Статья взята с cайта межрегионального общественного экологического движения "Гатчина - Гатчинский Район - Санкт-Петербург - Кронштадт" (Программа " Школьная Экологическая Инициатива"). При поддержке фонда РФФИ
http://www.eco.nw.ru/lib/data/08/1/010108.htm

ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПО АСПЕКТАМ ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(С КОММЕНТАРИЯМИ)

Авторы работ: Ветютнев А.И., Альев Г.А

1. Состояние и причины проблем безопасности

За последнее десятилетие мы являемся свидетелями многообразия, сложности и масштабности катастроф, взрывов и других чрезвычайных явлений в сложной системе человек - машина, что во многих случаях сопровождается гибелью людей и ущербом окружающей природе. Катастрофа на Чернобыльской АЭС, гибель атомной подводной лодки "Комсомолец", неоднократные разрывы нефтепроводов с большим разливом нефти, катастрофы самолетов, транспортных и пассажирских судов на море, взрывы на складах боеприпасов, крупномасштабные пожары на производстве, взрывы с обрушением жилых домов в разных регионах и т.д. - таков лишь малый перечень печальных событий в нашей стране.

Нарастающий лавинообразный поток аварий, катастроф больших и малых во всех сферах: в воздухе, на воде, на земле и под землей в шахтах имеет свои причины. Конечно, абсолютно 100% безопасных производств, устройств, технических систем не существует, однако при максимальном стремлении к безопасности вероятность аварий, катастроф, инцидентов становится малой. Основные причины неудовлетворительного состояния с промышленно-технической, экологической безопасностью можно объединить в три блока. Это технический блок, человеческий фактор, законодательная база. Однако в текущем отрезке времени эти три причины объединены резким падением уровня экономики, отсутствием возможности изготавливать, обновлять технику, производить ее качественный и своевременный ремонт, принимать меры по профилактике и предупреждению аварий и т.д. К сожалению, большинство техники в различных сферах деятельности нашего общества находится на исходе своего жизненного цикла по срокам службы.

Человеческий фактор обострен также резким снижением уровня технологической дисциплины, снижением порогов материальной жизни, в утрате морально-духовных стимулов, порой во вседозволенности поведения, в нарастании криминальных ситуаций, переходящих в реальные угрозы здоровью и жизни человека, обществу.

Третьей причиной является несовершенство, а в ряде случаев и отсутствие законодательной, нормативно-правовой базы, обеспечивающей безо-пасность жизнедеятельности в новой России. Разумеется, содержание каждой из этих причин чрезвычайно обширно, и мы сможем коснуться лишь конспективно некоторых мер обеспечения производственно-технологической, организационно-технической, коммерческой безопасности, составляющих основу промышленно-экологической безопасности в сферах деятельности предприятий, организаций, учреждений, других структур различных форм собственности и организации.

В современных условиях любое производство представляет собой сложную глубоко структурированную систему, включающую в себя средства производства, оборудование контроля, персонал, транспорт, энергоносители, исходные материалы и т.д.

В сложной человеко-технической системе, влияние которой на качество промышленно-технической. экологической безопасности вносит существенный характер, в настоящее время отсутствуют достаточно научно обоснованные критерии и показатели, на основании которых можно судить о безопасности человека и окружающей среды его обитания.

Проблемам обеспечения безопасности в последнее время стали уделять все больше внимания. Это связано, с одной стороны, с ростом числа, масштабом аварий, чрезвычайных происшествий в промышленности, на транспорте, в Вооруженных силах, а с другой стороны, - выходом в жизнь и подготовкой ряда законодательно-нормативных актов, регламентирующих правовые вопросы обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды. Обеспечение промышленно-технической, экологической безо-пасности должно включать в себя целый комплекс организационных, техно-логических и других работ, связанных с функционированием конкретного объекта, в том числе и при его закрытии и утилизации.

