ukr rus de eng



|Главная |Реферат |Библиотека |Ссылки |Отчет о поиске Индивидуальное задание



"Прага. Cобор св. Витта"
Неведомый С. А.


Прага


Вацлавская площадь


Пражский музей


Тынский храм


Богемский хрусталь


Cобор св. Витта


Cобор св. Витта


Cобор св. Витта (внутри)


Собор св. Витта (орган)


Чудесный вид с Карлова моста


На Карловом мосту


Вот такие у них машины


А бигборды просто загляденье

В начале марта 2006 г. мне удалось побывать в столице Чехии – Праге. Это один из красивейших городов не только Чехии, но и Европы. Чудесным образом в Праге сочетаются архитектурные стили - от раннего средневековья вплоть до настоящего времени. Удивительные памятники архитектуры и прекрасное месторасположение над рекой Влтавой наложили на Прагу отпечаток неповторимого очарования и атмосферы, которыми так восторгаются все ее посетители.

В Праге, которую называют "Злата Прага" или "Город ста шпилей" много достопримечательностей. Знаменитый Старый город XIII века, Новый город XIV века, Карлов мост с фигурами святых (XIV век), Градчанский замок, собор св. Витта в готическом стиле (в нем находятся гробницы многих королей Богемии), несколько дворцов в стиле барокко, ратуша XIV века.

Наибольшее впечатление произвел на меня кафедральный собор св. Витта - самый большой собор и главное украшение Праги, который строился в общей сложности 600 лет.

Собор святого Витта прекрасен: входные ворота в собор прекрасны, каждый сантиметр которого украшен резьбой, изображающей сцены из библии, истории и мифологии. Горгульи, нависающие над входом, разевающие свои страшные пасти и застывшие за секунду до того, как ты на них посмотрел. Стрельчатые крыши, кажется, подпирающие низкие дождевые тучи, и нависающие над грешниками, осмелившимися подойти к ступеням собора. Черные от времени стены, которые напоминают кружево, и при всей своей мощи, выглядящие воздушно. Решетки собора, на которых изображены сцены из сельской жизни, каждая из которых символизирует один из знаков зодиака.

Собор св. Витта служит усыпальницей чешских королей и пражских епископов, здесь хранятся коронационные регалии монархов, вывешены портреты членов семьи Карла IV и архитекторов, принимавших участие в проекте. Напротив южного крыла собора - вход в Королевский дворец. Во дворе - Вацлавский зал - настоящая жемчужина пламенеющей готики - это самый красивый зал в центральной Европе и одновременно самый большой светский зал в средневековой Праге.

История создания собора св. Витта весьма интересна. Уже в 1344 г. будущий чешский король и император Священной Римской империи КАРЛ-IV (тогда еще маркграф) приступил к планомерному созданию чешского государства на новых принципах.
По счастливому стечению обстоятельств, ему удалось сделать то, о чем мечтали его предки - освободить Чехию от власти имперского епископства.
На папский престол под именем Климент-VI был посажен бывший воспитатель и друг Карла, кардинал Пьер Роже де Росье. От него маркграф Карл добился освобождения Пражской церкви от подчинения майнцскому архиепископу и получения права учреждения в Праге архиепископства.
По просьбе Карла папа римский в специальной булле издал указ относительно чешской королевской короны, подчеркнув ее неотчуждаемость, и скрепил своей подписью составленный Карлом коронационный ритуал чешских королей.
В ноябре 1344 года пражский епископ Арношт стал митрополитом, а король, он же архиепископ Ян Люксембургский и два его сына Карл и Ян торжественно заложили первый камень в фундамент будущего детища Карла - нового кафедрального собора св. Вита.
Остатки стенной кладки предшественниц собора - ротонды и базилики хранят подвалы собора.

