РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ В INTERNET-КОМПАНИИ

Т. А. Мамедова
ДонНТУ, каф. ПМиИ
tatbox@rambler.ru

        Во все времена люди сталкиваются с одними и теми же проблемами хозяйственной жизни. Вопросы риска существуют с начала возникновения товарного производства и являются актуальным и сегодня. Вдвойне актуальными их можно назвать для Украины, поскольку в нашей стране практика управления рисками пока не получила широкого распространения в финансовых компаниях.
        Целью данной работы является комплексный анализ рисков Internet-компаний и разработка варианта программы по управлению такими рисками. Результатом работы являются наработки в области управления рисками компаний высоких технологий, которые в дальнейшем позволят разработать теоретические модели для прогнозирования поведения реальных финансово-инвестиционных моделей деятельности Internet-компаний.

        1 Особенности Internet-компании
        Прежде, чем перейти к рассмотрению рисков, связанных с реализацией Internet-компаний, необходимо выявить те особенности Internet-компаний, которые отличают их от всех других проектов.
        Во-первых, необходимо определиться с сущностью Internet-компании. Согласно [1] все компании Internet-отрасли можно разделить на три категории. В первую категорию входят телекоммуникационные компании, предоставляющие клиентам услуги Internet наряду с другими телекоммуникационные услугами, как, к примеру, оператор электросвязи ОАО“Укртелеком”. Ко второй категории относятся так называемые “компании-провайдеры”. Примером могут служить донецкие компании “Дорис”, “Эллис”, “Дипт”. И, наконец, в третью категорию Internet-компаний входят компании, предоставляющие услуги в сети Internet. Это такие компании: горизонтальные порталы, поисковые серверы, on-line магазины, информационные сайты и т.д.
        Во-вторых, следует отметить, что внедрение и реализация Internet-технологий относится к финансово-инвестиционной деятельности.
        В-третьих, необходимо отметить особенности функционирования Internet-компаний на базе их основных преимуществ. Главное преимущество Internet-компаний заключается в возможности предоставления торговых, информационных и иных услуг в любое время суток, что позволяет клиентам получить потенциальную дополнительную прибыль. Другими преимуществами Internet-технологий являются низкие операционные издержки, возникающие при заключении торговых и иных финансовых сделок, надежная аутентификации и защита конфиденциальной информации. Поэтому первоочередной задачей Internet-компании является обеспечение технической поддержки рабочей функциональной компьютерной сети для своих клиентов.

        2 Классификация рисков
        Классификация рисков позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе и создает возможности эффективного применения соответствующих методов и приемов управления риском. Учитывая рассмотренные особенности, можно выделить риски, присущие Internet-компаниям. Система рисков (см. рисунок 1), характерных для рынка высоких технологий, построена на базе общей системы рисков, представленной в [2].



Рисунок 1 – Классификационная система рисков Internet-компаний

        Как видно по рис. 1, компаниям Internet-отрасли присуще большинство стандартных рисков, которые являются достаточно типовыми и понятными для любого финансового менеджера. Специфическими для рынка высоких технологий являются технические риски. Они связанны со сбоями в работе аппаратуры (маршрутизатор, сервер удаленного доступа), программного обеспечения (стандартные браузеры, почтовые и другие прикладные программы), а также с неполадками каналов связи клиента и сервера. При возникновении одного из перечисленных событий для мобильных пользователей обрывается доступ к компьютерной сети. Технические риски должны быть прописаны в договоре на Internet-обслуживание.
        Следует отметить, отдельные важные риски могут терять свою актуальность. Так, к примеру, при реализации Internet-компании в стране Западной Европы учет странового риска отходит на третий план, поэтому для каждой конкретной Internet-компании риски определяются специалистами и экспертами с учетом отраслевой принадлежности Internet-компании, масштабов, страны реализации и других ее специфических особенностей.

        3 Управление рисками Internet-компании
        Управление рисками – это сложный процесс идентификации, оценки, управления, мониторинга и контроля над рисками. Таким образом, риск-менеджмент охватывает весь внутриорганизационный процесс принятия решений, исполнения решений и контроля над исполнением.
        Основные этапы реализации системы управления рисками Internet-компании представлены моделью управления рисками на рисунке 2.



Рисунок 2 – Модель управления рисками Internet-компании

        Из рис. 2 видно, управление рисками начинается со сбора информации о принимаемом решении. Наличие у финансового менеджера надежной деловой информации позволяет быстро принять правильные решения, что, естественно, ведет к снижению потерь и увеличению прибыли.
        Блок анализа риска включает фиксацию рисков, которая состоит в ограничении количества существующих рисков с учетом наиболее значимых для оценки финансово-хозяйственной деятельности. Непосредственный анализ риска состоит из качественного (выявление наиболее рискоопасных областей в разработанном алгоритме принимаемого решения) и количественного анализа.
        Блок принятия решения состоит из трех этапов:         В блоке управления риском происходит выбор методов воздействия на риск. Каждый метод, в свою очередь, сопровождается совокупностью некоторых мер (инструментов) – организационных, технических, финансовых, иных действий и мероприятий, осуществляемых Internet-компанией с целью снижения риска. В рамках применения выбранного метода осуществляется мониторинг и прогнозирование рисков, а также реализация специальных мероприятий и программ контролирования рисков. Один из методов мониторинга рисков – метод контрольных графиков. Наблюдение строится на отслеживании отклонений фиксированных характеристик процесса передачи информации от заранее определенных интервалов отклонений (см. рисунок 3).



Рисунок 3 – Пример контрольного графика

        И, наконец, оценка результатов проводится на базе широкого массива собранной информации и имеет целью оценку эффективности использования отдельных инструментов риск-менеджмента, эффективности затрат на управление рисками в целом. Рекомендации и выводы, полученные в ходе оценки, используются при реализации последующих рисковых решений.

        Заключение
        Управление рисками – это действительно глубоко интегрированная область знания, характеризующаяся взаимозависимостью всех ее составных частей. Представленная модель управления рисками Internet-компаний всесторонне охватывает процесс риск-менеджмента и позволяет на ее основе разработать теоретические модели влияния факторов риска на его величину.


        Литература

  1. Ари Крел За что платят инвесторы, покупая Интернет-компанию? // Рынок ценных бумаг, 2000 – №9.
  2. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е. С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Перспектива, 2002.