Вернуться в электронную библиотеку

ОЦЕНКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ УКРАИНЫ


УДК 621.313.658.383
С.В. Гузенко, студентка 5-го курса; О.А. Шевченко, канд. тех. наук, доц.

Сборник докладов Всеукраинской студенческой научно - технической конференции "Электротехнические и электромеханические системы", г. Севастополь, 17 - 20 апреля 2006 г.

          Анализ статистических данных о выходе из строя асинхронных электродвигателей напряжением до 1000В, собранных за период 2000 – 2004 гг. на некоторых промышленных предприятиях города Донецка и Донецкой области показал, что 62 - 71 % повреждений асинхронных двигателей вызван работой их на двух фазах.
          Перегрев обмоток электрических машин может вызвать воспламенение изоляции проводов, что нередко приводит к пожару в тех случаях, когда на корпусах этих машин имеются отложения пожароопасной пыли.
          Значение коэффициента несимметрии при обрыве линейного провода на стороне питающего напряжения, как в месте обрыва – 28,7 %, так и в близлежащих узлах – 15 - 28,3 %, значительно превышают значения, установленные ГОСТ 13109 – 97 [1]. Несимметрия питающего напряжения приводит к появлению токов обратной последовательности, которые накладываются на токи прямой последовательности и вызывают дополнительный нагрев ротора и статора, что приводит к быстрому старению изоляции.
          Пожар при эксплуатации асинхронного двигателя может произойти при совпадении в пространстве и времени следующих случайных событий: недопустимый перегрев корпуса двигателя (например, при обрыве одной из фаз, питающих асинхронный двигатель); отказ в срабатывании соответствующих средств защиты; наличие горючего материала на корпусах рассматриваемых асинхронных двигателей [2].
          В том случае, если интервалы времени между: обрывами одной из фаз линий, подающих электроэнергию к асинхронному двигателю; случайное время работы асинхронного двигателя на двух фазах; интервалы времени между отказами средств защиты; длительность работы асинхронного двигателя с поврежденной защитой; интервалы времени между появлением горючего материала на корпусах асинхронного двигателя; длительность нахождения горючего материала на корпусах асинхронного двигателя не противоречат экспоненциальным функциям распределения вероятностей, тогда среднее время до первого пожара можно определить с помощью формулы:

,           (1)
где ,     .
         Здесь      - средний интервал времени между появлениями обрыва фазы АД и средняя длительность существования данного режима работы;       - средний интервал времени между отказами средств защиты (предохранитель, автоматический выключатель);       - средний интервал времени между появлениями горючего материала на корпусах асинхронного двигателя и средняя длительность нахождения горючего материала (пыли) на корпусах асинхронного двигателя;    - интервал времени между проверками состояния средств защиты;    - интервал времени между проверками наличия горючего материала на корпусах электрооборудования.
          Формула (1) справедлива в тех случаях, когда: , и , .
          Вероятность пожаров, в цехе с достаточной для практических целей точностью, при эксплуатации асинхронного двигателя можно определить следующим образом:
.           (2)

         Изменяя сроки профилактики и можно добиться того, что вероятность пожаров от эксплуатации асинхронного двигателя будет соответствовать норме (ГОСТ 12.1.004-91), т.е. .

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузнецов В.Г., Николаенко В.Г., Висящев А.А. Математические модели и анализ неполнофазных режимов ЛЭП. – Техническая электродинамика, 1985, №4. – с. 24 – 27.

2. Шевченко О.А., Якимишина В.В., Пинчук О.Г. О пожарной опасности асинхронных электродвигателей, эксплуатирующихся на промышленных предприятиях. Наукові праці ДонНТУ. Серія «Електротехніка і енергетика», випуск 67. Донецк: ДонНТУ, 20003 – с. 65 – 68.


Вернуться в электронную библиотеку