МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УСТАНОВИВШИХСЯ РЕЖИМОВ РАБОТЫ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ПРИ НАЛИЧИИ В НИХ ДЕФЕКТОВ Полковниченко Д.В. Are brought the results of mathematical modeling of establishing work routines of asynchronous electric motors at-tached to presence of locking stator winding coils, ragged parallel stator winding branches and rotor bars. Известно, что при обрыве стержня КЗР происходит снижение потребляемой активной мощности АД и одновременно уменьшается частота вращения ротора, т.е. увеличивается скольжение АД. Таким образом, целе-сообразным является использование в качестве диагностического параметра отношения активной мощности на валу АД к скольжению P/S. Анализ полученных зависимостей отношения P/S от количества оборванных стержней КЗР при различ-ных коэффициентах загрузки АД показал, что величина отношения P/S при обрыве одного стержня с достаточ-ной степенью точности может рассчитываться по выражению где Р, Рном - соответственно расчетная и номинальная мощности АД; S, Sрасч - соответственно расчетное и номинальное скольжение АД; Z2 - число пазов КЗР. Таким образом, проведенные исследования показали, что коэффициент ОП по току и отношение P/S обладают хорошей информативностью при диагностировании технического состояния КЗР. Диагноз "обрыв стержня КЗР" ставится в случае превышения диагностическими параметрами своих пороговых значений. При этом частота тока ОП является функцией скольжения S и определяется по выражению [5] f2=f1(1-2S), где f1 - частота питающего напряжения. Для исследования зависимости диагностических параметров в рабочем режиме АД при наличии витко-вых замыканий в обмотке статора использовалась модель, описание которой приведено в работе [6]. Модель основана на определении собственных и взаимных индуктивностей контуров обмотки статора. Это связано с тем, что при замыкании небольшого числа витков обе части обмотки статора расположены в одних и тех же пазах, поэтому их взаимоиндукция велика. Индуктивность замкнутых витков мала, и при относительно не-большом токе в остальной части обмотки ток в поврежденных витках может достичь больших значений. Исследования, проведенные на математической модели для АД различной мощности серий и типов ДАЗО2 16-го и 18-го габаритов, ДАЗО4, АТД2, АТД4, А и АЗ 12-го и 13-го габаритов, АВ и АВК, показали, что на начальной стадии развития виткового замыкания (т.е. в области действия системы диагностики) зависимость коэффициента ОП по току K2I от количества замкнувшихся витков с достаточной степенью точности может быть представлена кривой, приведенной на рис.2. Заключение о возникновении виткового замыкания в обмотке статора делается в случае увеличения тока ОП и одновременного увеличения фазных токов АД. При этом ток в поврежденной фазе увеличивается значительно больше, чем в "здоровых" фазах, а частота тока ОП равна частоте питающего напряжения. Обрыв параллельных ветвей обмотки статора также приводит к появлению тока ОП. При расчете обры-вов параллельных ветвей обмотки статора приняты следующие допущения:
В результате проведенных расчетов была получена система из трех уравнений, где неизвестными явля-ются токи в параллельных ветвях фаз ,,: ,,- вектора питающих напряжений; w - угловая частота сети; М1 - взаимоиндуктивность между ветвями одной фазы; М2 - взаимоиндуктивность между ветвями разных фаз; m - число параллельных ветвей обмотки статора; na, nb, nc - число оборванных ветвей по фазам статора. По найденным из (1) токам в параллельных ветвях обмотки статора определяется величина тока ОП. На рис.3 приведены обобщенные зависимости коэффициента ОП по току K2I от количества оборванных параллельных ветвей обмотки статора для АД с различным числом таких ветвей (2, 3, 4). Приведенные результаты показывают, что ток ОП позволяет с большой точностью выявлять обрыв параллельных ветвей статорных обмоток электродвигателей. Частота тока ОП при этом равна частоте питающего напряжения. Поврежденная фаза находится по величине тока в этой фазе. Величина тока в поврежденной фазе меньше, чем в "здоровых" фазах. Зависимости токов в "здоровых" Iзд и поврежденной Iповр фазах от количества параллельных ветвей обмотки статора при обрыве одной из этих ветвей в одной фазе приведены на рис.4 и также могут использоваться при постановке диагноза о техническом состояния АД. Сравнение результатов экспериментальных исследований [2] и математического моделирования установившихся режимов работы опытного АД при наличии в нем дефектов показало, что при обрыве стержней КЗР отклонение величины коэффициента ОП по току K2I не превышает 10,4 %, а отклонение отношения P/S - 6,8 %. Отклонение величины коэффициента ОП по току K2I при витковых замыканиях в обмотке статора не превышает 10 %. Полученные результаты подтверждают адекватность использованных математических моделей, а также возможность построения принципов диагностики с их использованием.
|