УДК 621.313.322

 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПАРАМЕТРОВ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ НАСЫЩЕНИЯ

 

Наумов О.Е., Руденко А.В.
Донецкий национальный технический университет 

 

Одной из актуальных проблем современной электротехники является повышение точности расчетов переходных процессов в синхронных (СМ) и асинхронных (АМ) машинах. Для этого необходимо учитывать ряд факторов, оказывающих существенное влияние на характер их протекания. Одним из таких факторов является насыщение магнитных цепей электрической машины (ЭМ). Известны методы расчета динамических режимов ЭМ переменного тока, основанные на использовании семейства частотных характеристик проводимости со стороны обмотки статора, полученные для различных значений напряжений и токов статора.

В докладе анализируются результаты определения электромагнитных параметров асинхронного двигателя (АД) типа 4А90L4У3, полученные по данным опытов включения на источник переменного тока при различных значениях напряжения. Проводилось две серии опытов на неподвижном АД: в первой напряжение подавалось на три фазы двигателя, во втором - на две фазы. В каждом случае было проведено по восемь опытов при изменении напряжения в пределах от 0,25Uн до 0,55Uн. Измерялись токи и напряжения в установившемся режиме с помощью цифрового регистратора. По данным измерений рассчитывались величины полного сопротивления двигателя, модули пускового тока, а также параметры Г-образной и Т-образной схем замещения, соответствующие различным уровням насыщения.

            На рис.1. приведены пересчитанные к номинальному напряжению зависимости изменения пускового тока статора АД в функции токов, зарегистрированных в опытах.

img1.gif

 

 

 

 

 

 Как следует из рис.1, имеет место увеличение амплитудных значений тока статора при увеличении подаваемого на АД напряжения. При этом результаты, полученные по данным опытов питания трех (кривая 1) и двух (кривая 2) фаз оказались близкими между собою. На практике более предпочтительным является опыт включения на две фазы, поскольку при этом не требуется устройство торможения двигателя.

На рис. 2. приведены зависимости активного и индуктивного сопротивлений роторного контура схем замещения Г- и Т-образного типа. Анализ результатов опытов показывает, что при увеличении тока статора активные и индуктивные сопротивления схем замещения, а также полное сопротивление двигателя монотонно уменьшаются.

img2.gif

Исследования позволили получить аналитическое выражение зависимости сверхпереходного сопротивления в функции тока статора при значениях последнего более 0,5Iн: img3.gif