Дубровин Е.Н. Пересечение в разных уровнях на городских магистралях. - М.: 1968 - 278 с. стр. 25-42


Глава 2. Проетирование транспортных пересечений в разных уровнях.

Типы транспортных пересечений в разных уровнях и их классификация.

(...)Транспортные пересечения в разных уровнях по начертанию их в плане подразделяются на следующие группы:

  1. клеверообразные;
  2. кольцевые;
  3. петлеобразные ;
  4. сложные пересечения с обособленными левоповоротными съездами ;
  5. линейные, ромбовидные и комбинированные пересечения в разных уровнях с сочетанием элементов различных видов пересечений, преимущественно таких, как клеверные листы, левоповоротные обособленные съезды, петли и участки перестроений .

В проектировании и дорожном строительстве городов наибольшее распространение получили транспортные пересечения в двух и трех уровнях, которые по очертанию в плане и схеме организации движения подразделяются на следующие типы:

  1. пересечение в двух уровнях типа «полный клеверный лист »
  2. пересечение в двух уровнях типа «полный клеверный лист с объездом вокруг прилегающих кварталов »
  3. пересечение в двух уровнях типа «неполный клеверный лист»
  4. пересечение в двух уровнях типа «сплющенный клеверный лист»
  5. пересечение в двух уровнях с пятью путепроводами типа «крест»
  6. пересечение в двух уровнях с отнесенными левыми поворотами;
  7. пересечение в двух уровнях с регулируемым движением по второстепенному направлению;
  8. пересечение в двух уровнях типа «прокол»
  9. пересечение в двух уровнях с кольцевым движением по второстепенному направлению;
  10. улучшенное пересечение в двух уровнях по типу «распределительное кольцо с пятью путепроводами»
  11. пересечение в двух уровнях на примыкании магистралей типа «труба»
  12. пересечение в двух уровнях по типу «двойная петля»
  13. пересечение в двух уровнях с набережными, магистралями и проездами, расположенными вдоль железных дорог, по оврагам и косогорам;
  14. пересечение в трех уровнях с кольцевым левоповоротным движением;
  15. сложные пересечения в трех уровнях с сочетанием элементов различных типов пересечений.

Каждый из приведенных типов пересечений имеет свои недостатки и преимущества.

Определение целесообразности применения того или иного пересечения в разных уровнях в конкретных условиях требует подробного изучения всех перечисленных типов.


Транспортное пересечение в двух уровнях - «полный клеверный лист »

Транспортное пересечение типа «полный клеверный лист » по своему очертанию в плане напоминает контур листа клевера. Отсюда и происхождение его названия. Этот тип пересечения обеспечивает непрерывной движения транспорта по всем направлениям при пересечении между собой двух магистралей, равнозначных по своему транспортному значению.

Принцип его проектирования заключается в обеспечении такой организации движения, при которой пересекающиеся между собой прямые направления движения осуществляются в двух уровнях, а левоповоротные направления заменяются поворотами вправо по специальным четырем съездам.

Развязка
Рисунок - 1. Пересечение типа «полный клеверный лист»

Пересечение в двух уровнях - «неполный клеверный лист »

Само название этого типа пересечения определяет его родственный характер с принципом движения на пересечении по типу «клеверный лист». Здесь также на оси пересечения улиц сооружается один путепровод. Отличие состоит лишь в уменьшенном количестве съездов для организации левоповоротного движения. Необходимость применения съездов определяется в зависимости от размеров этого движения, целесообразности переключения его на близрасположенные узлы и от местных условий, ограничивающих возможность устройства нерегулируемой развязки по всем направлениям (как при «полном клеверном листе » и «сплющенном клеверном листе »).

Пересечения в двух уровнях по типу "неполный клеверный лист" в зависимости от местных условий и характера движения на перекрестках подразделяются на следующие разновидности:

а) с четырьмя односторонними проездами;

б) с двумя съездами и проездами двустороннего движения, расположенными в соседних четвертях перекрестка;

в) с двумя съездами и проездами двустороннего движения, расположенными в накрест лежащих четвертях перекрестка;

г) с тремя съездами и проездами двустороннего движения, расположенными в трех четвертях перекрестка.

Развязка
Рисунок - 2. Схема «неполного клеверного листа»
а - с четырьмя однопутными съездами;
б -с двумя двухпутными съездами, расположенными в соседних четвертях;
в - с двухпутными съездами, расположенными в накрест лежащих четвертях;
г - с тремя двухпутными проездами.

Указанные разновидности пересечений в двух уровнях по типу «неполный клеверный лист » могут иметь различную схему организации движения на них в зависимости от значимости отдельных поворотных направлений и возможности переключения их на прилегающие проезды и узлы. В отдельных случаях на них организуется непрерывное движение по двум пересекающимся направлениям с отнесением части поворотных направлений на близрасположенные транспортные узлы. Однако при этом следует учитывать размеры поворотного движения и транспортно-экономическую целесообразность перепробегов, вызванных переключением его на соседние узлы.


