КОНВЕРСИЯ

Фронт работ на 15 лет

в Беларуси скоро появится новая отрасль промышленности

Татьяна ПАСТЕРНАК, Витебск

1 октября в Беларуси должно бело быть торжественно открыто новое производство. Торжество пока отложено. Но строительство нового центра по утилизации авиационных бомб в деревне Прудок, что недалеко от поселка Городок Витебской области, завершается. Корреспонденту <БДГ> удалось побывать на этом закрытом объекте.

Предприятие по утилизации военных боеприпасов относится к разряду особо опасных производств и, понятно, что проникнуть туда непросто. Строительная площадка находится на территории охраняемой воинской части, производственные корпуса обнесены колючей проволокой, окружены лесом и болотом. Сам цех по утилизации скрывается за насыпными валами, которые служат не столько защитой от любопытных глаз, сколько мерой безопасности от последствий возможного взрыва. Перестраховка в данном случае - дело нужное, ведь речь идет об авиационных бомбах, содержащих до тонны взрывчатых веществ.

Производственная площадка предприятия занимает территорию в 2,2 гектара. Раньше это была зона охранного периметра воинской части. Строители, по их словам, у природы ничего не взяли - сохранил и все деревья, которые стоят вплотную к заграждению и, опять же, служат защитным щитом. Близлежащие деревенские постройки находятся на расстоянии 800-1000м. Но местные жители не высказывают особ ого беспокойства по поводу строящегося объекта, хотя на уровне районной и областной властей опасения были. Здесь хорошо знают о случае, который произошел на СП <Белконверс>, занимавшемся утилизацией артиллерийских снарядов, когда погибло 4 человека. Поэтому директору дирекции промышленной утилизации боеприпасов Анатолию Абражевичу приходилось детально рассказывать, что собой будет представлять новое производство, чем оно опасно и для чего необходимо.

Арсенал

Не секрет, что Беларуси в наследство от бывшего Союза осталось огромное количество боеприпасов, хранящихся еще с послевоенного времени (речь, по словам специалистов, идет о миллионе тонн). Все склады и арсеналы располагались поблизости от западной границы, и сегодня они сами по себе представляют опасность. Все, что можно было продать, - продано. Но осталось большое количество боеприпасов (называется цифра в 60 тысяч тонн), давно снятых с вооружения и подлежащих уничтожению. Раньше их взрывали на полигонах в Сибири. Но теперь и Сибирь в другом государстве, и задача поставлена по-другому: не просто уничтожить боеприпасы, а, что возможно, использовать для нужд народного хозяйства.

В 1996 году было принято соответствующее постановление правительства и разработана программа утилизации, реализация которой была поручена Белорусскому научно-производственному концерну порошковой металлургии. Решено было построить два концерна: в Добруше - для утилизации артиллерийских снарядов и в Прудке - для авиационных бомб. Ведь ранее в Беларуси не было такой отрасли, как снаряжательная промышленность, которая традиционно имеет при себе и цеха утилизации. В России, например, те, кто <начинял> бомбы, тот их сегодня и утилизирует. Нашей же стране пришлось все начинать с нуля. Был (теперь говорят, что неудачный) опыт совместного американо-англо-белорусского производства <Белконверс>. Но за время своей работы СП вывезло за границу ценные металлы, но оставило после себя 40 тонн пульпообразного тротила, который теперь необходимо вторично утилизировать. <Белконверс> приказал долго жить, а проблемы остались. Одна из них - технология утилизации. Западные не предполагают дальнейшего использования сырья. Поэтому было решено обратиться к российским коллегам.

Новая отрасль промышленности

Суть выбранной технологии такова: взрывчатое вещество вымывается парафином, который нагревается до определенной температуры и подается через форсунку в отверстие боеприпаса. Затем масса вытекает в разделитель, где от нее отделяется тротил. На выходе получается промышленно-взрывчатое вещество, которое затем можно использовать в добывающей промышленности. В Беларуси, кстати, около десятка предприятий используют взрывчатку и платят по $ 400 за тонну... Плюс металл, который тоже необходим многим производствам. Получается, что утилизация боеприпасов будет работать на нужды народного хозяйства.

Вся проектная документация и технико-экономические обоснования нового производства прошли экспертизу экологических служб. К примеру, чтобы исключить попадание тротила в воздух, на производстве будут использованы специальные закрытые шкафы и фильтры. Для снарядов, снаряженных помимо тротила другими смесями, предусмотрено дистанционное управление процессом утилизации. К тому же, цех снабжен телевизионными системами, что предполагает работу в отсутствии людей.

Взрывоопасно!

Безопасность - прежде всего - это главный девиз производства. Касается он и предотвращения хищений взрывчатых веществ. Весь персонал проходит специальную проверку в КГБ, МВД, у психиатров, наркологов, в военной контрразведке. Желающих работать на производстве немало: и ставки здесь повыше, чем в среднем на Витебщине, да и безработных в области немало. А поскольку специалистов такого профиля в республике нет, то все потенциальные работники будут проходить специальное обучение.

Директор центра в Прудке Валерий Дербан был командиром базы хранения. Теперь то, что охранял, будет утилизировать. По его словам, утилизация менее опасна, чем хранение бомб на складе - там они скорее могут взорваться, нежели на защищенном взрывоопасном производстве. Дербан убежден: <Начинаем благородное дело>. И он лучше других знает, что такое авиационные бомбы, которые изготавливались еще в 1946 году.

Аналогичные предприятия по утилизации боеприпасов работают в России уже лет десять. Их опыт и взят на вооружение. Первым делом была заказана проектная документация, закуплено дорогостоящее оборудование, часть его изготавливалась в белорусских НИИ. Все это требовало немалых денег из бюджета. Постоянно возникал вопрос о дополнительных средствах. И сегодня трудно подсчитать, во сколько обошлось Беларуси строительство нового производства.

Строительство в Прудке было поручено Витебскому УПР - государственному предприятию Министерства обороны. Военные строители добросовестно справились с заказом, работали даже при отсутствии финансирования, за счет своих оборотных средств, понимая, что занимаются государственным делом. Ввод в действие центра утилизации в Прудке намечался на 1 октября, но он откладывается до 25 декабря. Связано это с необходимостью дополнительных вложений. Строители уже заканчивают свои работы, и им на смену придут монтажники. Несколько раз посещал объект в Прудке министр обороны Беларуси.

<В этом деле не нужна спешка>, - считают в дирекции по промышленной утилизации боеприпасов. Но если в ближайшие годы число складированных бомб и снарядов уменьшится хотя бы наполовину - это во многом улучшит положение дел. Чтобы утилизировать все арсеналы, имеющиеся в Беларуси, необходимо более пятнадцати лет. А к тому времени уже придут в негодность новые партии. Пока существуют вооруженные силы, подобные центры будут работать. До полной утилизации нам еще жить да жить. И потомкам нашим хватит.

Copyright © " Белорусская деловая газета ",1999