2. Основы концепций безопасности

Уровень безопасности в производственных процессах, различных структурах промышленности определяется недопустимостью каких-либо происшествий, связанных с гибелью людей, загрязнением окружающей среды и, разумеется, связан с экономическими расходами на обеспечение технической и физической безопасности. Этот уровень безопасности должен быть предельно высоким, так как в противном случае персонал будет подвержен риску нанесения увечий, получения профессиональных заболеваний или гибели. В таких случаях руководство производственной, промышленной структуры, предприниматели вынуждены будут компенсировать материальные и моральные ущербы, что, безусловно, приводит к снижению показателей эффективности их работы.

Отсюда вытекает необходимость разработки, наличия концепции безопасности объекта с основной задачей обеспечения безопасности персонала населения и защиты окружающей среды от возможных внутренних и внешних воздействий.

В основу концепции безопасности объекта, предприятия, учреждения закладываются мыслимые сценарии аварийных ситуаций, чрезвычайных происшествий, а также последовательное исследование этих процессов, включая возможные исходные события, пути их развития и ожидаемые последствия, меры предупреждения и ликвидации последствий.

Важным в разработке концепции является учет всех этапов жизненного процесса объекта и возникновения при этом возможных опасностей, воздействующих факторов.

В концепции должны быть выявлены области риска для персонала и населения, исходные данные по возможным авариям и происшествиям, обозначены, показаны средства противодействия, защиты от аварий, происшествий.

Концепция безопасности должна исходить из реальности возникновения аварий, происшествий и т.п. и требует сведения вероятности их возникновения к минимуму, максимальной локализации последствий проектных аварий и недопущения катастрофических последствий запроектных аварий. Концепция обеспечения промышленно-экологической безопасности представляет собой систему основополагающих принципов, направленных на создание необходимых условий для защиты человека и окружающей природной среды от опасностей, присущих данному производству, объекту и т.д. Грамотно и обстоятельно разработанная концепция безопасности может оказывать решающее влияние на поддержание стабильности безопасности объекта.

В концепции обеспечения безопасности определяются, как правило, две ее главные части:

В зависимости от характера производственной деятельности опасность может являться постоянно существующим внутренним свойством и трансформироваться в реальный вред для человека и окружающей природной среды через целый спектр возникновения:

Безопасность считается достигнутой, если риск технического ущерба не превышает определенной нормативно установленной величины критерия безопасности. Обеспечение безопасности предусматривает деятельность, направленную на разработку, установление и непревышение критериев безопасности. Практика показывает, что в вопросах обеспечения безопасности нельзя слишком большие надежды возлагать на чисто организационные мероприятия по обеспечению безопасности, поскольку человеку свойственно ошибаться. Приоритет в производственных процессах должен отдаваться таким устройствам, таким технологиям, таким мерам, рассчитанным как на "дурака", так и на "профессора". Наряду с экспериментальными моделями, возможности вычислительной техники позволяют в значительной мере повысить уровень расчетных моделей аварийных ситуаций, происшествий на объекте, могущих иметь место в реальной обстановке, в реальном времени.

При моделировании чрезвычайных ситуаций, аварий в производственном цикле деятельности предприятий, организаций и других структур, прогнозирование последствий их воздействия на человека, население, природную среду должны исходить из наихудшего стечения обстоятельств. Это так называемый консервативный подход к оценке и обеспечению безопасности. Безопасность является одним из наиболее важных эксплуатационно-технологических и организационных свойств, включающих в себя также в качестве одного из главных компонентов физическую защиту устройств, технических систем и объекта в целом на всех этапах его жизненного цикла. Причины нежелательных событий могут быть естественными (природными), социально-экономическими и техногенными. Различные формы производства, использование сложных технологий, хранение, транспортировка опасных видов продукции и накапливающихся отходов (например, химических, радио-активных и т. п.) требуют в условиях спада экономики и других факторов в сегодняшней обстановке особого внимания, особых подходов в обеспечении производственной и личной безопасности, защищенности человека и окружающей среды от нежелательных событий, вызывающих отклонение в здоровье человека, либо его гибель, отклонения состояния окружающей природной среды от среднестатистического значения.

