Бычкова Н.В., Момот А.И. Совершенствование затрат на обеспечение качества / Материалы региональной научно-практической и студенческой конференции. - Донецк: ДонНТУ, 2005. - 100 с. - С. 88-90.


Эффективность любой коммерческой деятельности измеряется прежде всего величиной прибыли. Финансовый контроль за деятельностью предприятия является жизненно важным. Данные о затратах, связанных с деятельностью предприятия, должны регистрироваться в отчётах и предоставляться руководству. Знание и анализ этих затрат оказывают большую помощь в успешном руководстве компанией.

Затраты, связанные с качеством, в соответствии со стандартом ISO 9004:2000 ” Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности “ являются затратами, которые вызываются преимущественно требованиями обеспечения управления качеством на предприятии.

Целью представленной работы является усовершенствование существующих систем учёта затрат на качество.

Первоначальным импульсом к применению анализа затрат на качество послужила директива Министерства обороны США 1963 г. под названием «Требования к программам качества». Озабоченность министерства была вызвана высокой стоимостью работ и перерасходом средств подрядчиков. Директива предписывала всем организациям, выполняющим оборонные заказы, в обязательном порядке проводить оценку издержек, связанных с производством несоответствующей продукции (затрат несоответствия), и предоставлять по этим затратам финансовую отчётность.

Измерение и анализ финансовых затрат стали очень популярны в США и Канаде, после того, как Дж. Джуран впервые назвал убытки из-за низкого качества «золотой жилой» американской экономики. В оном из интервью он заявил: «Для того, чтобы заставить высший менеджмент инвестировать в качество, необходимо перевести язык преставлений о менеджменте качества на более понятный им язык денег». [1]

В середине 50-х годов прошлого века сформировалась наиболее распространенная модель учёта и анализа затрат на качество – подход Джурана-Фейгенбаума. В соответствии с этим подходом затраты подразделяются на четыре категории:

•  предупредительные мероприятия;

•  контроль;

•  внутренние дефекты;

•  внешние дефекты.

Пдобную классификацию предложил Ф. Кросби: «затраты на несоответствие», т.е. прямые убытки из-за производства несоответствующей продукции и «затраты на соответствие», т.е. расходы на предотвращение производства или изъятие некачественной продукции до того как она попадёт к потребителю. Вместе они составляют суммарную стоимость качества.[3]

В настоящее время в экономике существуют две важные тенденции, способствующие широкому распространению анализа затрат на качество. Первая заключается в том, что переход от МС ИСО серии 9000:1994 к МС ИСО серии 9000:2000 акцентирует внимание организаций на вопросах эффективности систем качества. Новые стандарты, как известно, основаны на процессном подходе к управлению. Они не только подчёркивают важность мониторинга и тщательных измерений процессов, протекающих в организации, но также требуют документированного подтверждения того, что система управления качеством организации непрерывно совершенствуется. Создание постоянно обновляемой документированной базы данных по затратам на качество существенно упрощает взаимодействие с аудиторами.

Другая тенденция – распространение концепции «Шесть сигм». Эта программа повышения качества, действующая во многих организациях, предполагает оценку деятельности предприятия по итоговым финансовым показателям. В этом отношении анализ затрат на качество служит весьма эффективным средством убеждения скептически настроенных финансистов в том, что предпринятые меры в области улучшения качества приносят значительную прибыль.

Более того, современная экономика показывает, что организации, сталкивающиеся с постоянно возрастающими требованиями в области качества продукции и услуг, могут соответствовать ожиданиям потребителей лишь в том случае, если их высший менеджмент проводит жесткую и эффективную финансовую политику, нацеленную на достижение определенных финансовых результатов. Данные об относительной доле затрат на качество в общей структуре расходов компании должны ясно свидетельствовать о том, что экономия средств проводится не за счет качества продукции или снижения степени удовлетворенности потребителя. И все же наиболее убедительным аргументом в пользу применения анализа затрат служит тот факт, что он обеспечивает необходимую связь между стратегическими целями организации и ее усилиями, направленными на улучшение качества. [2]

Структура формирования затрат на качество продукции и их виды представлены на рис. 1.


Рис. 1. – Структура затрат на качество

Существует еще несколько классификаций затрат на качество, однако следует отметить, что какая-либо единая, т.е. общепринятая классификация затрат на качество отсутствует даже в развитых западных странах. Именно поэтому в разделе 6 международных стандартов ИСО 9004 виды затрат представлены только двумя группами : производственными и непроизводственными затратами на качество с оговоркой, что такая группировка носит самый общий характер.

Как бы то ни было, затраты на создание, поддержание производства качественной продукции и, следовательно, имиджа самого предприятия образуются как на предприятии, так и за его пределами, поэтому необходим их глубокий качественный и количественный анализ.

Политика предприятия должна быть изначально нацелена на высокое качество продукции. Однако брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Его необходимо учитывать.

Брак может быть обнаружен на самом предприятии-производителе продукции и за его пределами. Проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции брак, свидетельствует как о плохом ее качестве, так и о качестве работы предприятия.

Одна из проблем в настоящее время – учёт брака. Большая часть предприятий перестала вести учёт брака. Учёт ведётся без накопления результатов по месяцам, кварталам, годам. Фиксируется только тот брак, на который составляются акты контролерами ОТК. Однако подсчёт даже такого брака нарастающим итогом за год не ведётся. Тем более брак, который выявляется работниками ОТК и устраняется на месте.

Таким образом, главной целью измерения и анализа затрат на качество является оценка эффективности системы менеджмента качества. Основной задачей для каждого предприятия должен стать выбор таких приоритетных мер по улучшению деятельности, которые в максимальной степени соответствовали бы его стратегическим целям.

Следует подчеркнуть, что анализ и оценка затрат на качество должны выступать как средство выявления неэффективных или нерезультативных действий организации, инициировать деятельность по улучшению и стать основой разработки финансовых подходов к инновациям. Кроме того, информация, полученная руководством предприятия при анализе и оценке затрат на качество, обязательно должна использоваться при анализе системы менеджмента качества, т.е. применение методики анализа затрат на качество может стать отправной точкой анализа конкурентоспособности предприятия в целом.

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

  1. Джон Шоттмиллер Затраты на качество стимулируют процессы непрерывного совершенствования // Методы менеджмента качества. – 2003. - № 2. – с. 4 – 9.

  2. Адлер, С.Щепетова. Нужна ли нам "Система экономики качества"? Не у жели да? // Стандарты и качество. – 2001. - № 12. - с.68-70.

  3. Рыженко Г., Михеева С., Сурсяков В., Басаргин В. К оценке затрат на качество // Стандарты и качество. – 2004. - №7. – с. 58 – 60.