Поиск на портале ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ Портал ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Буряк Артем Дмитриевич

Буряк Артем Дмитриевич

Факультет: Энергомеханики и автоматизации
Специальность: Автоматизированное управление технологическими процессами
Группа: АУП-01
Руководитель: к.т.н., доцент, Ставицкий Владимир Николаевич
E-mail:artemke@list.ru


Боиграфия Реферат Библиотека Ссылки Отчет о поиске

Индивидуальное задание. Статья в Википедии


        По теме магистерской работы мной написана энциклопедическая статья : «Вентильный электродвигатель».

        Статья размещена автором в электронной энциклопедии – Википедии

        Перейти непосредственно на статью в Википедии можно по этой ссылке: http://ru.wikipedia.org/wiki/Вентильный электродвигатель

        Энциклопедия является свободной и каждый пользователь может ее редактировать. Поэтому оригинал статьи «Вентильный электродвигатель» представлен на этой странице.


Вентильный электродвигатель


Принцип работы трехфазного вентильного двигателя         Вентильный электродвигатель – это тип синхронной машины, реализованный в замкнутой системе с использованием датчика положения ротора, системы управления (преобразователя координат) и силового полупроводникового преобразователя. Часто их также называют бесконтактными двигателями постоянного тока или обращенной машиной постоянного тока.

        1 Описание ВД
        1.1 Статор
        1.2 Ротор
        1.3 Датчик положения ротора
        1.4 Система управления ВД
        2 Принцип работы ВД
        3 Управление двигателем
        4 Достоинства и недостатки ВД


        1 Описание ВД



        Этот тип двигателя создан с целью улучшения свойств двигателей постоянного тока.

        В вентильном двигателе (ВД) индуктор находится на роторе (в виде постоянных магнитов), якорная обмотка находится на статоре. Напряжение питания обмоток двигателя формируется в зависимости от положения ротора. Если в двигателях постоянного тока для этой цели использовался коллектор, то в вентильном двигателе его функцию выполняет полупроводниковый коммутатор.

        Основным отличием ВД от синхронного двигателя является его самосинхронизация с помощью ДПР, в результате чего у ВД, наоборот, частота вращения поля пропорциональна частоте вращения ротора, а частота вращения ротора зависит от напряжения питания.


        1.1 Статор

        Статор имеет традиционную конструкцию и похож на статор асинхронной машины. Он состоит из корпуса, сердечника из электротехнической стали и медной обмотки уложенной в пазы по периметру сердечника. Количество обмоток определяет количество фаз двигателя. Обычно это трехфазные, реже четырехфазные двигатели.

        По способу укладки витков в обмотки статора различают двигатели имеющие обратную электродвижущую силу трапецеидальной и синусоидальной формы. По способу питания фазный электрический ток в соответствующих типах двигателя также изменяется трапецеидально или синусоидально.


        1.2 Ротор

        Ротор изготавливается с использованием постоянных магнитов и имеет обычно от двух до восьми пар полюсов с чередованием северного и южного полюсов.

        Вначале использовались ферритовые магниты для изготовления ротора. Они распространены и дешевы, но им присущ недостаток в виде низкого уровня магнитной индукции. Сейчас получают популярность магниты редкоземельных сплавов, так как они позволяют получить высокий уровень магнитной индукции и уменьшить размер ротора.

        В двигателях большой мощности вместо постоянного магнита на роторе используется электромагнит. Напряжение питания к нему подается через контактные кольца установленные на роторе.


        1.3 Датчик положения ротора

        Датчик положения ротора (ДПР) реализует обратную связь по положению ротора, выполняет ту же функцию, что и коллектор в двигателе постоянного тока. Его работа может быть основана на разных принципах – фотоэлектрический, индуктивный, на эффекте Холла, и т.д. Наибольшую популярность приобрели датчики Холла и фотоэлектрические, так как они практически безинерционны и позволяют избавиться от запаздывания в канале обратной связи по положению ротора.

        Фотоэлектрический датчик, в классическом виде, содержит три неподвижных фотоприемника, которые поочередно закрываются шторкой вращающейся синхронно с ротором. Это показано на рисунке. Двоичный код, получаемый с ДПР, фиксирует шесть различных положений ротора. Сигналы датчиков преобразуются управляющим устройством в комбинацию управляющих напряжений, которые управляют силовыми ключами, так, что в каждый такт (фазу) работы двигателя включены два ключа и к сети подключены последовательно две из трех обмоток якоря. Обмотки якоря U, V, W расположены на статоре со сдвигом на 120 и их начала и концы соединены так, что при переключении ключей создается вращающееся магнитное поле.