3. Критерий безопасности

Критерии промышленной, экологической безопасности устанавливаются в соответствии с требованиями общегосударственных норм. Критерии эксплуатационной безопасности могут устанавливаться по требованию заказчика в сторону их ужесточения.

В соответствии с природой воздействия опасных и вредных факторов промышленно-техническая безопасность включает в себя, например, и такие виды безопасности как:

Для каждого вида безопасности существуют свои критерии безопасности, устанавливаемые в соответствующих нормах, правилах. Обеспечение безопасности на всех этапах жизненного цикла объекта должно реализовываться в соответствии с принципами безопасности, которые объединены в три группы:

Концепция безопасности должна также учитывать, что все потенциально опасные объекты подвергаются лицензированию и экспертизе на право своей деятельности.

Государственные экспертизы (например, "экологическая", "радиаци-онная" и др.) должны предшествовать проектированию, размещению, строительству, вводу в эксплуатацию сооружений, технических систем, объектов в соответствии с действующим законодательством. Такой программный подход должен обеспечить обязательный учет всех компонентов любой системы - технических средств, персонала, окружающей природной среды, так как основной задачей в таких случаях является защита личности, общества, окружающей природной среды и других национальных ресурсов от опасного воздействия технических систем. При этом основу обеспечения промышленно-экологической безопасности составляют научные, законодательные, экономические и информационные ресурсы.

Промышленно-экологическая безопасность является в основном продуктом безопасности человеко-машинной системы и может состоять из ряда подсистем, определяющих ее функционирование.

Наряду с техническими средствами обеспечения безопасности, исполнение персоналом требований техники безопасности является важной мерой безопасности эксплуатации любой технической системы и объекта в целом.

Следует учитывать, что подсистема, включенная в систему более высокого уровня, становится более открытой для воздействия персонала, не проходившего специальную подготовку обращений с этой подсистемой, что может стать причиной аварийной ситуации, так как к ней могут привести неквалифицированные или недопустимые действия, в связи с этим важно периодически подвергать персонал, обслуживающий ответственную сложную технику, медицинскому контролю, тестированию и создавать для персонала наилучшие рабочие условия.

Одним из обязательных положений успешного обеспечения безопасности является наличие и проведение соответствующего контроля и надзора за ее состоянием, осуществляемых как внутренними, так и внешними долж-ностными лицами и структурами.

4. Законодательная база обеспечения безопасности

В условиях создания правового государства, ликвидации административно-командной системы, перехода к рыночной экономике складывающиеся общественные и производственные отношения должны подвергаться законодательному регулированию. Должна быть обеспечена надежная социально-правовая база для юридического закрепления системы норм и принципов обеспечения промышленно-технической, экологической безопасности. Изменение экономической системы в стране привело к тому, что очень многие сферы деятельности, которые раньше находились исключительно в ведении государства, ныне перешли в негосударственный сектор.

Возникли разные формы собственности, формы управления производством, а также малым и средним бизнесом. Происходящие изменения потребовали необходимости урегулирования вопросов прав гражданина, общества и государства. Все это потребовало отражения в законодательных актах, принятых или рассматриваемых Государственной думой, в Указах Президента Российской Федерации.

Предлагается краткий обзор законодательной, нормативно-правовой базы в промышленной, природоохранной сфере, определяющих основы промышленно-технической, экологической безопасности. Специалистам, населению, управляющим структурам, общественным организациям, связанным с природоохранной деятельностью, защитой здоровья человека и природы от техногенной опасности, знание наличия и требований законодательно-правовой базы в этой сфере является настоятельной необходимостью.

Одним из определяющих в этой части является федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных о6ъектов" (принят Государственной думой 20.06.1997г.), который наряду с постановлением Правительства Российской Федерации от 01. 07.95 г № 675. установил обязательность декларирования безопасности промышленных объектов. Приказами МЧС России и Госгортехнадзора России от 04. 04. 96 г. № 222/59 и от 07. 08. 96.г. № 599/125 утвержден Порядок экспертизы деклараций безопасности промышленных объектов Российской Федерации.

Закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пожалуй, впервые в истории нашего государства вводит понятие промышленной безопасности через "состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий". Данный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций к локализации последствий аварий. Закон устанавливает основные понятия:

К категории этих объектов закон относит объекты, где получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются:

К опасным производствам также относятся объекты, где ведутся работы в горных и подземных условиях; получаются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов; используются грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры и др.

Закон устанавливает требования, условия, запреты, ограничения, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность в области защиты:

Одним из важных разделов рассматриваемого закона является введение обязательного лицензирования в области промышленной безопасности.

Лицензированию подлежат: проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, консервация и ликвидация любого опасного объекта, изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств на опасном объекте, проведение экспертизы промышленной безопасности, подготовка и переподготовка работников опасного производства.

Технические устройства, применяемые на опасном техническом объекте, подлежат сертификации и экспертизе в установленном порядке. В законе сформулированы требования по локализации и ликвидации последствий аварий, а также порядок проведения расследований причин аварий.

Объект обязан планировать и осуществлять мероприятия в этих направлениях, иметь резервы для этих целей финансовых и материальных ресурсов; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и содержать их в исправном состоянии. Законом введено обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, оговорены минимальные размеры страховых сумм.

Устанавливается также обязательность разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов. Декларация предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанные с нею угрозы; анализ достаточности мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Декларация разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. Руководитель организации, эксплуатирующий опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Декларацию промышленной безопасности представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации. Технические устройства, применяемые на производстве, опасном объекте, здания, сооружения, документы на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию объекта, иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта, подлежат экспертизе организациями, имеющими на этот вид деятельности лицензию.

Остановим внимание также на требованиях промышленной безопасности к эксплуатации опасного промышленного объекта, которые являются обязательными в соответствии с рассмотренным законом, к ним относятся:

В законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" сформулирован и ряд других требований, регламентирующих процедуру обеспечения безопасности и являющихся обязательными для этих объектов.

Отрадным явлением в нашей стране является за последнее десятилетие выход в свет целого пакета законодательных, нормативно-правовых актов в области промышленной, природоохранной деятельности, направленной на упорядочение функционирования сложных технических, организационных, государственных, общественных, частных и других структур по вопросам обеспечения промышленно-технической, экологической безопасности, охраны жизни, здоровья личности, населения и защиты окружающей природной среды в России.

Поскольку некоторые опасные факторы, например, радиационные, могут иметь трансграничное распространение, выход отдельных законов в этой части имеет особо важное значение.

К пакету законодательных, нормативно-правовых актов, постановлений и решений Правительства по обеспечению экологического, радиационного благополучия населения, предупреждению техногенных опасностей относятся в прямом и косвенном отношении:

  1. Законы
  2. Постановления Правительства Российской Федерации
  3. Распоряжения Правительства Российской Федерации:
  4. Нормы, критерии, рекомендации:

Об отдельных положениях, упомянутых в законодательно-нормативных актах:

  1. В мире рыночных отношений коммерческая тайна - это право хозяйствующего субъекта на защиту своих информационных ресурсов, обеспечение своих экономических интересов. Иначе говоря, это общепризнанная форма защиты от промышленного шпионажа. Любая информация составляет коммерческую тайну, если она имеет действительную или потенциальную ценность, если она неизвестна третьим лицам, когда к ней нег доступа на закон-ном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности, что и подтверждается ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Однако, необходимо иметь в виду, что упомянутое Постановление Правительства М 35 от 5 1291 г. определило Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К таким сведениям в первую очередь относятся данные о загрязнении окружающей среды, нарушении антимоно-польного законодательства, несоблюдение безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба, условиях труда сотрудников.

  2. Имевшие место в нашей стране крупные катастрофы и аварии предопределили прорыв информации из зоны секретности, выявили накопившиеся организационно-техническое, правовое неблагополучие в вопросах промышленно-технической, экологической безопасности населения, охране природной среды.