Пересечение в двух уровнях типа «сплющенный клеверный лист»

Такой тип пересечения применяется в целях максимального сокращения территории, занятой транспортным пересечением в разных уровнях. Преимущества его заключаются в том, что при относительно малой площади, занимаемой пересечением, обеспечивается непрерывность движения по всем направлениям. При этом полностью сохраняется принцип организации движения на пересечении типа "полный клеверный лист".

По боковым проездам осуществляется двустороннее движение, а для безопасности движения в местах поворотов устраиваются направляющие островки.

Несмотря на необходимость значительного снижения скорости движения при поворотах на кривых минимального радиуса, пересечения по типу "сплющенный клеверных лист" могут найти широкое применение при реконструкции транспортных узлов, особенно в условиях сложившейся застройки.

Достоинством транспортного пересечения в двух уровнях по типу "сплющенный клеверный лист", является обеспечение развязки движения транспорта по всем направлениям, как и в пересечении по типу "полный клеверный лист" при значительно меньшей (более чем в два раза) территории, необходимой для его размещения, что в городских условиях становится более приемлемым.

К недостаткам этого типа пересечения, кроме тех, которые характеризуют "полный клеверный лист", следует отнести сокращение длины участка перестроения при левоповоротном движении, ограниченного расстоянием между съездами.

Развязка
Рисунок - 3.Пересечение по типу «сплющенный клеверный лист»

Пересечение в двух уровнях с пятью путепроводами типа «крест »

Во избежание недостатков, характерных для пересечений в разных уровнях "клеверного" типа, американскими инженерами предложен новый тип пересечения, так называемый крест, требующий сооружения пяти путепроводов, в том числе одного для двустороннего движения (на оси пересечения двух магистралей) и четырех путепроводов для одностороннего движения (рисунок - 4).

Развязка
Рисунок - 4. Схема пересечения в двух уровнях с пятью путепроводами типа «крест»

Преимущество этого типа пересечения заключается в отсутствии лишних переходных кривых, в том что все повороты идут прямо, без отклонений, исключая перепробеги при левоповоротном движении (характерные для пересечений "клеверного" типа). Длина пути каждого левого поворота на 500-600 м короче, чем в "клеверном листе". В данном случае лучше также организуется и движение, так как машины, сворачивающие налево, придерживаются левой стороны, направо - правой стороны, а прямой сквозной поток идет посередине.

Однако применение рассматриваемого типа пересечения строго ограничивается пересечением двух главных магистралей, когда в каждом из возможных направлений следует достаточно мощный поток движения. Если же на некоторых направлениях движение невелико и возможно обычное пересечение в разных уровнях, применение пересечения типа "крест" нецелесообразно. Кроме того, при таком пересечении на пути следования прямых сквозных потоков имеются участки криволинейной формы, которые совершенно не оправданы в случае, если потоки транспорта, идущего на поворот, не обладают достаточной мощностью.

К недостаткам этого типа пересечения относятся необходимость устройства дополнительных четырех путепроводов и непривычный для водителей переход с правостороннего на левостороннее движение у подходов к пересечению.

Вместе с тем при решении вопроса о целесообразности применения пересечения типа "крест" следует учесть как положительный фактор, что здесь длина и ширина путепровода в центре пересечения значительно меньше, чем у сооружения типа "клеверный лист". Это объясняется тем, что движение транспорта по верху и по низу путепровода состоит только из прямых сквозных потоков, в то время как в "клеверных" пересечениях по центральному путепроводу проходят потоки, идущие на левый поворот, вызывающие необходимость устройства четырех дополнительных полос для ускорения и замедления скорости, и, следовательно, ширина и длина путепровода увеличивается на две полосы.


Улучшенное пересечение в двух уровнях по типу «распределительное кольцо с пятью путепроводами»

Пересечение типа "распределительное кольцо с пятью путепроводами" можно применить при скрещивании двух равнозначащих магистралей с большими сквозными потоками транспорта для полной развязки движения по всем направлениям непосредственно на площади перекрестка (рисунок - 5).

Развязка
Рисунок - 5. Схема «распределительного кольца» с пятью путепроводами

Этот тип пересечения предусматривает организацию кольцевого движения только для левых и обратных поворотов, а движение в прямом направлении по пересекающимся магистралям идет через центральный путепровод, расположенный на оси их пересечения между собой. Кроме центрального путепровода двустороннего движения в местах пересечения кольцевого проезда с магистралями размещаются четыре путепровода одностороннего движения для пересечения их в разных уровнях. Следовательно, устройство такого типа пересечения требует сооружения пяти путепроводов. Причем размещение дополнительных четырех путепроводов в кольцевом направлении движения вызывает необходимость увеличения периметра кольца.

Наряду с увеличением стоимости строительства, в связи с необходимостью сооружения пяти путепроводов, этот тип пересечения требует также значительной свободной площади для его размещения на перекрестке. Поэтому пересечение в двух уровнях с пятью путепроводами применяется редко.


