Автореферат

Методы и средства анализа эффективности веб-ресурсов различных типов

Выполнил: магистрант гр. ПО-00а ФВТИ Слаква Евгений Викторович
Научный руководитель: доцент, к.т.н. Аноприенко Александр Яковлевич

Содержание

Актуальность работы

В настоящее время практически каждая компания или организация имеет собственный веб-сайт или, по крайней мере, желает его создать. Время создания сайтов по принципу «чтобы был» уже прошло, и сейчас, как правило, при принятии решения о создании сайта определяется круг задач, которые должны решаться сайтом.

Когда сайт используется только как имиджевый и рекламный инстумент, фактически представляя лишь контактные данные организации в интернете, это хорошо, но этого мало. Клиенты или партнеры организации всё также будут обращаться по контактным данным для решения своих проблем. В то же время эти люди, во-первых, уже нашли сайт данной организации, и, во-вторых, возможно, могли бы решить свою задачу, не обращаясь непосредственно в организацию (например, получить консультационные услуги, справку, или оформить заказ). То есть, сайт может взять на себя часть рабочих процессов организации, таким образом, снизив их себестоимость и повысив эффективность.

Итак, предположим, что люди создают сайты, ожидая от них решения каких-либо реальных задач. Но многие создаваемые сайты либо не решают эти задачи, либо делают это неудовлетворительно. Это происходит по разным причинам, и заказчика сайта нельзя обвинять в заказе или приёмке некачественного продукта. Заказчик вовсе не обязан иметь опыт создания сайтов. Нередко даже профессионал не может сразу определить, почему сайт не приносит желаемой отдачи.

Представляется ожидаемым наличие некоторых способов, позволяющих для некоторого данного сайта определить, работает ли он эффективно, или же имеются некоторые проблемы, а также выяснить конкретный характер этих проблем и возможные методы их устранения.

Обзор существующих исследований

Поиск научных исследований по рассматриваемой теме показал, что существуют работы по анализу быстродействия веб-сайтов, т.е. их технической эффективности. Научных работ, посвящённых исследованиям поведения пользователей на сайтах и анализу эффективности сайтов с точки зрения стоящих перед ними задач, автором найдено не было.

Тем не менее, существуют компании, выполняющие такие исследования на коммерческой основе. Большинство таких компаний работают на Западе (Европа и США), так как в этих странах интернет используется значительно более широко и спрос на подобные исследования выше. В России существуют единицы таких компаний.

Ни одна из них не публикует подробных методик своих исследований. С одной стороны, это связано с коммерческими интересами и ноу-хау. Но с другой стороны такая закрытость не позволяет провести независимую оценку применяемых технических средств и статистических методов, и заказчик исследований эффективности вынужден доверять лишь рекламным словам об их точности и достоверности.

Цели и задачи работы

В ходе работы предполагается:

Средства и методы анализа

Исходная техническая информация для анализа эффективности собирается из нескольких основных источников. Таковыми являются:

Полученная статистика изучается в разрезе страниц или в разрезе пользователей, при этом основное внимание уделяется узким местам, в которых пользователи не делают то, чего от них ожидали и ради чего создавался сайт. Определяется, какие особенности сайта мешают выполнению поставленных задач, или, возможно, какие новые желаемые пользователями задачи он должен решать.

Практическая ценность

Разрабатываемая система может быть использована любым владельцем веб-сайта для получения информации о поведении пользователей; о существующих и потенциальных проблемах сайта, приводящих к снижению эффективности сайта и отдачи от него; о возможных неучтённых создателем желаниях пользователей в отношении сайта. В конечном итоге использование разрабатываемой программной системы и шаблонов проблем должно повысить экономическую эффективность использующих её веб-сайтов.

Научная новизна

Научная новизна выполняемой работы заключается в получении статистической информации о поведении пользователей веб-сайтов и об их реакции на типичные применяемые решения в структуре сайтов. В конечном итоге такая статистика позволит очертить круг тех решений дизайна, которые хорошо принимаются пользователями, и тех, использования которых ради повышения эффективности следует избегать.

Выводы и перспективы исследования

В настоящей работе разрабатывается программная веб-система на языке PHP, служащая для сбора и анализа статистики поведения пользователей веб-сайтов. При помощи этой системы будет проводиться как анализ отдельных сайтов, так и сбор общей статистики о реакции пользователей на те или иные структурные и дизайнерские решения, применяемые на сайтах.

Выбор программной платформы (PHP) обусловлен, во-первых, простотой и удобством языка, а во-вторых, тем, что язык PHP в настоящее время является наиболее широко используемым серверным языком программирования. Таким образом, система имеет возможность интеграции с наиболее вероятным большинством сайтов, на которых может потребоваться её использование.

Одним из естественных направлений дальнейшей разработки является реализация системы для других популярных серверных сред, например, ASP и JSP.

Перспективным направлением исследования представляется возможность и полезность использования более тонких данных о поведении пользователя для анализа и повышения эффективности сайта. Под такими данными понимаются нажатия клавиш клавиатуры; пути перемещения мыши при просмотре страницы; данные о прокрутке страницы и т.д..

© Евгений Слаква, 2005 г.