Кафедральный собор св. Вита безусловно наиболее ярко характеризует эпоху Карла-IV, его создателя.
Первые 8 лет ее строительство возглавлял французский архитектор Матьё (Матиаш, или Матэ, или еще проще - Матвей) из Арраса, приглашенный на двор Карла из Авиньона - места пребывания римских пап.
Матьё приступил к строительству и довел до конца замыкающую часть хора - венец капелл и колонны обхода. Задуман храм был как базилика развитого кафедрального типа, предполагалось решение интерьера с характерными признаками линеаризма, без выразительной пластичности, что соответствовало признакам французской архитектуры середины 14 века.
После смерти Матьё в 1352 году Карл поразил всех тем, что не побоялся предложить возглавить строительство престижнейшего кафедрала в одном из главных центров европейской готической культуры молодого и неопытного, но потомственного и подающего надежды зодчего. В Прагу был приглашен Петр Парлерж, который очень скоро проявил себя как незаурядная творческая личность с широким диапазоном творческой деятельности, показав весь спектр своих способностей: от художественных до технических. Этот факт еще раз подтверждает прозорливость и неординарность правителя.
Опираясь на творение своего предшественника, Парлерж радикально, но органически провел изменения в организме храма, пластично создавая звенья архитектурного комплекса. К особенностям святовитского кафедрала на том этапе можно отнести контраст между сложной опорной системой, развитой снаружи и величественным покоем интерьера. Вместо применявшегося до тех пор строгого расчленения отдельных пролетов крестового свода был использован сетчатый свод над хором (высотой 30 м), образующим замкнутую фигуру по всей площади.
Традиционная схема кафедрального собора также претерпела некоторые изменения. Они были вызваны новой программой строительства, явившейся плодом вдохновения самого "застройщика" - императора Карла. Теперь храм был носителем определенной идейной программы: он возводился как главное святилище страны, литургические элементы которого переплетались с репрезентативными элементами.
Все это вместе вылилось в культ канонизированного князя Вацлава, к роду которого по матери Пршемыслович, причислял себя Карл. Самое большое значение в храме придавалось капелле, освященной в честь Вацлава. Она несколько отклоняется от определенной последовательности, в которой выстраивались другие капеллы в хоре храма, как бы "раздвигает" фасад и вклинивается в трансепт (поперечный неф).
Необходимость освящения хора в 1385г. потребовала сооружения провизориума - временной стены, которой Парлерж закрыл хор поперек строящегося собора. Это "временное" продолжалось полтысячелетия.

Скульптурное оформление, являющееся творением ваятелей мастерской Парлержа и самого мастера, который участвовал в создании наиболее значительных произведений, отражает единство мотивировки и языка. В капеллах и обходе хора находятся созданные ими надгробия с изображением возлежащих фигур правителей из династии Пршемысловичей.
В трифории (трехчастный арочный проем) над арками хора ваятели мастерской Парлержа создали уникальную галерею портретных бюстов. Скульптурные портреты изображают Карла-IV и его четырех жен, его родителей Яна и Элишку, двух братьев, сына Вацлава с женой, первых пражских архиепископов, каноников, руководивших строительством храма и обоих зодчих (всего портретов - 21).
Внутреннему трифорию отвечал верхний, внешний, на колоннах которого теми же мастерами были выполнены бюсты Христа, Девы Марии и канонизированных святых. Внешняя опорная система собора покрыта богатыми орнаментальными и фигурными украшениями.
После смерти Карла (1378) строительство храма продолжал его сын Вацлав. Строительными работами руководил Петр Парлерж, а следующих 20 лет после его смерти (1399) - сыновья Парлержа Вацлав и Ян по планам отца. Эпоха Люксембургов заканчивается строительством нижней части большой южной башни (заложена в 1392). Гуситское движение и связанные с ним беспорядки препятствовали дальнейшему продвижению строительства.
В период правления В.Ягеллонского архитектор Рид украсил собор королевской молельей, балконом с висячим замком на своде, украшенным позднеготическими натуралистическими ребрами, выполненными в виде ветвей засохшего куста.
Со времен ренессанса до наших дней в интерьере собора сохранились: хоры Вольмута, Королевский мавзолей и капелла Войтеха.


В настоящее время численность жителей города Праги свыше 1 215 тыс. человек (преобладает женское население). Государственным языком является чешский, им владеет практически все население города, широкое распространение также имеют русский, немецкий и английский. Большинство горожан исповедует католицизм.

Прага сегодня - это веселый, жизнерадостный город, который нашел свой путь и уверенно смотрит в будущее. Со всех концов света устремляются сюда молодые люди, туристы, уличные музыканты и торговцы.