Шахтный транспорт как «фактор безопасности»

Запольская Я

Оригинал статьи находится наhttp://com.sibpress.ru/02.06.2006/companies/77419/

Назад в библиотеку

Яна ЗАПОЛЬСКАЯ, Кемерово
 

В последние годы в Кемеровской области все большее внимание уделяется безопасности шахтерского труда. И если в угледобыче удалось снизить аварийность и травматизм, то транспортирование людей и грузов в горных выработках, монтаж и демонтаж шахтового оборудования остаются основными источниками травмирования шахтеров. Но и здесь наметился значительный прогресс — вслед за развитием угольной отрасли стало активнее развиваться и отечественное машиностроение. И сейчас по некоторым позициям оно уже может составлять конкуренцию западным поставщикам добывающей и вспомогательной техники для угольных шахт. Примером такого предприятия отечественного машиностроения может служить новокузнецкая Группа компаний «Монотранс».

С 2000 года компания «Монотранс» являлась представителем чешской фирмы Ferrit, производящей горно-шахтное оборудование. С 2002 года ГК «Монотранс» начала самостоятельное производство монорельсовых подвесных дорог для угольных предприятий. Сейчас «Монотранс» осуществляет производство, монтаж, гарантийное и сервисное обслуживание монорельсового транспортного оборудования, которое поставляет на угольные предприятия России и в первую очередь Кузбасса.

В Группу компаний «Монотранс« входят »Монотранс-Н« (поставка подвесной монорельсовой дороги для транспортировки грузов и перевозки людей), »Монотранс-Т« (выпуск комплектующих частей для подвесной дороги) «Монотранс-Сервис» (проведение гарантийного и сервисного обслуживания этого оборудования на угольных предприятиях севера Кузбасса), ООО «ТрансДизель» (производство подвесных дизель-гидравлических локомотивов и сопутствующего навесного оборудования), ООО «Монотранс Комплекс Технолоджи» (комплексное внедрение монорельсовых систем шахтного транспорта), Monotrans-CZ (Чехия).

Многие руководители угольных предприятий, говоря о создании безопасных условий труда горняков, в числе прочих «факторов безопасности» упоминают и приобретение для шахт в процессе модернизации угольного производства доставочных дорог и дизелевозов. О причине этого «КС» рассказал руководитель регионального Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Росгортехнадзор) Владимир Ковалев. «Процесс модернизации доставочных работ путем внедрения монорельсовых дорог — это один из основных вопросов, над которым работает созданный в прошлом году Координационный совет по развитию угольной промышленности, охране труда и промышленной безопасности Кузбасса, — говорит Владимир Ковалев. — За последний год на всех угольных предприятиях области было внедрено около 80 таких дорог, что заметно снизило аварийность на транспорте при доставке людей и грузов — на 50–60%». По данным областного департамента топливно-энергетического комплекса, обновление шахтных дорог и замена их на монорельсовые в последние годы позволили снизить общий травматизм на угледобывающих предприятиях почти в три раза.

И если прежде, когда угольная отрасль Кузбасса только начинала восстанавливаться, угольщики в поставках и добывающего, и транспортного, и вспомогательного оборудования ориентировались на западных производителей, то теперь ситуация изменилась в пользу отечественных машиностроителей. В отличие от других кузбасских машиностроителей ГК «Монотранс» стала ориентироваться на производство не добывающей техники, а шахтового транспорта. «Мы начали работать с «Монотрансом» в еще то время, когда он был представителем западной компании по продаже и сервисному обслуживанию горно-шахтного оборудования, — прокомментировали историю сотрудничества с ГК «Монотранс» в пресс-службе ОАО «УК «Кузбассуголь». — Затем они стали самостоятельно работать, а партнерские отношения с ними сохранились, и мы работаем с «Монотрансом» по сей день. Летом 2003 года эта компания поставила нам на испытание дизелевоз П-100, который испытание прошел. По нескольким параметрам он уступает западным, но при этом и стоимость его адекватна нашим условиям. В 2005 году на испытание был взят подвесной дизелевоз П-80. Испытания они проходили на «полигоне дизельной техники» шахты «Первомайская».

