TQM - всеобщий менеджмент качества

2. Философия TQM: участие всех.

http://tuev-nord.com.ua/

>> ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ <<

Все больше предприятий приходят к выводу, что они не справляются с жесточайшей конкуренцией, используя привычные концепции управления.
Поскольку:
· Промышленное производство осуществляется сегодня во всем мире, а не только в нескольких высокоразвитых странах.
· Новые системы транспорта и связи делают возможным международный обмен товарами.
· С помощью современных информационных услуг и баз данных сами услуги можно покупать в странах с дешевой рабочей силой.
Проверенные десятилетиями, твердо засевшие в нашем сознании постулаты предпринимательской деятельности должны быть осмыслены по новому и пересмотрены для новых условий. Этот процесс переходит в поиск новых концепций, с помощью которых предприятия могут улучшить свою производительность и обеспечить успех на рынке.
Чтобы оставаться конкурентоспособными, нам нужны новые концепции!
Total Quality Management (TQM) - всеобщее управление качеством - является в связи с этим наиболее многообещающей концепцией. Как и многие философии качества эта концепция возникла в Японии. Профессор Каору Ишикава (1915-1989) разработал в начале 70-х концепцию контроля за качеством в рамках предприятия, которая, по существу, соответствует нашему сегодняшнему пониманию управления качеством. Ишикава при этом основывался на идеях американцев В. Эдвардса Деминга и Джозефа М. Джурана, которые в послевоенный период заложили в Японии основы современного управления качеством.
Но что означает TQM? Понятие можно перевести как всеобъемлющее (тотальное) управление качеством. Из этого следует: TQM - это, в первую очередь, управление качеством.
Управление качеством означает:
· Контролировать и постоянно улучшать качество продукции и процессы на предприятии,
Чтобы тем самым:
· Обеспечить удовлетворенность клиентов,
· Снизить затраты,
· Повысить рентабельность производства.

Эти же цели преследует и TQM, добавление "тотальный" означает: более настойчивый, более интенсивный, более всеобъемлющий, одним словом, более "тотальный" подход, чем в управлении качеством (см. главу Основы управления качеством). Особенностью TQM является обобщающий характер этой концепции, которая вовлекает в процесс работы над качеством всех имеющих отношение к предприятию лиц - клиентов, сотрудников, поставщиков и подрядчиков.
TQM - это всеобъемлющее управление качеством, включающее всех задействованных на предприятии лиц.

· T = Total
Тотальный означает, что все члены организации (вышеназванные лица) принимают участие в процессе качества предприятия. В основе TQM лежит не только оптимизация собственно деятельности фирмы, но и согласованное взаимодействие всех участников единого процесса. Целью является установление долгосрочного партнерства, учитывающего интересы клиентов, сотрудников, поставщиков и инвесторов.

· Q = Quality = Качество
Качество означает не только качество продукта, но и качество работ, процессов и предприятия в целом. Качество в аспекте TQM может, например, означать:
Качество управления, процесса производства, информационных потоков, работы сотрудников. Понимаемое таким образом качество может быть достигнуто только тогда, когда каждый старается систематически снижать ошибки. Качество продукции уже не проверяется задним числом, а является логической следствием цепочки TQM.

· M = Management
М ("менеджмент") сигнализирует, что качество представляет собой управленческую задачу. Поэтому только руководство предприятия может принять решение о том, будет ли внедряться TQM или нет. Но если решение принято, то отсюда возникает обязательство поддерживать TQM-процесс примерным ведением дел на долгосрочной перспективе. Но М - это не только обязанности менеджмента, но и методы менеджмента, известные как "партиципативный" (совместный) стиль управления. Под ним понимается стиль управления, требующий творчества и волевого участия, и разрешающий активное участие сотрудников.

Т = участвуют все
Q = качество продукции и процессов
М = качество как задача менеджмента

TQM движется по кругу процесса постоянного улучшения, известного под японским термином Kaizen. Дословно это означает "изменение к лучшему". Нужно понимать это не как одноразовый метод, а как состояние духа, представляющее одновременно цель и образец поведения в каждодневном процессе работы. Итак, под улучшением в рамках TQM нужно понимать не только крупные инновации продукции, процессов и оснащения (как напр., внедрение нового производственного оборудования), но прежде всего но и мелкие шаги, улучшающие ежедневный ход работы (как напр. улучшение освещения рабочего места).

Процесс постоянного улучшения это состояние духа, которое выражается в стремлении к постоянному совершенствованию.

Процесс постоянного улучшения подразумевает, что все виды деятельности на предприятии могут быть улучшены. В. Эдвардс Деминг это описал так:
"Постоянно ищи причины проблем, чтобы постоянно улучшать все виды продуктов и услуг, а также другие виды деятельности предприятия!"
Деминг спроектировал модель, которая Вам уже известна: PDCA-цикл (PDCA =Plan-Do-Check-Act). В честь создателя он назван циклом Деминга.
Plan: Прежде всего разрабатывается план и определяются мероприятия.
Do: Только потом проводятся мероприятия
Check: Следующим шагом мероприятия проверяются на успешность
Act: Если да, то мероприятия стандартизируются, если нет, должны быть найдены другие пути решения.

Деминг представил PDCA-цикл в виде круга, т.к. исходит из того, что процесс постоянного улучшения является не разовой программой, а постоянным процессом. В этом смысле, конечно, может быть усовершенствована и сама модель, как напр. в разделе стандартных методов менеджмента качества, в котором PDCA-цикл дополняется фазой анализа. В этом случае он называется уже не PDCA-, а A-PDCA-цикл.

>> ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ <<

------------------------

Все права на использование данного курса принадлежат учебному подразделению "ТЮФ НОРД АКАДЕМИЯ". При перепечатке материала ссылка на правообладателя и интернет-ссылка на наш сайт обязательны.
Коммерческое использование материала без согласия автора запрещено.

------------------------

По вопросу коммерческого использования данного материала, а также по вопросам организации и проведения учебных мероприятий обращайтесь по телефону в Донецке 8-(062)-382-61-14 или по электронной почте vmatvienko@tuev-nord.com.ua. Контактное лицо - Матвиенко Владимир Евгеньевич, руководитель украинского отделения "ТЮФ НОРД АКАДЕМИИ".