Дубровин Е.Н. Пересечение в разных уровнях на городских магистралях. - М.: 1968 - 278 с. стр. 45-53


Глава 2. Проетирование транспортных пересечений в разных уровнях.

Выбор типа транспорного пересечения в разных уровнях.

Выбор типа пересечения в разных уровняхв зависимости от интенсивности и характера движения

        При выборе типа Пересечения в разных уровнях необходимо прежде всего учитывать интенсивность и характер движения на узле. Интенсивность движения на узле характеризуется размерами транспортных потоков, проходящих через узел в определенный отрезок времени. В транспортных расчетах принимаются максимальные размеры движения по всем направлениям за один час.

        Наиболее наглядно и удобно для пользования при проектировании изображение интенсивности движения в виде картограммы (эпюры) транспортных потоков с указанием их размеров в приведенных автомобилях. В условиях реконструкции сложившихся транспортных узлов картограмма потоков составляется по данным натурного обследования размеров движения.

эпюра
Рисунок -1. Картограмма транспортных потоков на узле в час "пик"

        Для разработки транспортно-планировочного решения узла составляется картограмма расчетных потоков транспорта на перспективу, исходя из заданных в генеральном плане города размеров и скоростей движения по всем направлениям.

        По данным картограммы расчетных размеров движения определяется необходимая пропускная способность по каждому направлению.

        Картограмма существующих размеров движения дает возможность разработать очередность реконструкции узла.

Влияние гидрогеологических условий на выбор типа пересечения в разных уровнях

        При проектировании пересечения в разных уровнях необходимо учитывать гидрогеологические условия территории, на которой расположен узел, так как они оказывают существенное влияние на правильное расположение путепровода и выбор его типа - тоннель или эстакада.

        Геологический состав грунтов и уровень стояния грунтовых вод определяют условия производства работ по строительству искусственного сооружения, глубину заложения фундаментов опор и подпорных стенок и выбор наиболее рациональной конструкции путепровода. В условиях высокого стояния грунтовых вод и наличия плывунов при прочих равных условиях целесообразно применять путепровод эстакадного типа, так как при этом значительно сокращается по сравнению с тоннелем объем дополнительных работ по водопонижению и креплению неустойчивых грунтов.

Влияние плана прилегающей территории на выбор типа пересечения в разных уровнях

        Характер прилегающей к узлу территории определяет выбор типа пересечения по очертанию в плане и схемы организации движения на транспортном узле.

        Следует иметь в виду большую ценность городской территории и необходимость, в связи с этим, по возможности размещать такой тип пересечения, который занимает меньшую площадь при полном соответствии требованиям пропускной способности и безопасности движения.

        Площадь, занимаемая пересечениями в разных уровнях, зависит от скорости движения транспорта на съездах и кольцевых проездах. С ростом скоростей движения на них увеличиваются радиусы поворотных кривых, а следовательно, и размер занимаемой пересечением площади.

        В зависимости от категории дорог и магистральных улиц, входящих в транспортный узел, расчетной скорости движения и пропускной способности по всем направлениям определяется класс пересечения в разных уровнях.

        При выборе класса пересечения и его типа следует исходить из расчетной картограммы движения на перспективу, характеризующей распределение потоков транспорта в часы наибольшего напряжения движения по всем направлениям, а также - наличия свободной площади для размещения пересечения в плане.

Влияние подземных коммуникаций на выбор типа пересечения в разных уровнях

        При выборе типа пересечения в разных уровнях особое значение приобретает наличие по трассе входящих в узел дорог подземных сооружений. В сложившихся городах под улицами и дорогами часто пролегает густая сеть магистральных трубопроводов различного сечения, и выбор типа пересечения производится с учетом возможного их сохранения.

        В случае необходимости переустройства части подземных сооружений следует учитывать, что наибольшие трудности и затраты вызывает перекладка самотечных сооружений (канализационные и водосточные трубопроводы, заключенные в трубу подземные ручьи и небольшие реки).

        При размещении путепроводов тоннельного типа переустройство самотечных трубопроводов требует перекладки их либо в обход тоннеля на участке большой протяженности, либо заглубления их под проезжую часть тоннеля, что вызывает необходимость устройства дорогостоящих дюкеров и насосных устройств для перекачки. Все это значительно увеличивает стоимость пересечения в разных уровнях и сроки производства работ. Эти обстоятельства часто оказывают решающее влияние на выбор типа путепровода и размещение его в плане.