    Положительным явлением в этом плане является принятие Федерального закона "О праве на информацию". В части касающихся рассматриваемых нами вопросов безопасности Закон устанавливает условия, порядок реализации права на информацию, обязанности государственных органов и местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности и организационно-правовой по обеспечению реализации права на информацию. Органы и организации обязаны сообщать для всеобщего сведения информацию, если она может предотвратить угрозу жизни или здоровью граждан; если требуется пресечь сообщение недостоверной информации; если она имеет или может иметь общественно значимый характер.

    К информации, не подлежащей представлению по запросам, относится информация:

  3. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" является фундаментальным сводом требований, положений и прав в этой области деятельности. Закон регулирует отношения, возникающие:

    Из указанного Закона следует знать, что запрещается относить к информации с ограниченным доступом, как, например:

  4. Из перечисления законодательных актов, приведенного выше, их большая часть относится к вопросам, связанным с использованием ядерных материалов, атомной энергии, с радиационной безопасностью персонала, населения. И это не случайно, так как на протяжении десятилетий в нашей стране эти вопросы находились "за семью печатями". Правовое неблагополучие в вопросах радиационно-экологической безопасности населения, охране окружающей среды выявила и обострила катастрофа на Чернобыльской АЭС. Это трагическое событие в истории нашего государства явилось толчком к осознанию обществом того, что радиационный фактор проник во многие сферы деятельности и жизнеобеспечения населения и что проблемы управления радиационным благополучием возникают перед самыми разными управленческими структурами, руководящими жилищно-коммунальным хозяйством, землепользованием, стройиндустрией. наукой, промышленностью, медициной, сельским хозяйством, продовольственным комплексом, природной средой, образованием на всех его уровнях.

Для более глубокого понимания вопросов радиационной безопасности для населения приведем некоторые справочные материалы по проблеме. Только в Северо-Западном регионе России более тысячи предприятий, организаций, учреждений используют в той или иной степени ядерные материалы, устройства, сооружения на их основе, хотя в истории ядерного века главная доля радиационных опасностей относится к военной и энергетической областям.

С 1945 по 1996 год в мире было произведено более 2000 испытаний ядерного оружия. В США - 1030, в СССР и России - 715. Во Франции - 210; Англии - 45; Китае - 45. Испытания проводились почти на всех континентах, более чем в 20 местах Земного шара: в Неваде - 935; Нью-Мексико - 3; Миссисипи - 2; Колорадо - 2; на Аляске - 3; в России - 214 (132 - на Новой Земле); Казахстане - 496; на Украине - 2; в Узбекистане - 2; Туркменистане - 1; в Китае - 45; Алжире - 17; Австралии -12; Индии - 1; на атоллах Муруроа - 175; Эниветок - 43; островах Рождества - 30; Бикини - 23; Джонстон - 12; Фангатофа - 12; Молден - 3; в Тихом океане - 4; в Южной Атлантике - 3.

В промышленных целях (для интенсификации добычи нефти, газоконденсата и решения других задач) в СССР в широких масштабах проводились подземные ядерные взрывы. Всего было проведено 115 промышленных подземных ядерных взрывов, в том числе в России - 81, Взрывы проводились для:

Для общей картины состояния ядерных, радиационных проблем в нашей стране остановимся на некоторых информационных материалах. По известным из печати данным Россия располагает 235 кораблями и судами с ядерными энергетическими установками, на которых установлен 301 атомный реактор. В ходе выполнения международного Договора СНВ-2 подлежит списанию более 150 атомных подводных лодок. Утилизируется же в год не более 2 - 3-х.

В соответствии с Законом об охране окружающей среды запрещено топить в море жидкие и твердые радиоактивные отходы, что было до 1992 года. Хранилища для этих целей на Севере (2) и на Дальнем Востоке (2) практически заполнены полностью и захоранивать отработанное топливо пока некуда. Экологическую опасность представляют и затопленные у Новой Земли подводная лодка с 2-мя реакторами с невыгруженным ядерным топливом и еще 6 реакторных отсеков тоже с невыгруженным ядерным топливом из-за аварийного состояния. Там же на дне океана покоится установка ОК-150 ледокола "Ленин", из которой не удалось извлечь 125 облученных тепловыделяющих элементов.

