Бобкова А. Г. - библиотека

Бобкова А.Г. Правовое обеспечение рекреационной деятельности

Рекреационными в научной литературе принято называть общественные отношения по удовлетворению потребностей граждан в отдыхе, восстановлении общественных и духовных сил, использованию для этого природных и других ресурсов. В настоящее время рекреационные отношения являются предметом изучения различных отраслей науки, однако в юриспруденции им уделяется незначительное внимание. В то же время актуальность правовых исследований таких отношений обусловлена их значимостью для оздоровления населения, необходимостью сохранения и рационального использования природных ресурсов. Рекреационное законодательство в настоящее время находиться в состоянии развития и представлено множеством нормативных актов. Перечень их приведен в конце раздела. Рассмотрим понятие рекреационных ресурсов и их основные виды, которые на сегодняшний день зафиксированы в законодательстве Украины.
Рекреационные ресурсы - это совокупность природно-климатических, бытовых, культурных, оздоровительных, познавательных, исторических и иных ресурсов, которые используются либо могут использоваться для предоставления рекреационных услуг в процессе рекреационной деятельности.
Рекреационные ресурсы целесообразно разделить на две группы:
  • природные рекреационные территории и ресурсы (рекрационные, курортные, лечебно-оздоровительные зоны, иные природные территории, объекты, комплексы, использование которых возможно в рекреационных целях);
  • рекреационные социально-бытовые ресурсы (строения, сооружения, архитектурные и строительные комплексы, другие объекты социально-культурного назначения, используемые для рекреациооных целей).
Природные рекрационные территории - это часть пространства окружающей природной среды, предназначенная для массового отдыха населения, для восстановления жизненных сил и здоровья людей. К ним относятся:
  • Рекреационные, курортные, лечебно-оздоровительные зоны;
  • земли рекреационного, историко-культурного и частично природоохранного назначения;
  • отдельные участки земель лесного, водного фонда;
  • иные рекрационные территории, комплексы,пригодные для использования в целях рекреации.
Природные рекрационные ресурсы - это природные курортные, лечебные, оздоровительные ресурсы и факторы, пригодные для использования с целью восстановления и укрепления здоровья людей.
К природным лечебным ресурсам относятся месторождения полезных ископаемых минерального и органического происхождения, оказывающие на организм человека лечебный эффект и пригодные для промышленного освоения (минеральные воды, лечебные грязи).
К природным оздоровительным ресурсам относятся природные образования, формирующие особые ландшафтные и микроклиматические условия в регионе, оказывющие на организм человека оздоровительный эффект (парки, пляжи, лесопарки, лесные и горные массивы).
К природным оздоровительным факторам относятся природные явления, присутствующие и происходящие в конкретной местности в наиболее оптимальных для организма человека концентрациях и сочетаниях - продолжительность и интенсивность солнечного излучения, влажность воздуха, температура окружающей среды. Для правового режима природных рекреационных территорий характерно:
  • наличие общего и специального правового регулирования их использования и охраны;
  • направленность на обеспечение специальной цели - восстановление жизненных сил и здоровья человека;
  • запрещение хозяйственной и иной деятельности, вредно влияющей на окружающую природную среду ,какие-либо изменения природного ландшафта;
  • запрещение любых действий, нарушающих общественные рекреационные интересы при их использовании;
  • установление специального порядка их создания, ограничение права пользования ими;
  • общегосударственный характер собственности на них;
  • установление дополнительных обязанностей пользования ими;
  • смешанный характер их правового режима.
В Законе Украины "Об охране окружающей природной среды" дано понятие рекреационной зоны. Рекреационная зона - это участки суши или водного пространства, предназначенные для организованного массового отдыха и туризма. Создание рекреационных зон на участках лесного фонда регулируется нормами лесного законодательства (Лесной кодекс Украины, Положение Кабинета Министров УКраины от 21.07.1995 "Об утверждении порядка разделения лесов на группы, отнесение их к категории защитности и выделения особо защитных земель участкв лесного фонда" и др). Согласно ст.3 Лесного кодекса Украины рекреационная функция леса признается за преобладающую, а рекреационное лесопользование рассматривается как обязательное условие восстановления сил и здоровья человека, повышение трудового потенциала общества. Особенности режима рекреационного использования ресурсов (в т.ч. лесопользования) отражены в Законе Украины "О природно-заповедном фонде Украины", в частности для зон регулируемой и стационарной рекреации национальных природных и региональных ландшафтных парков, экспозиционных зон ботанических садов, дендрологических парков, рекреационных зон зоологических парков (ст 21-38 указанного закона). Так, зона регулируемой рекреации может использоваться для краткосрочного отдыха и оздоровления населения, осмотра особо живописных и памятных мест, устройства и оборудования туристических маршрутов и экологических троп; зона стационарной рекреации - для размещения гостиниц, мотелей, кемпингов, иных объектов обслуживания посетителей парка, кроме осуществления любой деятельности, которая может вести к ухудшению состояния среды и снижению рекрационной ценности. При пользовании отдельными рекрационными территориями разрабатывются допустимые границы рекрационной нагрузки. Допустимой рекрационной нагрузкой в научной литературе считается предельная вместимость территории для обеспечения нормальных условий отдыха без нарушения восстановительных свойств природных комплексов. Эти границы определяются нормативами рекрационной нагрузки относительно функциональных зон (лесной, лесопарковой, парковой), или в зависимости от величины города. По функциональным признакам для лесных территорий установлениы нормативы от 1 до 10 человек на гектар; для лесопарковых - от 8 до 20 человек; для парковых - от 20 до 150. Кроме установления предельных размеров рекрационной нагрузки представляет интерес лимитирование, которое предусмотрено для использования природных ресурсов в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда общегосударственного значения. При этом установление лимитов на использование природных ресурсов в оздоровительных, рекрационных и образовательно-воспитательных целях предусматривает определение границ территорий и количества рекрантов с учетом степени рекреационной нагрузки на эти территории. Лимит на данный вид использования природных ресурсов может быть краткосрочным - до 1 года, и долгосрочным - от 1 до 10 лет, в зависимости от категории территорииили объекта, установленного режима его охраны, использования и нарушения его природных комплексов. В результате всего выше сказанного можно сделать вывод, что рекрационное право - это совокупность норм, регулирующих рекрационные отношения с целью обеспечения эффективного функционирования рекрационного хозяйства, рационального использования и охраны рекрационного фонда, реализации прав граждан на отдых, восстановление основных жизненных сил. Рекреационное право является подоотраслью хозяйственного и экологического права, т.к. правовые инструменты именно этих отраслей являются базовыми для ее формирования. Также в формировании рекрационного права значительная роль принадлежит научным исследованиям. В этом смысле рекреационное право представляет собой совокупность теорий, научных подходов, знаний о рекреационных отношениях. В последние 10 лет вопросы рекреации и ее правового регулирования ставились неоднократно, признавалась необходимость их специального регулирования, однако решены не были. Были приняты отдельные нормативные акты, которые решали отдельные вопросы в этой области, но не проблему. В результате была накоплена большая база нормативных документов, которая нуждается в систематизации и обобщении. Основными этапами систематизации рекрационного законодательства являются:
  • принятие концепции формирования правового регулирования рекрационной деятельности;
  • принятие Закона Украины "О рекреационном фонде Украины";
  • внесение изменений и дополнений в другие нормативные акты действующего законодательства;
  • разработка правового регулирования осуществления рекреационной деятельности на отдельных территориях.
Общие положения законодательства о рекрационной деятельности