        В таких случаях, в зависимости от рельефа местности, на пересечениях в двух уровнях целесообразней размещать путепроводы эстакадного типа.

        На свободных территориях проектирование пересечений в разных уровнях следует вести комплексно, учитывая размещение проектируемых подземных коммуникаций, с тем чтобы были зарезервированы необходимые места для их прокладки

Влияние продольных и поперечных профилей входящих в узел улиц на выбор типа пересечения в разных уровнях

        Продольные профили улиц определяют выбор типа путепровода и с учетом всех других факторов размещение его в плане. В зависимости от характера продольных профилей входящих в узел улиц, направления уклонов и их величин решается также вертикальная планировка узла с пересечением в разных уровнях

        В соответствии с поперечными профилями входящих в узел улиц проектируются габаритные размеры путепровода и прилегающих к нему съездов, а также ширина всех проезжих частей, расположенных в пределах узла.

        Если рельеф местности и сложность переустройства подземных коммуникаций не препятствуют размещению тоннелей, то предпочтительно сооружение последних, так как при этом в меньшей степени нарушается архитектурный ансамбль и перспектива улиц. Исключение составляют случаи пересечения улиц и дорог, проходящих в оврагах, когда их лучше перекрывать путепроводами и эстакадами.

        При прохождении одной из улиц и дорог по водоразделу целесообразно пересекающуюся дорогу пропустить в тоннеле.

        При ровном рельефе местности и наличии свободной территории вдоль искусственного сооружения (тоннель или эстакада) лучше по нему пропускать дорогу с меньшим движением, что обеспечит сокращение ширины сооружения и уменьшение его стоимости. Однако следует учесть, что это не всегда бывает оправдано, ибо может усложнить развязку и непрерывность движения по главному направлению с наибольшими размерами транспортных потоков.

Влияние пешеходного движения на выбор типа пересечения в разных уровнях

        Проектирование пересечения в разных уровнях должно производиться в сочетании со схемой организации безопасного движения пешеходов. Создание на транспортном узле пересечения в разных уровнях в зависимости от его типа обеспечивает непрерывность движения транспорта либо по всем направлениям, либо только по главным из них. В результате пешеходный переход через улицу или дорогу в одном уровне с непрерывно движущимся транспортом исключается. Поэтому при выборе типа пересечения в разных уровнях необходимо предусмотреть дополнительные мероприятия, обеспечивающие безопасный переход через проезжую часть улицы. Они заключаются в устройстве внеуличных пешеходных переходов (тоннелей или мостов). Пропуск пешеходов через проезжую часть в одном уровне с транспортом может допускаться только на таких типах транспортных пересечений в разных уровнях, которые предусматривают регулирование движения транспорта на второстепенных направлениях.

        На скоростных дорогах, как отмечалось выше, пешеходные пересечения в одном с ними уровне не допускаются.

Влияние прочих факторов на выбор типа пересечения в разных уровнях

        При выборе типа пересечения в разных уровнях следует наряду с перечисленными выше факторами прежде всего учитывать стоимость его строительства и дальнейшей эксплуатации.

        Проектирование пересечений в разных уровнях должно учитывать также удобство реконструкции и стадийности строительства по мере роста размеров движения. При меньшем движении в период строительства по сравнению с расчетными размерами его на перспективу в проекте должна быть установлена первая очередь производства работ, с тем чтобы было обеспечено удобство выполнения дальнейшего строительства без бросовых затрат.

        Специальные требования, связанные с обеспечением движения на случай выхода из строя искусственного сооружения, предъявляемые к узлам загородных дорог, для городских пересечении в разных уровнях не представляют существенного значения. В случае выхода из строя сооружения движение транспорта может быть временно переключено на соседние улицы и проезды в одном уровне или на близлежащие узлы.

        Для выбора наиболее рационального типа пересечения с учетом особенностей местных условий в каждом отдельном случае разрабатывается несколько вариантов на стадии архитектурно-планировочного задания.

        Основными показателями для сравнения при выборе типа пересечения являются:

        Окончательный выбор типа производится на основе всестороннего сопоставления различных вариантов по их транспортно-экономическим показателям, рассчитанным по укрупненным измерителям. После утверждения архитектурно-планировочного задания выбранный вариант типа пересечения передается для разработки рабочего проекта.