ДИАГНОСТИКА АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА ПО ДАННЫМ ИЗМЕРЕНИЙ РАБОЧЕГО РЕЖИМА
Сивокобыленко В.Ф.
Асинхронный электропривод получил широкое применение во многих отраслях народного хозяйства, бла-годаря простоте производства и эксплуатации. Это подтверждается тем, что асинхронным электроприводом по-требляется до 40 % электроэнергии, производимой в мире. Однако оптимальному использованию асинхронных электродвигателей препятствует их высокая повреждаемость (ежегодно повреждаются 20-25 % от общего ко-личества установленных электродвигателей). Это приводит к нарушению непрерывности технологических про-цессов с последующим браком продукции, затратам на восстановление и ремонт электродвигателей, а также на восстановление нормальных технологических процессов производства. где kз = 1,5-2,5 - коэффициент запаса; Sном - номинальное скольжение асинхронного электродвигателя, %; Pном, P - значения потребляемой электродвигателем активной мощности соответственно номинальное и определяемое по результатам контроля. Алгоритм обработки параметров рабочего режима имеет следующую последовательность. 1. Производится расчет периода T1 и частоты f1 питающего напряжения, а также начальных фаз токов и напряжений. 2. Определение амплитуды фазных токов в каждый момент времени их фиксации выполняется на основе определения среднеквадратического значения тока для количества дискретных точек, соответствующих перио-ду сигнала номинальной частоты и взятых слева и справа от текущей i-той точки: 3. Для каждого момента времени фиксации мгновенных значений фазных токов электродвигателя определяются вектора фазных токов: 4. По значениям векторов фазных токов электродвигателя, рассчитываются симметричные составляющие прямой и обратной последовательностей для каждого момента времени ti: где a=e^j2п/3 - фазный множитель. 5. Амплитуды составляющих тока прямой I1m и обратной I2m последовательностей за полное время контроля определяются по выражениям: где,- мгновенные значения составляющих тока соответственно прямой и обратной последовательностей. 6. Рассчитывается величина коэффициента несимметрии фазных токов электродвигателя 7. Величина потребляемой электродвигателем активной мощности р определяется на основании контроля фазных токов и фазных или линейных напряжений по выражению: 8. Для определения величины скольжения асинхронного электродвигателя используется кривая изменения амплитуды фазного тока во времени Imi(t), найденная по выражению (1) и смещенная вниз до пересечения с осью времени t: где - среднее значение амплитуды фазного тока электродвигателя. Находится период колебаний tкол амплитуды фазного тока и рассчитывается величина скольжения S электродвигателя по выражению: 9. Определяется критерий наклона характеристики kp, характеризующий крутизну механической характеристики асинхронного электродвигателя в области рабочих скольжений. Так как при наличии оборванных стержней короткозамкнутого ротора скольжение S двигателя увеличивается при той же величине нагрузки, то указанное отношение будет уменьшаться по сравнению с его значением для исправного двигателя. Такой же характер изменения крутизны указанной характеристики будет иметь место и при понижении напряжения. Поэтому вводится коррекция предлагаемого критерия с учетом квадрата отношения номинального напряжения и напряжения статора в опыте. В относительных единицах выражение для критерия наклона характеристики имеет вид где s, U - определяемые по результатам эксперимента значения соответственно скольжения и напряжения статора; Uном - номинальное напряжение статора. 10. В качестве комплексного критерия диагностирования асинхронного электродвигателя предложен коэффициент его исправного состояния, который определяться как где Ci, Cp - весовые коэффициенты, равные 1-3, которые в дальнейшем могут быть уточнены на основе опыта эксплуатации. Для исправного двигателя kд=1. Отклонение этого параметра в сторону понижения от единицы свидетельствует о наличии дефектов обмоток асинхронного электродвигателя. Заключение о месте возникновения (обмотка статора или ротора) и виде возникшего дефекта (обрыв ветвей параллельной обмотки статора и стержней обмотки короткозамкнутого ротора, витковое замыкание, нарушение контактов, паяных или сварных соединений в обмотках статора и ротора) дается на основании анализа совокупности изменения величины критерия диагностирования и параметров рабочего режима электродвигателя, а также по частоте тока обратной последовательности (см. табл.1). Используя методики, приведенные в работах [7,8], на основании контроля мгновенных значений фазных токов и напряжений статора электродвигателя можно выявлять дефекты механической части (в том числе, эксцентриситет). Таблица 1 - Связь диагностируемых дефектов и их симптомов * m - количество параллельных ветвей обмотки статора электродвигателя. Возникновение составляющей тока обратной последовательности, имеющей частоту сети, вызвано либо несимметрией обмоток статора, либо несимметрией питающего напряжения. Таким образом, для достоверного диагностирования дефектов обмотки статора требуется четко выявлять причину возникновения такой несимметрии параметров рабочего режима электродвигателя (токов и напряжений). Разработанный метод учета влияния несимметрии питающего напряжения на результаты диагностики основан на определении фазных сопротивлений электродвигателя и имеет следующую последовательность: - на основе контроля мгновенных значений фазных токов и напряжений электродвигателя определяются действующие значения токов и напряжений фаз где,- мгновенные значения соответственно фазных токов и напряжений; nk - количество выборок сигнала за полное время контроля; - рассчитывается величина сопротивлений фаз обмотки статора электродвигателя - на основании сравнения величины фазных сопротивлений электродвигателя делается заключение о причинах возникновения несимметрии параметров рабочего режима. Так, если Za = Zb = Zc, то причина несимметрии - питающая сеть. Если же сопротивления отличаются по величине, то причина несимметрии - несимметрия обмоток статора. Результаты исследования влияния несимметрии питающего напряжения и несимметрии обмотки статора (при обрыве параллельных ветвей обмотки статора) на величину фазных сопротивлений электродвигателя приведены в табл.2. Таблица 2 - Результаты исследования влияния несимметрии питающего напряжения и несимметрии обмотки статора электродвигателя на величину фазных сопротивлений электродвигателя
* k2u - коэффициент несимметрии питающего напряжения; ** m - количество параллельных ветвей обмотки статора электродвигателя; *** na, nb, nc - число оборванных параллельных ветвей обмотки статора соответственно в фазах А, В и С. Предложен метод непрерывного контроля состояния обмоток статора и ротора асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором по данным измерений фазных токов и напряжений. Полученные данные используются для определения по разработанному алгоритму токов прямой и обратной последовательностей, скольжения, потребляемой активной мощности и угла наклона механической характеристики электродвигателя. Эти параметры положены в основу комплексного критерия оценки технического состояния обмоток асинхронного электродвигателя, который позволяет повысить точность диагностирования по сравнению с известными методами.
|