Построение системно-динамической модели Интернет-магазина


Светлана Картавенко
Научный рук. доц. Дацун Наталья Николаевна

Актуальность проблемы и способы решения

Одним из залогов успеха работы Интернет-магазина является эффективная логистика. Использование передовых логистических подходов при ведении электронного бизнеса дает хорошую отдачу только в том случае, когда наряду с применением новых технологий перевозки, хранения, погрузки и пр., применяются современные информационные технологии моделирования динамических систем.

В настоящее время широкое применение - как для решения практических задач, так и для научных исследований - получил подход, основанный на имитационном моделировании динамических систем.

Системная динамика (СД) представляет собой совокупность принципов и методов анализа динамических управляемых систем с обратной связью и их применения для решения производственных, организационных и социально-экономических задач. Системно-динамические модели имеют вид потоковых диаграмм и содержат переменные двух типов - уровни, которые характеризуют значения накопительной величины, и темпы, которые являются мерами изменения тех или иных уровней. Математической основой СД являются дифференциальные уравнения (ДУ) первого порядка.

Для автоматизированного использования СД может быть использовано программное средство Powersim. PowerSim - это одно из лучших программных продуктов создания моделей, описывающих движение (перемещение) потоков разнородных объектов между преобразователями этих объектов. Это идеальное средство для моделирования экономических систем.

Объект, метод исследования

Объект исследования - процессы осуществления закупок в И-магазине

Метод исследования - задачи управления запасами: модель, учитывающая задержки в пополнении

Используемые программные средства: Powersim Studio Express2003

Реализация модели

Определим для рассматриваемого объекта моделирования потоки входных и выходных ресурсов.

Входным ресурсом является продукция, поступающая на склад.

Выходным ресурсом - отгруженная продукция со склада потребителю.

Объектами системы являются:

- склад;
- магазин;
- потребитель.

Факторы, влияющие и управляющие системой:

- спрос на продукцию магазина, который соответствует количеству поступивших заявок;
- время между осуществлением заказа и поступлением продукции на склад;
- издержки из-за избытка или нехватки продукции на складе;
- оптимальный уровень запаса за период между заказом и пополнением.

Моделирование электронного магазина предполагает отобразить взаимодействие между количеством товаров и заказами. Политика магазина заключается в том, чтобы в выбранный момент времени сделать оптимальный заказ.

Схема 1.1 - Поток преобразования ресурсов

Пояснения к схеме:

А) Исходные данные;

Начальный запас - S0

Сдвиг во времени между заказом и пополнением - N периодов

Объемы пополнения за период N - Q (1..n-1)

Распределение спроса за период N - Ri

Оптимальный запас для N - S*

Б) Расчетные данные

Запас за i-ый период - Si >

Оптимальные размеры закупок, начиная с периода n - Qi

Таким образом, эта формула позволяет рассчитать оптимальные размеры заказов, отвечающие выбранным моментам времени.

Суть модели - на основании данных о формировании спроса, объемах пополнения за период между заказом на пополнение и доставкой на склад и издержками из-за избытка или нехватки продукции рассчитывается оптимум запаса за этот период и оптимальные размеры заказов, отвечающие выбранным моментам времени.