«Наша компания работает с «Монотрансом» больше двух лет, — говорит старший механик ООО «Шахта «Заречная» Анатолий Бяков. — С этой компанией стали работать из-за того, что у них мощнее дизелевозы — они гораздо дешевле западных и по качеству нисколько не уступают. Свои партнерские обязательства перед нами компания выполняет полностью. При этом модернизация производства, в том числе и с помощью техники «Монотранса», влияет на безопасность на предприятии. Дизелевозы этой компании свои функции выполняют довольно неплохо, после того как мы начали их внедрять, у нас перемонтажи лавы сократились больше чем в два раза. Иногда нам экономически нецелесообразно покупать дизелевоз, тогда мы имеем возможность взять его у «Монотранса« в аренду. По части гарантийного обслуживания тоже все в порядке. Мы намерены и в дальнейшем продолжать сотрудничество с этой компанией».

Кроме того, в Кемеровской области «Монотранс» сотрудничает с ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» — на шахте «Грамотеинская» для перевозки секций механизированной крепи применялись дизель-гидравлический локомотив ДПЛ-120, гидроподъемное устройство УПКГ общей грузоподъемностью 36 тонн и система тормозных тележек. Сотрудничество «Монотранса» с шахтой «Котинская» (ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания») может быть примером оказания комплексных услуг. Работа была начата с того, что на шахту была поставлена и смонтирована монорельсовая дорога, а сейчас ведется подготовка демонтажной камеры, чтобы приступить к демонтажу комплекса DBT (вес секций — 24 тонны) и его транспортировке в монтажную камеру. Кроме того, ГК «Монотранс» сейчас ведет работы по монтажу комплекса МКЮ4У.16/35 и на шахте «Березовская» (ОАО «УК «Кузбассуголь»).

В последнее время «Монотранс» делает акцент не только на продаже транспортного оборудования угольным компаниям и предприятиям, но и на оказании услуг на принципах аутсорсинга угольным предприятиям. «Наряду с монорельсовым оборудованием мы предоставляем своим клиентам полную комплексную услугу по выполнению определенных функций, позволяющую им не нести издержек, неизбежно связанных с расходами на приобретение подвижного состава, — говорит генеральный директор ГК «Монотранс« Игорь Дьячук. — Предприятия освобождаются от создания в своей структуре нового технологически сложного и затратного подразделения. Это дает возможность нашим заказчикам сфокусировать усилия на процессах, являющихся основными для компании, происходит снижение косвенных затрат. А самое главное — наши заказчики могут пользоваться этой услугой настолько, насколько она им необходима». «Монотранс» постоянно обновляет собственный технический парк — например, фирме PETITTO MULE (США) сделан заказ на приобретение кранов-тягачей, позволяющих производить монтаж-демонтаж забойного оборудования в самые сжатые сроки. В ближайших планах — закупка проходческого комбайна, чтобы полностью взять на себя подготовительные работы по монтажу-демонтажу лавы на угольных предприятиях на принципах аутсорсинга.

Но и от основного профиля своей деятельности «Монотранс» отказываться не собирается. Сейчас Группа компаний ведет активную работу по созданию более совершенных видов транспортного оборудования. Например, специалистами компании создан и успешно введен в эксплуатацию дизель-гидравлический локомотив ДПЛ-120, предназначенный для эксплуатации на подвесной дороге с самыми крутыми подъемами (до 30°) — аналогичные локомотивы нескольких зарубежных производителей рассчитаны на угол подъема не более 22°. «Цель нашей компании — создание полного цикла услуг, — говорит Игорь Дьячук. — Цикла, который начинается с поставки оборудования собственного производства, его монтажа и заканчивается выполнением транспортных работ на угольных предприятиях».