Электронная библиотека

Реализация антикризисной программы в углепроме

ДонНТУ

Взято с сайта http://www.tehnopolis.com.ua/

Лекарство от депрессии. Только реализация антикризисной программы в углепроме может решить социальные проблемы депрессивных регионов... Осуществляемая Министерством топлива и энергетики вместе с региональными администрациями программа оздоровления угольной отрасли направлена на стабилизацию и увеличение добычи угля. Именно она и послужит тем базисом, который позволит угольным предприятиям за счет ритмичного перечисления налогов в местные бюджеты содержать социальную сферу шахтерских городов. Такой вывод сделал на днях в Донецкой области министр топлива и энергетики Сергей Ермилов, комментируя социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в отдельных шахтерских городах восточного Донбасса, в частности Шахтерске, Снежном и Торезе. Крайне тяжелая ситуация в этих населенных пунктах сложилась из-за закрытия неперспективных шахт в процессе реструктуризации угольной отрасли. Как следствие — обострились социальные проблемы, ухудшилась демографическая ситуация и города попали в разряд депрессивных. Понимая, что ситуация в Снежном, Торезе, Шахтерске требует специального подхода и отдельного решения, Минтопэнерго совместно с Донецкой облгосадминистрацией провело 20 июня 2003 года выездную коллегию на которой были проанализированы существующие проблемы и то, как их можно решить, чтобы снять социальное напряжение. Главный акцент в разговоре был сделан на том, что стабилизация и развитие депрессивных городов реальны, но лишь в условиях изменения структуры управления угольной отраслью. В этом случае производство способствует появлению новых резервов, стабилизации добычи, а значит — можно рассчитывать на приход в отрасль негосударственного инвестора. Между тем, поначалу антикризисные мероприятия Минтопэнерго в угольной промышленности долгое время не находили понимания. Как следствие, после долгих дискуссий лишь первый месяц угольная промышленность заработала по новой схеме. И уже есть все основания полагать, что май 2003-го станет последним месяцем падения угледобычи. Причиной ухудшения ситуации в углепроме в первой половине 2003 года донецкий губернатор Анатолий Близнюк назвал то, что в 2002 году отрасль около четырех месяцев работала без государственного финансирования. А отдачу от вложенных уже в этом году средств можно ожидать только со второй его половины. «Минтопэнерго предприняло реорганизацию угольной отрасли, — заявил Анатолий Близнюк. — Мы ее принципиально приняли. Однако открытым остается вопрос принадлежности социальной сферы и дальнейшее функционирование подчиненных Минтопэнерго предприятий, не вошедших в состав вновь созданных госпредприятий по добыче угля». Именно социальным вопросам в Торезе было уделено максимум внимания. Коллегия ясно показала — говорить, что единственная причина тяжелого положения данных городов и районов – закрытие неперспективных шахт, было бы не совсем справедливо. Интересно, что Министерство топлива и энергетики, которое часто упрекают в излишне жесткой позиции в проведении антикризисной программы, на практике уделяет значительное внимание именно решению социальных вопросов. И проведение коллегии Минтопэнерго в Донецкой области хорошо это иллюстрирует. «Мы детально изучили проблемы депрессивных шахтерских городов и регионов, — заявил в своем выступлении в Торезе Сергей Ермилов, — и решили провести коллегию, предусматривающую меры смягчения негативных последствий для них, именно здесь. Мы можем решить проблемы угольной отрасли одним росчерком пера, но некоторые территории этого не переживут. Поэтому, безусловно, реформирование отрасли не будет механическим. Мы помним, что за угольной промышленностью стоят судьбы людей, которые для нас в конечном счете и есть самое главное. Железную логику главы Донецкой облгосадминистрации Анатолия Близнюка также можно понять: «Если на шахте им.Лутугина себестоимость тонны угля 602 гривни, а цена реализации – 137 гривен, то о какой экономике и перспективах предприятия может идти речь? О какой приватизации, акционировании или инвестициях?» «Начавшаяся в конце 2002 года Антикризисная программа в угольной отрасли должна была привести к производственно-экономической интеграции угольных предприятий, – сообщил первый заместитель госсекретаря Минтопэнерго Юрий Ященко. — Однако из-за противодействия на местах этого не произошло. В частности, на полумерах мы остановились здесь, в Торезе…». И это не сулит местным предприятиям ничего хорошего. Как заверил Сергей Ермилов, госпредприятия, которые не используют предоставившегося им шанса и не смогут достигнуть экономической сбалансированности, будут ликвидированы. Для многих шахт это означает физический крах. Впрочем, взгляд на положение вещей в депрессивных регионах за последние несколько месяцев очень сильно изменился. Если еще в декабре прошлого года «угольным реформаторам» приходилось буквально агитировать за движение по пути предложенных реформ в принципе, то уже сейчас позиции оппонентов стали ближе, общение – конструктивнее, а дискуссии ведутся не о том, ЧТО делать, а о том – КАК. Прошедшее совместное выездное заседание коллегий должно многое изменить в судьбе депрессивных территорий Донбасса. В частности, в соответствии с принятым решением Минтопэнерго до 1 сентября 2003 года должно подготовить предложения по внесению изменений в программу «Украинский уголь» по предприятиям Донецкой области. Причем развитие угледобывающих предприятий Снежного, Тореза и Шахтерска предполагается выделить в отдельный раздел. Кроме того, по каждому городу руководство Донецких органов власти и руководители угольных предприятий, при участии Минтоп- энерго, разработают детализированные программы социально-экономического развития, с учетом всех особенностей каждого из них. Специалисты Министерства совместно с управлением угольной промышленности Донецкой ОГА разработает также конкретные мероприятия по финансовому оздоровлению угледобывающих ГП области, в том числе и «Шахтерскантрацита», «Торезантрацита» и шахтоуправления «Снежноеантрацит». Минтопэнерго со своей стороны обещало решить вопрос финансирования затрат, связанных с передачей объектов социальной инфраструктуры угольных предприятий в коммунальную собственность территориальных общин. Предусмотрено и многое другое. Впрочем, в избытке планов нас никто и никогда не мог упрекнуть. С их реализацией всегда было существенно хуже. Хотя есть надежда, что в этом случае слова с делом не разойдутся. Ведь, как метко заметили одни из выступающих на коллегии, «хотя интересы Минтопа и областей не всегда стыкуются, задача у нас все-таки одна…». Многие в регионах уже понимают, что отступать некуда, некогда и главное — незачем. Очевидно, что социальные вопросы шахтерских территорий, в принципе, не могут быть решены раньше экономических проблем угольных предприятий, которые там работают. А предложенное реформирование отрасли — неплохой шанс поправить положение. К тому же, возможно, единственно реальный.