единиц.

Ко второй категории относятся аварии, в результате которых произошло разрушение либо повреждение отдельных производственных сооружений, аппаратов, машин, оборудования, горных выработок, повлиявшие на работу участка (цеха), объекта, приведшие к простою производственных мощностей или снижению объемов производства и вызвавшие простой более одной смены.

В химической промышленности к первой категории относятся аварии с экономическим ущербом выше 3 млн. руб. (в ценах 1989 г.). Ко второй — аварии, экономический ущерб от которых составляет от 500 тыс. до 3 млн. руб.

Кроме указанных двух категорий, ранее существовало понятие «некатегорийной аварии». Оно до сих пор используется в некоторых ведомственных инструкциях. Например, в нефтяной промышленности некатегорийной аварией считается внезапное повреждение работающего оборудования из-за отказа, излома, преждевременного нарушения цикла, в стадии технологического процесса или технологического режима, порчи или потери продукции, создавшее потенциальную опасность для здоровья и жизни человека и требующее для ее ликвидации дополнительные средства.

В Положении о расследовании отказов газовых объектов Газпрома России установлены единый порядок и организация рассмотрения отказов оборудования, как не повлекших, так и повлекших за собой несчастные случаи.

По своему характеру инциденты на газовых объектах делятся на две группы: аварии и неисправности, по тяжести последствий аварии — на четыре категории.

В 1989 г. утверждено Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве при выполнении служебных обязанностей (в том числе во время командировки), а также при совершении каких-либо действий в интересах предприятия, хотя бы и без поручения администрации.

Специальному расследованию подлежат: групповой несчастный случай, происшедший одновременно с двумя или более работниками, независимо от тяжести телесных повреждений; несчастный случай со смертельным исходом.

Как следует из сказанного, в отечественной промышленности используется несколько систем классификации аварий и инцидентов, в том числе узковедомственных. Несмотря на ряд различий, все они предназначены для расследования причин и выявления виновников аварий или несчастных случаев на производстве. При этом отдельно рассматриваются аварии с несчастными случаями и без них. К сожалению, отсутствует единая методика оценки тяжести технических аварий, учитывающая как ущерб для предприятия, так и для здоровья персонала.

Необходимо подчеркнуть, что все действующие ныне методики расследования технических аварий в стране распространяются только на территорию предприятий и не затрагивают последствий аварий для здоровья населения или состояния окружающей среды.

Будучи предназначенными для решения производственных задач, отечественные системы классификации аварий и инцидентов в промышленности оказались непригодными для информирования общественности и органов власти о тяжелых авариях с опасными последствиями для окружающей среды.

4. Шкала аномальных событий в промышленности
Приступая к разработке шкалы аномальных событий в промышленности, разработчики исходили из следующих основных положений:
для разрабатываемой шкалы следует взять за основу шкалу INES хотя бы потому, что она получила наиболее широкое распространение, причем не только для информирования общественности. Кроме того, нельзя не признать, что 1NES достаточно хорошо проработана в методическом плане и имеет полное описание и детальные инструкции по ее применению;
количество уровней шкалы должно быть увеличено с тем, чтобы получить возможность дифференцированной оценки происшествий и нарушений, не представляющих серьезной угрозы для безопасности объекта ПЯТЦ;
критерий «Нарушение защиты в глубину» (Defence-in-Depth degradations) должен быть расширен за счет более детальной оценки организационных нарушений технологических режимов и ухудшения надежности защитных систем;
целесообразно объединить «критерий воздействия за пределами площадки» (Off-Site Impact) и «критерий воздействия на площадке» (On-Site-Impact), поскольку совершенно очевидно, что каждый из них оценивает радиационные последствия инцидента, происшедшего на площадке;
специфический характер производства на предприятиях ядерного топливного цикла (в частности, на радиохимических заводах) требует учета и мер противодействия химической (токсической) опасности.

Если согласиться, что разрабатываемая шкала в конечном счете должна способствовать охране здоровья персонала и близживущего населения, то в нее необходимо включить критерий, оценивающий химическую опасность инцидентов на промышленном предприятии.

Несмотря на очевидные отличия от шкалы INES, новая шкала совместима с INES. Оценки по обеим шкалам совпадают в случаях инцидентов и аварий с «чисто» радиационными последствиями, т.е. без заметных химических выбросов и серьезных производственных травм. Упомянутую совместимость удалось достичь за счет введения в ШКАП отрицательных оценок, которые используются для дифференцирования относительно мелких нарушений.

Предложенная система оценок — существенно новая шкала для количественной оценки аномальных событий на промышленных предприятиях с точки зрения их потенциальной или уже реальной опасности для окружающей среды и здоровья производственного персонала и населения, проживающего в окрестности предприятия. Автор был бы признателен заинтересованным специалистам за замечания и предложения, направленные на усовершенствование этой шкалы.