Методология и инструментальные средства для проведения реинжиниринга

(фрагмент статьи)

Бородин А.И.,
ведущий экономист отдела реинжиниринга и внедрения
информационных систем ОАО «Оскольский электрометалургический комбинат»

 
Опубликовано в номере: Менеджмент в России и за рубежом №3 / 2003

Задачи, которые приходится решать в ходе реинжиниринга, обычно характеризуются высокой степенью сложности и большой ответственностью. Опыт неудач первых лет развития этого направления показал, что успешный реинжиниринг не может быть осуществлен без твердой методологической основы. Сегодня предлагается несколько методологий проведения реинжиниринга (BPR — Business Process Reengineering), разработанных ведущими консалтинговыми фирмами мира. Учитывая важность проблем методологии, автор в своем исследовании рассматривает существующие методологии реинжиниринга.

Исторически большинство консалтинговых фирм основывали свои подходы к реинжинирингу, исходя из CASE-технологии разработки информационных систем. Здесь можно отметить такие известные фирмы, как «Gemini Consulting» — методология Construct и «Andersen Consulting» — методология Eagle. П. Хармон, рассматривая методологии этих фирм в своем обзоре, отмечает их ориентацию на профессионалов в области ИТ и направленность на разработку поддерживающих информационных систем.

Однако в проведении реинжиниринга участвуют специалисты двух типов — профессионалы в области реконструируемого бизнеса и разработчики информационных систем. Опыт реинжиниринга показывает, что по-настоящему успешное и новаторское внедрение информационных технологий является уникальным творческим процессом: управляющие компаний и специалисты-технологи, знакомясь с методами ИТ, сами делают открытия относительно возможностей их использования в своем конкретном бизнесе. В то же время, создание высококачественных информационных систем требует участия профессионалов в области ИТ. Возникает проблема поиска общего языка, которая стоит на пути интеграции современных технологий моделирования и разработки сложных систем: объектно-ориентированные методы, CASE-технологии, инженерия знаний, имитационное моделирование процессов и методы быстрой разработки приложений RAD (Rapid Application Development). Именно эта тенденция и наблюдается сейчас в развитии методологий и инструментальных средств BPR.

Объектно-ориентированное моделирование признано сегодня базовой методологией BPR. Традиционно, создавая информационные системы компаний, разработчики отталкивались от данных. В результате, используемые ими подходы к моделированию систем были ориентированы на описание данных о сущностях реального мира и их взаимосвязей, но не на поведение этих сущностей. Поскольку реинжиниринг ориентирован на процессы, а не на данные, традиционные подходы оказались неадекватны. Объектно-ориентированный подход является единственным пока подходом, позволяющим описывать как данные о сущностях, так и их поведение. Кроме того, он обеспечивает создание прозрачных, легко модифицируемых моделей бизнеса и информационных систем, допускающих повторное использование отдельных компонентов.

CASE-технологии использовались в реинжиниринге практически с момента его появления. Однако их ориентация на разработчиков информационных систем привела к тому, что теперь их начинают объединять с другими современными технологиями — в первую очередь, с объектно-ориентированными, имитационное моделирование обеспечивает не только наиболее глубокое представление моделей для непрограммирующего пользователя, но и наиболее полные средства анализа таких моделей. Модели создаются в виде потоковых диаграмм, где представлены основные рабочие процедуры, используемые в компании, описано их поведение, а также информационные и материальные потоки между ними. Впрочем, построение реальных имитационных моделей довольно трудоемкий процесс, а их детальный анализ, выходящий за рамки простого сбора статистики по срокам и стоимостям, зачастую требует от пользователя специальной подготовки. Для описания рабочих процедур может понадобиться дополнительное программирование. Чтобы преодолеть эти трудности, сегодня начинают использовать методы инженерии знаний. Во-первых, с их помощью можно непосредственно представлять в моделях плохо формализуемые знания менеджеров о бизнес-процессах и, в частности, о рабочих процедурах. Во-вторых, решается проблема создания интеллектуального интерфейса конечного пользователя со сложными средствами анализа моделей. Методы быстрой разработки приложений позволяют сокращать время создания поддерживающих информационных систем и, следовательно, используются не только в ходе реинжиниринга компании, но и на этапе эволюционного развития, сопровождающегося постоянными модификациями и улучшениями информационных систем компании. Современный период характеризуется активным переходом к использованию интегрированных методологий и инструментальных средств.

Методология и поддерживающий ее набор инструментальных средств обеспечивают полный контроль и гибкое управление, ходом разработки, включая: поддержку коллективной разработки с возможностью параллельного и распределенного выполнения различных работ; возможность перехода к следующему этапу (шагу), не дожидаясь полного завершения предыдущего; применение методов контроля качества и постоянный контроль полученных результатов; поддержку итеративного характера разработки, (возможность пересмотра полученных результатов и возврата на любой из предыдущих этапов; возможность быстрого внесения изменений в требования в процессе разработки; управление конфигурацией.

При введении процессного управления параллельные внедрения систем автоматизации информационного обеспечения бизнес-процессов становятся не просто тенденцией современного управления, а жизненно необходимой составной частью. На сегодняшний день лидерами рынка программных средств, предназначенных для моделирования и интеграции деятельности предприятия, являются ARIS ToolSet компании «IDS Scheer AG» и Ataffware компании «Ataffware», которые определили стандарты в этой области на ближайшие годы.

APIS Toolset — многопользовательская среда описания и анализа рабочих процессов предприятий, поддерживающая разработку сложных гетерогенных информационных систем и сопровождающая весь цикл разработки «анализ — проектирование — реализация». Применение этих инструментальных средств позволяет многократно сократить длительность этапа проектирования при гарантированном уровне проектных решений. Система предназначена для поддержки работы специалистов, анализирующих и выстраивающих (оптимизирующих) рабочие процессы на предприятиях, внедряющих системы управления предприятиями, и сопровождающих эти системы.

Модели бизнес-процессов, построенные на базе концепции ARIS (аббревиатура ARIS расшифровывается как «Архитектура интегрированных информационных систем» («Architecture of Integrated Information Systems»)), находят применение даже в таких классических областях ведения бизнеса, как пооперационное исчисление стоимости, организация и реорганизация процессов, управление качеством. Это ведет к тому, что моделирование бизнес-процессов все чаще рассматривается как еще один аспект управления бизнесом. Именно поэтому при моделировании в среде ARIS для описания проблем в области организации процессов используются полуконцептуальные методы. Они позволяют взглянуть на ситуацию с позиции управления бизнесом, а их достаточная точность и детализация обеспечивают превосходный старт для дальнейшей обработки информационными системами (ИС). Полуконцептуальные графические методы, такие как организационные диаграммы или сетевые графики, широко применяются в сфере управления бизнесом. Однако концепция ARIS идет дальше, предоставляя в распоряжение менеджера справочное руководство по систематическому и полному моделированию бизнес-процессов.

Также в данной статье читайте:

    1. Семейство методологий ARIS
    2. Интеграция ARIS с другими системами
    3. Процедурная модель для оптимизации бизнес-процессов

      3.1. Подготовительные меры.
      3.2. Стратегическое планирование.
      3.3. Анализ «как есть».
      3.4. Целевая концепция.
      3.5. Спецификация проекта.
      3.6. Реализация.
      3.7. Регулярный мониторинг и непрерывное совершенствование процессов.


Полностью статья опубликована в журнале Менеджмент в России и за рубежом №3 / 2003

(c) Все права принадлежат Издательству "Дело и Сервис" 2000-2004