Жидкие радиоактивные отходы СССР сливал и в дальневосточных морях с 1966 по 1991 г.г. в 5 районах. Экологическая безопасность была усугублена и аварией на атомной подводной лодке при ее ремонте в бухте Чажма (район Шкотово), а также потери при транспортировке вертолетом вблизи Сахалина радионуклидного источника питания активностью в 357 килокюри. В перспективе предстоит по сроку службы снятие ядерных реакторов на Ленинградской атомной электростанции (с 2003 года), что должно осуществляться по строгим правилам и под наблюдением независимых органов, ответственных за безопасность. Нерешенными остаются вопросы захоронения многочисленных радиоактивных отходов.

Таким образом, по ядерно-радиационным проблемам в России, как видим, предстоит решить много научно-технических, производственных, экономических, организационных и других задач в ближайшем десятилетии, непосредственно затрагивающих промышленно-техническую, экологическую безопасность, интересы безопасности каждого живущего в России конкретно в Северо-Западном ее регионе.

6. Мероприятия по обеспечению безопасности

В рамках рассматриваемых проблем безопасности целесообразно остановиться на ее составляющих.


а) Предостережение от ошибочных действий персонала и самопроизвольных нарушений функционирования объекта.

Защита от ошибочных действий персонала и самопроизвольных нарушений функционирования достигается за счет уменьшения вероятности возникновения аварийных ситуаций и уменьшения их последствий организационными и техническими мерами. Эти меры включают:


б) Предостережение от воздействия на объект внешних факторов.

К таким факторам относятся в основном механические, климатические. термические. Критерии безопасности нормируются для следующих воздействий:


в) Предостережение от воздействия химических и загрязняющих веществ.

Целью обеспечения указанной безопасности является ограничение воздействия опасных и вредных факторов химических и загрязняющих веществ на персонал, население и окружающую природную среду. Указанная безопасность достигается конструктивными мерами: организационно-техническими мероприятиями;

Концентрация инертных газов в воздухе; воздействие химических веществ (токсическое, раздражающее, канцерогенное, мутагенное); степень запыленности в помещениях; повышенная концентрация вредных веществ в воздухе рабочих зон; уровень химических и загрязняющих веществ в сбросах должны соответствовать ГОСТам (В 20.39.107-89, 12.1.007-76). Мероприятия по обеспечению безопасности от воздействия химических, загрязняющих веществ включают в себя:


г) Электробезопасность.

Целью обеспечения электробезопасности на любом производстве, на любом предприятии, объекте является ограничение воздействия опасных и вредных факторов электрического тока, электрической дуги и электромагнитных излучений на персонал, оборудование и сооружения объекта и сопрягаемые с ним другие объекты в установленных пределах. Обеспечение электробезопасности достигается:

Технические способы и средства защиты, которые обеспечивают электробезопасность, должны быть установлены с учетом

Особые меры электробезопасности, соответствующие ПУЭ-85 и ГОСТ 12.2.0073-75, предусмотрены для электротехнических устройств с напряжени-ем выше 1000 В.


д) Взрывопожаробезопасность.

Задача обеспечения взрывопожаробезопасности заключается в предупреждении или ограничении воздействия на оборудование объекта, персонал, население и окружающую среду опасных и вредных факторов, вызванных взрывами и пожарами.
Взрывобезопасность объекта обеспечивается:

Активная противопожарная защита включает:

Пассивная защита обеспечивается:


е) Радиационная безопасность.

К истории вопроса радиационно-экологической безопасности, в частности, по Санкт-Петербургу и его окрестностям сошлемся кратко на следующие данные.

Техногенно-радиоактивные загрязнения на территории города возникли в 1900-1902 г.г. В тот период ряд государственных учреждений и частных фирм приступили к изучению радиоактивности и получению радиоактивных веществ. За период 1902-1917 г.г. в Санкт-Петербурге было переработано более 500 тонн предварительно обогащенной руды. Работы велись зачастую в жилых домах. Система сбора и удаления радиоактивных отходов отсутствовала. В 20-40 г.г. крупномасштабные работы с использованием радиоактивных материалов велись в ряде институтов и учреждений, что привело к радиоактивному загрязнению лабораторных помещений, зданий и прилегающих территорий. В 20-50 г.г. производилось изготовление приборов и оборудования с использованием светосоставов постоянного действия на основе радия - 226, что усугубило радиоактивные загрязнения о городе. В 40-60 г.г. производилось сжигание загрязненного лабораторного оборудования и приборов, содержащих источники ионизирующего излучения, в ведомственных котельных, а шлак использовался для подсыпки межэтажных перекрытий в жилых и производственных зданиях и в качестве наполнителя строительных конструкций. До середины 50-х годов действующее законодательство разрешало организацию местных "могильников" для захоронения радиоактивных отходов на территории учреждений. В 50-е годы в одном из научно-исследовательских институтов проводились исследования по разработке боевых радиоактивных веществ, изучению их поражающих факторов при заражении технических средств и территорий вероятного противника. Практические испытания проводились как на территории города, так и в его окрестностях. Жидкие и твердые радиоактивные отходы, образовавшиеся в процессе исследований и испытаний, сбрасывались в рассасывающие ямы, колодцы, металлические емкости. Радиоактивные отходы по мере их накопления также вывозились дня захоронения в область на объект "Кит". В 1957 тематика исследований и испытаний по этому направлению была прекращена, а проблемы радиоактивных захоронений остались. В конце 80-х, начале 90-х годов городскими властями принимались решительные меры по устранению источников радиоактивного загрязнения, хотя эта проблема остается не до конца решенной и сегодня. С конца 1986 г. в городе было выявлено около 1000 участков радиоактивного загрязнения площадыо от 1 кв.м. до 1 га. По имеющимся данным, радиоактивные загрязнения все еще находятся на территориях и в помещениях многих промышленных предприятий, научно-исследовательских учреждениях, жилых зданиях. Большое число утерянных, неиспользованных и неиспользуемых радионуклидных источников в ВУЗах, ПТУ, школах и производственных, учебных и лабораторных помещениях предприятий и учреждений.

Обстановка в этой части усугубляется отсутствием средств на их захоронение, утилизацию, как в самих учреждениях, так и у городских властей, хотя все выявленные загрязнения, в основном, ликвидированы или локализованы.

Кардинальная проблема, затрагивающая вопросы безопасности всего Северо-Западного региона связана с исчерпанием резервных объемов для приема твердых радиоактивных отходов на спецкомбинате "Радон".

Не до конца решенными остаются вопросы, связанные с радиоактивным загрязнением окружающей среды вследствие выброса в нее искусственных радионуклидов предприятиями атомной промышленности. К ним, например, относится обоснование мер защиты населения в случае радиационной аварии на этих предприятих (АЭС, исследовательские реакторы, радиохимическое производство и т.п.), прогноз радиационной обстановки и возможных медицинских последствий аварии.

Видимо, информация о безопасности в ядерно-радиационной области была бы не полной, если совершенно кратко не упомянуть о глобальной проблеме этой части безопасности, как сокращение ядерных вооружений. В соответствии с Договором СНВ-1 (по ограничению стратегических наступательных вооружений) к 2002 г. стратегические арсеналы России и США подлежат сокращению из значительного числа ядерных боезарядов до 6000, соответственно. По договору СНВ-2 сокращение предусматривается до 3500 ядерных боезарядов. Предстоит высвобождение в результате выполнения договорных обязательств из ядерных боеприпасов сотни тонн высокообогащенного урана, плутония с последующей их определенной утилизацией для возможностей использования в энергетике и для других целей этих стратегических ядерных материалов. При всем при этом проблемы обеспечения в России ядерно-радиационной безопасности населения и защиты окружающей среды должны оставаться актуальными и приоритетными