Пересечение в двух уровнях на примыкании магистралей по типу «труба»

Пересечение в разных уровнях по типу "труба" применяется на примыкании одной магистрали к другой при Т-образных или У-образных перекрестках.

Здесь с помощью одного путепровода, расположенного на оси пересечения с примыкающей магистралью, в комбинации со съездами и проездами "клеверного" типа достигается непрерывность движения с полной развязкой всех лево- и правоповоротных направлений.

По удобству движения примыкания типа "труба" вполне удовлетворяют требованиям хорошей ориентировки водителей.

Пересечения в разных уровнях на примыканиях магистралей, кроме типа "труба", могут иметь свою разновидность как по очертанию в плане, так и по количеству путепроводов.

К наиболее характерным разновидностям примыканий магистралей в разных уровнях относятся:

1) "полуклеверный" тип, отличающийся от типа "труба" только тем, что левоповоротный въезд на примыкающую магистраль через путепровод и выезд с нее разобщены по двум проездам "клеверного" очертания с односторонним движением на них. Как видно из схемы движения (рисунок - 6), такой тип пересечения обеспечивает возможность организации разворота в обратном направлении только по примыкающей магистрали.

Развязка
Рисунок - 6. Схема полуклеверного типа примыкания

Недостатком примыкания в разных уровнях "полуклеверного" типа является потребность в большей территории для его размещения и то, что оба левоповоротных потока движения осуществляются здесь штопорообразно с перепробегом, перегружая участок магистрали сквозного направления;

2) кольцевой тип примыкания, который строится по принципу кольцевой развязки левоповоротного движения (рисунок - 7). Его применение требует сооружения двух путепроводов на пересечении со сквозной магистралью для одностороннего движения;

Развязка
Рисунок - 7. Схема кольцевого типа примыкания.

3)грушевидный тип примыкания, на котором в отличие от кольцевого типа примыкания каждый поток левоповоротного движения имеет свой самостоятельный съезд (рисунок - 8). Благодаря этому улучшается безопасность движения за счет ликвидации перестроения потоков, что имеет место в пересечении кольцевого типа. Применение этого типа пересечения также требует сооружения двух путепроводов. При этом лево поворотное движение со сквозной магистрали на примыкающую осуществляется проездом через оба путепровода.

Развязка
Рисунок - 8. Схема грушевидного типа примыкания.

4) Т-образный тип примыкания наиболее прост по конфигурации и удобен для ориентировки водителей. Движущиеся на левый поворот автомобили придерживаются привычной левой стороны, как и на регулируемых перекрестках, полностью исключаются перепробег и существенное сокращение скоростей движения на поворотах (рисунок - 9). Такой тип примыкания требует устройства трех путепроводов одностороннего движения, и поэтому применение его может быть оправдано экономическими обоснованиями.

Развязка
Рисунок - 9. Схема Т-образного примыкания.

Имеется ряд других разновидностей примыканий в разных уровнях, отличающихся по очертанию в плане и количеству путепроводов.


Пересечение в двух уровнях по типу «двойная петля»

Этот тип пересечения можно сооружать при скрещении магистральной улицы, требующей большой пропускной способности, с улицей второстепенного значения. Здесь сквозные потоки транспорта на магистральной улице направляются по прямой, а на второстепенном проезде по разветвленной кривой - через два путепровода одностороннего движения (рисунок - 10). Все поворотное движение (в том числе и правые повороты) пропускается через путепроводы.

Наряду с необходимостью устройства двух путепроводов, а также потребностью большой свободной площади для их размещения такое пересечение не обеспечивает достаточно полной безопасности движения, так как все повороты с главной магистрали вливаются в потоки второстепенного направления не с правой, а с левой стороны. Кроме того, схема движения усложняет ориентировку водителей транспорта. Поэтому пересечение по типу "двойная петля" малопригодно для широкого применения. Вместе с тем, в отдельных случаях, исходя из местных условий, такого типа пересечения могут оказаться оправданными.

Развязка
Рисунок - 10. Схема пересечения типа "двойная петля".

Пересечение в трех уровнях с кольцевым движением

Одним из типовых вариантов реконструкции городских транспортных узлов является устройство пересечения в трех уровнях с кольцевой саморегулируемой развязкой для поворотных направлений (рисунок - 11). Такое пересечение характеризуется простотой конфигурации и удобством для ориентировки водителей транспорта. Здесь достигается непрерывность движения по всем направлениям: сквозные потоки направлены по прямой через тоннель и эстакаду, поворотные направления осуществляются по кольцу непосредственно на перекрестке.

Приведенный тип пересечения требует большей площади для размещения тоннеля, над ним эстакады и кольцевого островка на поверхности земли. Для создания нормальных условий при перестроении потоков левоповоротного движения по кольцевому проезду диаметр островка должен быть равным не менее 80 м.

Развязка
Рисунок - 11. Пересечение в трех уровнях с кольцевой саморегулируемой развязкой.