        1.4 Система управления ВД

        Система управления содержит силовые ключи, часто тиристоры или силовые транзисторы с изолированным затвором. Из них собирается инвертор напряжения или инвертор тока. Система управления ключами обычно реализуется на основе использования микроконтроллера. Наличие микропроцессора требует большое количество вычислительных операций по управлению двигателем.



        2 Принцип работы ВД



        Принцип работы ВД, основан на использовании датчика положения ротора (ДПР), преобразователя координат и силового полупроводникового преобразователя. Они совместно формируют на обмотках статора машины фазные напряжения таким образом, чтобы результирующий вектор напряжения всегда был сдвинут на угол 90° и неподвижен относительно оси магнитного поля ротора.

        Коммутация производится так, что поток возбуждения ротора – Ф поддерживается постоянным относительно потока якоря. В результате взаимодействия потока якоря и возбуждения создается вращающий момент M, который стремится развернуть ротор так, чтобы потоки якоря и возбуждения совпали, но при повороте ротора под действием ДПР происходит переключение обмоток и поток якоря поворачивается на следующий шаг.

        В этом случае и результирующий вектор тока будет сдвинут и неподвижен относительно потока ротора, что и создает момент на валу двигателя.

        В двигательном режиме работы МДС статора опережает МДС ротора на угол 90°, который поддерживается с помощью ДПР. В тормозном режиме МДС статора отстает от МДС ротора, угол 90° так же поддерживается с помощью ДПР.



        3 Управление двигателем



        Скорость ВД регулируется величиной подводимого напряжения к статору. На обмотки статора необходимо последовательно подавать напряжение.

        Регулирование подводимого напряжения к двигателю осуществляется с помощью силовых ключей. Кроме этого силовые ключи регулируют подводимое к двигателю напряжение, за счет чего и осуществляется изменение скорости на валу двигателя.

        В отличие от щеточного электродвигателя постоянного тока, коммутация в ВД осуществляется и контролируется с помощью электроники.

        Распространены системы управления, реализующие алгоритмы широтно-импульсного регулирования и широтно-импульсной модуляции при управлении ВД.

        Система, обеспечивающая самый широкий диапазон регулирования скорости – у двигателей с векторным управлением. С помощью преобразователя частоты осуществляется регулирование скорости двигателя и поддержание потокосцепления в машине на заданном уровне.

        Особенность регулирования электропривода с векторным управлением – контролируемые координаты, измеренные в неподвижной системе координат преобразуются к вращающейся системе, из них выделяется постоянное значение, пропорциональное составляющим векторов контролируемых параметров, по которым осуществляется формирование управляющих воздействий, далее обратный переход.

        Недостатком этих систем является сложность управляющих и функциональных устройств для широкого диапазона регулирования скорости.



        4 Достоинства и недостатки ВД



        В последнее время, этот тип двигателей быстро приобретает популярность, проникая во многие отрасли промышленности. Находит применение в различных сферах использования: от бытовых приборов до рельсового транспорта.

        ВД с электронными системами управления часто объединяют в себе лучшие качества бесконтактных двигателей и двигателей постоянного тока.

        Достоинства:

  • Высокое быстродействие и динамика, точность позиционирования
  • Широкий диапазон изменения частоты вращения
  • Бесконтактность и отсутствие узлов, требующих техобслуживания – бесколлекторная машина
  • Возможность использования во взрывоопасной и агрессивной среде
  • Большая перегрузочная способность по моменту
  • Высокие энергетические показатели (КПД более 90% и соs более 0,95)
  • Большой срок службы, высокая надежность и повышенный ресурс работы за счет отсутствия скользящих электрических контактов
  • Низкий перегрев электродвигателя, при работе в режимах с возможными перегрузками.

    Недостатки:

  • Относительно сложная система управления двигателем
  • Высокая стоимость двигателя, обусловленная использованием дорогостоящих постоянных магнитов в конструкции ротора




   ©2006 Буряк Артем     •     E-mail:artemke@list.ru
ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ
Биография | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске |